Арктическая политика

Арктическая Стратегия России до 2020 года: от проблем к устойчивому развитию

7 марта 2013
Распечатать
20 февраля 2013 года Президент РФ Владимир Путин подписал долгожданный официальный документ по развитию российской Арктики, который называется «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года».
Это важный документ, который Правительство основательно готовило в течение четырех лет. В нем определены главные механизмы и способы достижения стратегических целей устойчивого развития в регионе и обеспечения национальной безопасности. Содержание Стратегии с одной стороны выглядит достаточно оптимистичным: большую часть документа занимает раздел о приоритетных направлениях социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (Далее – АЗРФ). Однако в самом начале авторы не забывают указать основные угрозы и риски, с которыми уже пришлось столкнуться в АЗРФ. Из природно-климатических рисков к ним относятся экстремальные условия, низкая устойчивость экосистем, из социально-экономических рисков – отток трудовых ресурсов, низкое качество жизни коренных малочисленных народов, низкая плотность населения и его неравномерное распределение, отсутствие технологий для освоения новых месторождений, старение ледокольного флота, отсутствие средств постоянного комплексного космического мониторинга и так далее. Именно эти проблемы руководство России планирует решить к 2020 году, параллельно развивая приоритетные направления в АЗРФ, о которых будет сказано чуть позже.
Сейчас хочется остановиться на механизмах реализации Стратегии, а конкретнее способах решения проблем, названных выше. В первую очередь реализация Стратегии, то есть обеспечение устойчивого социально-экономического развития АЗРФ, будет осуществляться при взаимодействии «трех опор»: государства, коммерческих и некоммерческих организаций и гражданского общества, при том, что для развития ключевых проектов потребуется вливание совместных государственных и частных инвестиций, а решение социальных проблем и создание экономических механизмов стимулирования хозяйственной деятельности в АЗРФ ложится на плечи государства. Иными словами, надежда при работе над перспективными инфраструктурными, социальными, инновационными проектами, которые являются наиболее важными с точки зрения дальнейшего социально-экономического развития АЗРФ, возлагаются на частные инвестиции, при этом не только российских, но и иностранных компаний. В разделе «Механизмы реализации Стратегии» отмечается и необходимость совершенствования нормативно-правовой базы АЗРФ, установления особых режимов природопользования и охраны окружающей среды, государственного регулирования судоходства по трассам Северного морского пути. Это является непременно важным аспектом реализации Стратегии, который необходимо выполнить в краткосрочный период времени, так как отсутствие правовой базы несет хаос и не позволяет выполнять другие, наиболее приоритетные направления развития АЗРФ.
Каковы же те самые наиболее приоритетные направления? К ним относится в первую очередь комплексное социально-экономическое развитие АЗРФ, то есть совершенствование государственного управления, улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике, развитие ресурсной базы при использовании новых технологий, развитой инфраструктуры транспортной системы, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса. Все это, согласно Стратегии, может быть достигнуто благодаря государственной поддержке и стимулированию компаний, занимающихся добычей углеводородов, других полезных ископаемых, биоресурсов, также благодаря использованию возобновляемых и альтернативных источников энергии, развитию арктического туризма. Более того, предусматривается модернизация объектов социальной инфраструктуры: домов, школ, детских садов, больниц. Чтобы в дальнейшем эффективно использовать ресурсную базу Арктики, а именно на нее идет упор как на будущую кладезь углеводородов при истощении запасов традиционных месторождений, то здесь предлагается провести комплексное изучение континентального шельфа и прибрежных территорий АЗРФ и сформировать резервный фонд месторождений углеводородов, а также цветных, благородных и драгоценных металлов, хрома, марганца, олова, урана, титана, цинка. Чтобы модернизировать и развить инфраструктуру Северного морского пути предлагается развивать ледокольный флот, обеспечить круглогодичную работу СМП, развить железнодорожные и аэропортовые сети вдоль трассы СМП, а также сформировать опорную сеть автомобильных дорог в АЗРФ.
Важным и интересным для всех студентов и аналитиков-ученых должно быть направление развития науки и технологий в АЗРФ. Здесь отмечена необходимость объединения ресурсов и возможностей «четырех опор»: государства, бизнеса, науки и образования для стимулирования проведения международных научных и научно-технических исследований в Арктике.
В целях развития информационно-телекоммуникационных технологий в АЗРФ планируется создать надежную систему оказания услуг связи, навигационных, гидрометеорологических и информационных услуг для освещения ледовой обстановки, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. В Стратегии упоминается о работе над созданием в Роскосмосе многоцелевой космической системы «Арктика», а также о модернизации уже имеющейся радионавигационной системы дальнего действия «РСДН-20» («Маршрут»;).
Охрана окружающей среды АЗРФ также является приоритетом. Сюда входит мониторинг состояния арктических экосистем, обеспечение сохранения биоразнообразия, ликвидация экологического ущерба, причиненного в результате прошлой хозяйственной, военной и иной деятельности в АЗРФ, очистка арктических территорий и морей от загрязнения.
Еще одним приоритетным направлением является развитие международного сотрудничества и сохранение Арктики в качестве зоны мира. Здесь говорится о необходимости взаимодействия и сотрудничества с другими приарктическими государствами по всем вопросам: международно-правовым, экологическим, экономическим и так далее. Подчеркивается необходимость создания единой региональной системы поиска и спасения, предотвращения техногенных катастроф, развития научно-технического и культурного взаимодействия, а также сотрудничества в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения природной среды в Арктике.
Завершает список цель обеспечения военной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ. Это возможно, исходя из Стратегии, путем поддержания необходимого уровня боеготовности войск в АЗРФ для нейтрализации внешних и внутренних военных опасностей в мирное время, и для отражения агрессии при военных действиях.
Реализация всех вышеперечисленных планов и целей запланирована в два этапа. Первый этап займет два года (до 2015), к нему относится в первую очередь совершенствование нормативно-правовой базы АЗРФ, реализация государственной программы социально-экономического развития региона, оформления внешней границы континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане, разработка единой системы мониторинга состояния окружающей среды, создание аварийно-спасательных центров, развитие научных исследований в Арктике. Второй этап, рассчитанный на пять лет (с 2015 по 2020 гг.), подразумевает под собой полноценный переход к устойчивому социально-экономическому развитию АЗРФ, что включает в себя развитие инфраструктуры Северного морского пути и флота, снижение негативных последствий на окружающую среду, укрепление позиций России в Арктике, рациональное использование ресурсов и сохранение природной среды АЗРФ.

Итак, исходя из Стратегии, развитие приоритетных направлений и решение существующих в АЗРФ проблем взаимосвязаны и взаимозависимы. Чем больше решается проблем при реализации Стратегии, тем больше приоритетных целей и задач реализовывается и наоборот. Вопрос заключается в трудоемкости процесса из-за сложных климатических условий, а также в необходимости больших финансовых вложений. Если Правительство сможет найти добропорядочных и заинтересованных инвесторов, а также с энтузиазмом приступит к достижению установленных целей, тенденции социально-экономического развития АЗРФ будут положительными, и национальная безопасность РФ в Арктике будет достигнута.

Автор: Корнилова Анастасия

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся