Арктическая политика

Япония в Арктике: комплексная стратегия развития региона

3 февраля 2016
Распечатать

Автор: Федотова Анастасия, стажер РСМД, студент Института восточных культур и античности РГГУ.

 

«Конечно, Япония находится за пределами Арктического региона, однако, будучи морским государством, придающим огромное значение глобальным проблемам окружающей среды, должна быть должным образом включена в международные переговоры, касающиеся Арктики».

 

Заместитель пресс-секретаря министерства иностранных дел Японии в 2013 г. Наоко Сайки[i]

 

Возможности и проблемы, возникающие в Арктическом регионе, в последние несколько лет вызывают интерес и обеспокоенность не только приарктических государств, но и так называемых «нерегионалов», к числу которых относится и Япония[ii]. Не секрет, что для страны, имеющей сильно ограниченный запас природных ресурсов при огромном научном и технологическом потенциале, а также финансовой возможности осуществлять деятельность в условиях крайнего Севера Арктика является весьма привлекательным регионом, несмотря на трудности ее исследования и разработки. Каков конкретный план действий Японии в регионе?

Защита окружающей среды

Япония – страна, которая традиционно выступает за защиту окружающей среды. В 1997 г. она была одним из инициаторов принятия Киотского протокола по ограничению выброса парниковых газов в атмосферу. А после аварии на АЭС Фукусима-1, произошедшей в марте 2011 г., Токио стал как никогда бережно и внимательно относиться к глобальным экологическим проблемам. Речь премьер-министра Синдзо Абэ на международной климатической конференции в Париже в ноябре 2015 г. еще раз подтвердила серьезность Японии в отношении глобального потепления. В частности, в рамках проекта Actions for Cool Earth 2.0 к 2020 г. она готова выделять 1,3 млрд йен ежегодно на помощь развивающимся странам в преодолении трудностей, связанных с негативным влиянием климатических изменений, что в 1,3 раза выше сумм, выделяемых ранее. Данная программа разработана в Токио и направлена на предотвращение глобального потепления и как следствие противодействие таянию арктических льдов посредством сокращения выброса в атмосферу углекислого газа и помощи развивающимся странам, страдающим от изменения климата.

 

Вызовы Арктического региона Токио рассматривает как ключевые процессы, оказывающие влияние на мировую климатическую ситуацию в целом, способствующие ускорению процесса глобального потепления и угрожающие природной среде самой Японии. В частности, согласно официальному докладу правительства Японии, изменение климатической ситуации в Арктике может оказать влияние на увеличение случаев природных катаклизмов в странах, расположенных в северных и умеренных широтах, равно как и в самой Японии.

 

Традиционно являясь одним из лидеров в области науки и инновационных технологий, Токио стремится активно участвовать в исследовании Арктической зоны. Исследования полярных регионов проводятся с 1959 г., когда Япония подписала Договор об Антарктике. Двумя годами позже, в 1961 г. был основан Национальный институт полярных исследований (НИПИ), который успешно функционирует и сегодня. Институт осуществляет исследования в области климатических изменений, биологии и геологии Арктики. В 1991 г. совместными усилиями правительства Норвегии и НИПИ в поселке Ню-Олесунн на острове Шпицберген была открыта первая японская полярная станция. Япония также присоединилась к Международному научному арктическому комитету (IASC) и инициировала создание Исследовательского центра природы Арктики, на базе которого проходят международные форумы и семинары. В частности, в апреле 2015 г. в городе Тояма прошел масштабный научный саммит, посвященный проблемам Арктики.

 

Новые природные вызовы, с которыми сталкивается международное сообщество, способствуют расширению сферы деятельности Японии в регионе, применению накопленного ею опыта предотвращения природных катаклизмов и передовых научных технологий. Одним из направлений арктических исследований является прояснение механизмов и причин возникновения климатических изменений, а также предсказание их возможных последствий и усиление подготовки научных специалистов-полярников. В частности, в 2013 г. на развитие арктических исследований, являющихся «ключом к пониманию климатических изменений», было выделено более 1 600 млн йен.

Северный морской путь

По словам бывшего посла Японии по арктическим вопросам Кэнити Суганума, таяние льдов Арктики может быть рассмотрено и в положительном ключе, так как благодаря сокращению ледяного покрова появляется возможность использования нового морского пути, сокращающего расстояние между Азией и Европой на 40% по сравнению с маршрутом, проходящим через Суэцкий канал. (Расстояние Гамбург-Йокогама при проходе через Суэцкий канал составляет 18350 км, тогда как по Северному морскому пути сократится до 11100)[iii].  Следовательно, это требует меньших финансовых, топливных и временных затрат. Тем не менее данный маршрут не полностью изучен научным сообществом в контексте влияния судоходства на морскую фауну, а также безопасности его использования. В связи с этим Япония подчеркивает необходимость научного сотрудничества и обсуждения на международном уровне проблемы развития данного направления, а также разработки нормативного регулирования использования Северного морского пути. Правительство Японии выступает с инициативой идентификации природных, технических, системных и экономических возможностей маршрута и началу подготовки к его практическому использованию японскими судоходными компаниями при одновременном развитии системы морских и погодных прогнозирований.

 

Кроме того, Токио понимает, что открытие новых торговых путей сталкивается с проблемами межгосударственного и территориального характера, которые могут нанести урон национальной безопасности страны. В связи с этим Япония настаивает, что необходимо следовать принципу верховенства права, а также помнить, что воды Северного ледовитого океана, как и все другие водные пространства, контролируются международными нормами, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., обеспечивающими свободу навигации. Подчеркивается, что при прокладывании нового маршрута необходимо сотрудничать с прибрежными государствами для обеспечения свободы и безопасности передвижения.

Природные ресурсы

Япония подчеркивает, что несмотря на предполагаемые обширные запасы природных ресурсов в данном регионе, их разработка сталкивается с трудностями, связанными с тяжелыми условиями Севера и неприспособленностью оборудования к экстремальному холоду. Позиция Токио заключается в способствовании изобретению и приспособлению техники к таким условиям, основываясь на международном сотрудничестве и взаимодействии государства и частного сектора. Согласно последним данным, Япония намерена продолжать сотрудничество и оказание финансовой поддержки Гренландской компании по добыче топлива Greenland Petroleum Exploration Co., Ltd., которая совместно с Японской нефтегазовой национальной компанией осуществляет исследовательский проект в акватории Гренландии.  

 

Как известно, после трагической аварии, произошедшей на АЭС Фукусима-1, Япония приостанавливает работу оставшихся атомных электростанций, находящихся в зонах высокой сейсмоактивности, делая ставку на разработку альтернативных источников питания. В таких условиях интерес Токио к энергетическим запасам Арктики многократно увеличивается. Кроме того, после выброса большого количества радиоактивных отходов в воды восточного побережья Японии, вызванного все той же аварией, добыча рыбных ресурсов сильно сократилась. Богатые различными видами рыбы воды Северного ледовитого океана в данных условиях привлекают японскую сторону. Однако Токио настаивает на том, что рыбный промысел должен осуществляться после полноценного научного исследования при сотрудничестве с заинтересованными странами, а также с согласия прибрежных государств.

Поддержка коренного населения

Япония уделяет большое внимание проблеме сохранения традиционной экономики и уклада жизни народов Севера. Финансовая помощь населению, которое составляет около 4 млн человек, вписывается в программу Actions for Cool Earth 2.0. Однако в данном контексте речь идет не только о спасении населения от негативных изменений климата, но и о сохранении их традиционного языка, культуры и образа жизни.

Международное сотрудничество

Япония активно участвует в международных встречах различных форматов, на которых обсуждаются проблемы и возможности Арктики. В 2009 г. государством была подана заявка на получение статуса наблюдателя при Арктическом совете, который является одним из основных международных институтов, регулирующих сотрудничество в регионе. В 2013 г. заявка была одобрена. «Мы всем сердцем приветствуем это решение [признать статус наблюдателя]. Япония намерена принимать участие во всех собраниях, проводимых под эгидой Арктического совета и в дальнейшем взаимодействовать с другими членами совета, равно как и с коренными народами Севера, и вносить вклад в деятельность совета посредством участия в различных рабочих группах на более стабильном положении», – заявила пресс-секретарь Министерства иностранных дел Японии Наоко Саики. По словам бывшего заместителя министра иностранных дел Сюдзи Кира, Япония участвовала в качестве наблюдателя на конференции, проводимой Арктическим советом в Оттаве в 1996 г., что говорит о том, что она принимала участие в деятельности Совета с момента его учреждения.

 

Кроме того, создаются условия для межведомственной комплексной работы по данному направлению. В 2010 г. МИД Японии была создана рабочая группа по вопросам выработки долгосрочной политики в Арктике. Важным пунктом в международном взаимодействии по вопросам Арктики является создание структуры обмена информацией между научными и исследовательскими центрами, что обусловлено трудностями в исследовании региона.

 

Основную ставку во взаимодействии с приарктическими государствами Япония делает не на своего традиционного союзника США. За последние несколько встреч между лидерами РФ и Японии также ни разу не поднимался вопрос сотрудничества в Арктическом регионе, тогда как с 2014 г. было проведено не менее 3 встреч на высшем уровне с представителями Исландии, Дании и стран Северо-Балтийской восьмерки. В некоторой степени такой выбор продиктован тем, что эти страны являются наиболее уязвимыми игроками на арктической арене в связи с отсутствием должной финансовой основы для конкурирования с США, Канадой или Россией. Япония может предоставить им инвестиционную поддержку, а также научный потенциал в обмен на закрепление в Арктике.

 

Таким образом, следует отметить, что участие Японии в Арктическом регионе носит комплексный характер и продиктовано не сиюминутными нуждами, а направлено на долгосрочный период.

 


[i] Пресс- конференция Наоко Сайки, 21 марта 2013г . / МИД Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/press/kaiken/kaiken26e_000002.html.
[ii] Также к «нерегионалам» относятся КНР, Республика Корея, Сингапур, Индия, Италия.
[iii]Арктический регион: вопросы международного сотрудничества. Учеб.-метод. материалы № 1/2015 / [В. Н. Конышев, А. А. Сергунин]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: Спецкнига, 2015. 72 с.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся