Блог Александры Шаповаловой

Достучаться до ЕС

27 Января 2014
Распечатать

Завтра, 28 января, состоятся два события, которые могут существенно повлиять на ход украинского кризиса. Первое – внеочередное заседание Верховной Рады, на котором действующая власть попытается принять какие-либо компромиссные решения для выхода из кризиса. Второе – саммит Россия-ЕС, где украинский вопрос, вне сомнений, будет обсуждаться одним из первых.

 

Такое совпадение кажется весьма символичным, потому что украинский кризис, с одной стороны, имеет сугубо внутреннюю природу, а с другой, не может быть разрешён без создания необходимых внешних условий.

 

Накал обострившегося на Украине внутреннего конфликта связан с классической ситуацией одновременного наложения нескольких линий разделения общества. В данном случае это линии:

  1. геополитической ориентации;
  2. социокультурной идентификации и;
  3. социально-экономической, а проще говоря, классовой дифференциации.

 

О первых двух линиях в последнее время говорится много. Даже слишком много. Последняя практически не упоминается, хотя именно она является той подводной миной, которая уже сдетонировала в прошедшую неделю и может сдетонировать ещё сильнее в дальнейшем. И дело не только в разрыве между элитой и обществом, а в многочисленных разрывах как внутри клановой элиты, так и неоднородного, дезориентированного общества. Пресловутое разделение между Востоком и Западом всегда было и остаётся множественным разделением различных социальных слоёв. И если ранее протест был канализирован таким образом, чтобы выводить на поверхность только один, властно-общественный уровень конфликта, то по мере эскалации становится понятно, как много совершенно различных протестов слилось в этом бурлящем котле.

 

Но, похоже, для многих внешних игроков понимание этого ещё не пришло. И самое печальное, что оно не появилось у высших функционеров Европейского Союза, декларации и решения которых имеют большое значение для урегулирования конфликтной ситуации.

 

С сожалением приходится признавать, что ЕС по-прежнему стремится использовать эту ситуацию как рычаг давления на украинское руководство для того, чтобы довести до конца эпопею с Соглашением об ассоциации. Отсюда и нежелание вопреки ожиданиям многих протестующих в Киеве переходить к открытым санкциям против украинским чиновников. Ведь ключевая цель - как можно быстрее добиться подписания ассоциации, и со скомпрометированной, но действующей властью этого достичь проще, чем ждать формирования новых властных структур.

 

Брюссель ещё «доигрывает вильнюсский раунд», не замечая, что игра перешла в совершенно иную плоскость. В принципе это неудивительно, учитывая то, как ЕС формировал свою политику в отношении Украины последние три года, демонстрируя готовность слушать только тех и только то, что ему хотелось бы слышать. Но сейчас до него нужно донести одну простую вещь – в нынешних обстоятельствах пора прекратить перетягивание украинского геополитического каната, потому что символическая победа в этом состязании может быть достигнута только ценой полной дестабилизации Украины. Недопущение этого сценария является главной задачей всех внешних игроков, в выполнении которой Россия выступает союзником ЕС.

 

Пора осознать масштаб проблемы: Украине предстоит практически с нуля построить новую ответственную элиту, административную систему и политическую идентичность при том, что внутри украинского общества конструктивных сил, способных взять на себя эту миссию, очень мало. Более того, готовых рецептов государственного строительства для быстрого внедрения здесь не существует. В этих условиях благоприятная внешняя среда и координация политики ведущих заинтересованных сторон является базовой предпосылкой для успешного продвижения этого процесса.

 

Европейскому Союзу стоит прекратить лелеять «нормативную иллюзию», будто механическая проекция его норм в украинское законодательство автоматически приведёт к консолидации и стабилизации общества. Противоречия в нём намного глубже и волатильнее, чем кажется на первый взгляд. И личностные факторы значат здесь не меньше, чем нормативные или институциональные.

 

Если российской стороне завтра удастся донести этот мессидж до европейских функционеров, можно надеяться на то, что процесс перейдёт в конструктивное русло. В противном случае ситуация будет усугубляться вплоть до самых негативных сценариев.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся