Блог Ильи Кравченко

Команда Трампа: козыри в рукаве?

17 Декабря 2016
Распечатать
Поделиться статьей
Илья Кравченко

К.полит.н., американист, эксперт РСМД

Блог: Блог Ильи Кравченко

Рейтинг: 0


Имя Дональда Трампа не сходит с первых полос крупнейших мировых изданий. Безусловно, к такому ему не привыкать. За последний год его по праву можно назвать самым одиозным политиком первого ранга в мире. Собственно, одно из ведущих и старейших американских изданий Time назвало избранного президента США человеком года. Воспринимать это стоит как имиджевую победу Трампа. Тем не менее, критики постоянно нападают на будущего президента, обвиняя его в отсутствии необходимого опыта. Но Трамп не был бы Трампом, если бы не держал в рукаве козырь. Вернее, несколько козырей.



 



Начать следует, прежде всего с того факта, что все упоминаемые ниже лица, являющиеся кандидатами на ключевые посты в администрации будущего президента, должны пройти одобрение в Сенате. Это крайне важно для понимания внутриполитических процессов, которые происходят и будут еще активнее происходить после инаугурации Дональда Трампа. Ведь, несмотря на принадлежность к Республиканской партии, у Трампа в Конгрессе не так уж и много союзников.



 



Однако не стоит преподносить ситуацию в слишком мрачных тонах. На протяжении всей истории Соединенных Штатов только 9 кандидатур были отвергнуты Сенатом. Последний известный случай произошел в 1989 году, когда сенаторы отклонили кандидатуру Джона Тауэра на пост Министра Обороны, предложенную Джорджем Бушем. Но то были обвинения в пьянстве, жестоком обращении с женщинами и связях с оборонной промышленностью. У нынешних кандидатов список «грехов» состоит из элементов иного масштаба и содержания. В случае Трампа возможен иной вариант – самостоятельный отзыв предложенной им кандидатуры или же отзыв самим кандидатом. При нынешнем президенте Бараке Обаме подобное происходило трижды, в начале его первого президентского срока – каждый из номинированных им кандидатов на ключевые посты самостоятельно отозвал свою кандидатуру либо по причине новой скандальной информации личного характера, либо по причине расхождений по ключевым вопросам с самим Обамой.



 





Обложка декабрьского номаера Time, фото turner.com



 



На мой взгляд, целесообразнее проанализировать не весь список кандидатур Трампа (многие из которых с большой долей вероятности будут одобрены), а сосредоточиться на самых спорных личностях. Среди потенциальных членов будущего Кабинета будет несколько миллиардеров (например, инвестор Уилбор Росс предложен на пост Министра торговли), и чуть больше миллионеров (к примеру, со-основатель WWE, международной федерации реслинга Линда Макмэн выбрана Трампом на пост главы администрации по делам малого бизнеса). К слову, супруга Линды, Винсента Макмэна, избранный президент в свое время успел «избить» и побрить наголо в прямом эфире. Но это так, к разговору о том, что поверженных соперников Трампу унижать не в первой.



 



Однако самыми обсуждаемыми в медийном и экспертном сообществах стали три кандидатуры Трампа: на пост Госсекретаря, Министра Обороны и Постоянного представителя США при ООН. Начнем по порядку.



 



64-летний уроженец штата Техас, отец 4-х детей, христианин, председатель совета директоров и главный управляющий одной из крупнейших нефтяных компаний мира и обладатель российского Ордена Дружбы – вот краткое резюме на потенциального Государственного секретаря США Рекса Тиллерсона. Чем такой человек выгоден Трампу?



 



Во-первых, он обладает большим количеством личных и деловых контактов по всему миру. С крупнейшими нефтяными компаниями мира им были заключены сделки на миллиарды долларов. Но список стран включает и Россию. В свою очередь, этот аспект и является главным камнем преткновения для одобрения в Сенате. Это связано с тем, что Тиллерсон неоднократно говорил о неэффективности санкций как таковых и имеет хорошие отношения лично с Игорем Сечиным и Владимиром Путиным, деятельность которых большинством республиканцев рассматривается в негативном качестве, особенно применительно к вопросу об «угрозе национальным интересам США». Среди основных критиков в Сенате Джон Маккейн (кандидат в президенты от Республиканской партии на выборах в 2008 году), Марко Рубио (потенциальный кандидат от Республиканской партии на выборах этого года, проигравший праймериз Дональду Трампу), Линдси Грэм (также потенциальный кандидат от Республиканской партии, в итоге снявший свою кандидатуру и поддержавший Джеба Буша).



 



Во-вторых, Тиллерсон является сторонником обамовского проекта Транс-Тихоокеанского партнерства. По его мнению, США необходимо активнее действовать в борьбе за открытые рынки и свободную торговлю, чтобы помочь производить энергию для некоторых развивающихся экономик мира, к которым относятся потенциальные страны-члены Транс-Тихоокеанского партнерства. Как известно, абсолютное большинство республиканцев в Сенате высказываются резко против данного проекта Барака Обамы. Более того, сам Дональд Трамп неоднократно негативно высказывался о Транс-Тихоокеанском партнерстве, а в своем видео выступлении о «Первых 100 днях» заявил, что США выйдут из партнерства в первый же день его президентства.



 





Рекс Тиллерсон, WSJ.com



 



И в-третьих, назначение Тиллерсона на пост Госсекретаря чревато серьезным конфликтом интересов. Компания Exxon Mobil проводит сотни деловых операций на каждом континенте и имеет колоссальные инвестиции в десятках стран мира. У самого Тиллерсона имеется пакет акций нефтяной компании на сумму, по данным издания Fortune, в 245 млн. долларов. Другими словами, пока расклад сил таков, что Тиллерсону не заполучить одобрение в Сенате.



 



Говоря о кандидате на пост Министра Обороны США, необходимо иметь в виду, что он является человеком бескомпромиссным и приверженцем «жесткого» курса. Речь идет о Генерале Джеймсе Мэттисе, возглавлявшем Корпус морской пехоты США и участвовавшем в военных действиях в Афганистане и Ираке. В отличие от Рекса Тиллерсона, у кандидатуры Меттиса шансы быть одобрены в Сенате значительно выше. К числу моментов в его биографии, способных помешать такому исходу голосования можно отнести порой слишком резкие высказывания. Чего стоят «Это забавно — стрелять в некоторых людей» или же «Будьте вежливыми, будьте профессиональными, но будьте готовы убивать каждого, кого встретите». Подобная риторика не совсем привычна для должности Министра Обороны последних лет.



 





Генерал Джеймс Мэттис, gospelherald.com



 



И как раз с самой должностью тоже могут возникнуть проблемы в Сенате. Ведь Мэттис, в случае одобрения его кандидатуры, станет первым Генералом, занявшим должность Министра Обороны со времен Джорджа Маршалла, а это ни много ни мало более 60 лет. По законам США Мэттису, ушедшему в отставку в 2013 году, придется получить специальное разрешение от Сената для того, чтобы занять эту должность. Более того, в случае положительного решения сенаторов, у Мэттиса возникнет конфликт интересов с Джозефом Данфордом, Председателем объединенного комитета начальников штабов. Во время иракской кампании Данфорд находился в подчинении у Мэттиса, а теперь занимает одну из ключевых позиций в военном командовании США.



 



Анализируя кандидатуры, предложенные Трампом, нельзя не упомянуть Никки Хейли, губернатора от штата Южная Каролина. Ее кандидатура интересная тем, что она, имеет колоссальное влияние и поддержку среди членов Республиканской партии. Будучи первой женщиной-губернатором Южной Каролины, она также является первой представительницей национальных меньшинств (ее родители иммигрировали из Индии), занимавшей этот пост. Хейли до последнего оставалась критиком Дональда Трампа. Однако она не раздумывая согласилась занять пост Постоянного представителя США при ООН. И здесь как раз начинаются проблемы. Дело в том, что у Хейли напрочь отсутствует опыт международника. Большую часть политической карьеры она посвятила внутренним проблемам своего штата. Известно, что Хейли яро поддерживает Израиль. Будучи губернатором она даже подписала законопроект, в котором говорится о необходимости «прекратить попытки бойкотировать, лишать права голоса и вводить санкции против Израиля». К слову, это был первый случай в американской истории, когда подобные законопроекты принимались на уровне штата.



 





Никки Хейли, pinterest.com



 



Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что Демократическая партия при всем желании не сможет повлиять на процесс одобрения или неодобрения кандидатур предложенных Дональдом Трампом. И винить демократы могут только сами себя. В 2013 году они решили противостоять республиканскому доминированию в Сенате и стали инициаторами изменения в системе распределения необходимых для принятия решений голосов. Причиной тому послужили частые филибастеры (с англ. filibuster – обструкции) республиканцев по отношению к кандидатурам демократов на должности исполнительной или судебной ветвей власти. К наиболее частым филибастерам относятся, к примеру, чрезвычайно долгая речь, которая затягивает процесс принятия решения. В итоге, сенаторы пришли к соглашению, согласно которому для одобрения кандидатур на посты в исполнительной и судебной ветвях власти (кроме кандидатур судей в Верховный суд) необходимо простое большинство голосов, а не 60, как было раньше. Теперь же, когда Республиканская партия еще более прочно закрепилась в Сенате, демократам ничего не остается, кроме как попытаться договариваться и идти на компромиссы, а порой и просто наблюдать за ходом голосования.



 



В любом случае, Дональд Трамп пока только озвучил будущих потенциальных членов его команды. Одобрит ли их Сенат, не откажутся ли они сами в последний момент или же не передумает сам избранный президент – все это мы узнаем уже после 20 января 2017 года, в день инаугурации 45-го президента США. 


Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся