Блог Ильи Кравченко

Жизнь после референдума – как отразятся результаты на американо-британских отношениях.

24 Июня 2016
Распечатать

Референдум в Великобритании о вопросе выхода страны из Европейского Союза, безусловно, является главной темой новостных лент большинства государств мира. На протяжении последних месяцев шли многочисленные дискуссии относительно того, какой выбор сделают граждане Соединенного Королевства: сохранить членство своей страны в рядах крупнейшего и на сегодняшний день самого эффективного интеграционного образования, или же отделиться и активнее проводить собственную политику? Агитация достигала небывалых масштабов, сторонники и противники ЕС выступали со всех возможных трибун. Однако 23 июня 2016 года граждане Великобритании сделали свой выбор – 52% проголосовали за выход из ЕС.

Сразу стоит сказать, что сама история отношений Лондона и Брюсселя всегда имела особый оттенок. Великобритания присоединилась к Европейскому Экономическому Союзу только в 1975 году, кстати, тоже после общенародного референдума. Уже в 1990-е гг. страна не захотела открывать свои границы в рамках Шенгенской зоны, а также заменить свою национальную валюту на евро. Критики сближения с ЕС уже тогда вовсю говорили о том, что интеграция все больше носит политический характер, и государства-члены со временем не смогут самостоятельно принимать решения и потеряют большую часть суверенитета.

Тем не менее, события последних дней непросто дались и главному союзнику Великобритании – Соединенным Штатам Америки. Официально Белый дом придерживался позиции нейтралитета, заявляя, что решение о продолжении членства в ЕС должны принимать только сами граждане Великобритании, и никто извне на это влиять не должен. Несмотря на это, Барак Обама открыто высказался за сохранение Соединенным Королевством членства в Европейском Союзе. Он делал акцент на тесных исторических связях между США и Великобританией, подчеркивая, что все важнейшие современные институты создавались при активной роли Лондона и Вашингтона, будь то ООН, НАТО или же Всемирный Банк. Вдобавок терять рынок сбыта практически половины своего экспорта из-за выхода из организации, которая и предоставляет доступ к этому рынку, по мнению американского президента, явно плохая затея. Обама сразу дал понять, что заключать новое торговое соглашение с Великобританией, его страна спешить не будет. И это при том, что порядка 17% экспорта британских товаров приходится именно на США. Как мы видим по результатам референдума, худшие подозрения подтвердились.

Белый дом боится цепной реакции, которая последует за выходом Великобритании из ЕС. Заокеанскому союзнику Лондона хорошо известно о правых популистах в ряде государств-членов, таких как  Партия свободы Герта Вилдерса в Нидерландах или Национальный фронт Марин Ле Пен во Франции. Подобные движения быстро набирают политические очки на волне серьезных международных потрясений, результаты которых легко можно перенести на национальную почву. Дестабилизация региона, который так важен Соединенным Штатам для реализации проекта Транс-Атлантического Торгового Партнерства, явно не будет рассматриваться Вашингтоном в качестве положительного шага.

Говоря о том, как на это стоит реагировать России, следует помнить, что официальные позиции Лондона и Вашингтона практически всегда полностью совпадают. Так, Барак Обама во время своего визита в Лондон в апреле сего года отметил, что двум государствам необходимо уверить своих союзников по НАТО, особенно государствам Прибалтики, что «российская угроза» не затронет их суверенитет.

Интересно, что многие как американские, так и британские СМИ особо подошли к прогнозированию американо-британских отношений после референдума. И большинство сошлись во мнении, что единственное, что может пострадать – экономические отношения. Великобритания является седьмым по величине торговым партнером США. Влияние Brexit на торговлю между двумя государствами будет во многом зависеть от того, подпишут ли США соглашение о свободной торговле с Великобританией или с ЕС. Но перспективы соглашения  США-ЕС, или Транс-Атлантического Торгового Партнерства, пока не особо ясны. А выход Британии из ЕС в свою очередь может сделать реализацию проекта Партнерства еще менее вероятной, что, возможно, даст толчок к новому торговому соглашению непосредственно между США и Великобританией.

Говоря о будущем американо-британских отношений, стоит учитывать реакцию потенциальных кандидатов в президенты США. Так, Хилари Клинтон практически полностью придерживается официальной линии нынешнего главы Белого дома и видит сильную Британию только в границах ЕС. Однако выбор граждан она уважает. В свою очередь Дональд Трамп положительно отреагировал на результаты референдума. Так или иначе, оба потенциальных кандидата не намерены расставаться с одним из основных союзников в регионе, ни в экономическом, ни в политическом, ни уж тем более в военном аспектах. Кто бы ни стал президентом, одиозный республиканец или же прагматичная демократ, внешнеполитическая линия Вашингтона неизменно будет направлена на поддержку Лондона и проецирование через него своего влияния в Европе. Но захочет ли сам Туманный Альбион продолжать такое сотрудничество? Пока сказать трудно, так как нынешний премьер-министр Дэвид Кэмерон подал в отставку, а выборы назначены на октябрь сего года. В любом случае, в эпоху победы популистских лозунгов над прагматическими, надо выстраивать свою политику максимально продуманно. Этим и будут сейчас заниматься в Вашингтоне, анализируя результаты беспрецедентного на сегодняшний день референдума. 

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся