Блог Ильи Кравченко

Союзники навсегда. Не только на словах.

21 сентября 2016
Распечатать

США имеют давние и прочные союзнические связи с Израилем. Являясь первым государством, признавшим молодое еврейское государство де-факто в 1948 году, США довольно быстро осознали важность страны в контексте выстраивания своей политики на Ближнем Востоке. Решающим фактором, повлиявшим на установление прочных отношений между США и Израилем, стал отход СССР от поддержки Израиля в сторону соседних арабских государств, особенно разрыв дипломатических отношений после «Шестидневной войны» 1967 года. В дальнейшем США стали оказывать Израилю огромную финансовую, военную и политическую поддержку.

 

В 2007 году между двумя государствами было заключено соглашение на оказание военной помощи в размере 30 млрд. долларов сроком на десять лет. Среди его инициаторов был президент США Дж. Буш-младший и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт. Примечательно, что тогда Вашингтон и Тель-Авив расценивали Иран как угрозу стабильности в регионе и обвиняли Тегеран в разработке атомного оружия. Тогдашний президент Ирана Махмуд Ахмадинежад неоднократно призывал «стереть Израиль с лица земли», что ни могло не сказаться на выработке внешней политики в отношении данного государства как в Вашингтоне, так и в Тель-Авиве.

 

Однако со вступлением в должность президента Б. Обамы политика США на Ближнем Востоке стала меняться. Появилось стремление Белого дома нормализовать отношения с мусульманским миром. И хотя практически все союзники и партнеры Соединенных Штатов в регионе – это государства, в которых исповедается ислам, преимущественно суннитского направления, рано или поздно пришел бы черед и крупнейшей шиитской страны – Ирана. Ждать, правда, пришлось целых 7 лет.

 

Камнем преткновения в американо-израильских отношениях в последнее время стало соглашение о снятии санкций с Ирана в январе этого года. Проблема заключается в том, США в этом случае выступили в качестве одного из главных сторонников смягчения позиции по иранской ядерной программе, решив, что следует предоставить Тегерану возможность изменить свою политику в обмен на выход из международной экономической изоляции.

 

Стоит отметить, что в вопросах выстраивания санкционной политики в отношении дестабилизирующих с американской точки зрения государств, Соединенные Штаты имеют хорошо отработанную схему – заменять одни санкции другими. Главное – чтобы политически это выглядело бы как шаг навстречу нормализации в отношениях. Так произошло и на этот раз, 16 января сего года подписано то самое соглашение об отмене санкций, а уже 17 января Министерство финансов США ввело новые санкции в отношении 11 компаний и частных лиц, причастных к программе по разработке баллистических ракет в Иране. Обоснованием для ввода новых санкций названа необходимость в снижении агрессивности Ирана и увеличения стабильности в регионе.

 

С точки зрения израильского политического истеблишмента, соглашение США с Ираном не предотвратит разработку Тегераном ядерного оружия. Более того, снятие санкций приведет к выходу Ирана на международные энергетические и иные рынки, то есть его экономика будет ежегодно получать на десятки миллиардов долларов больше. И здесь позиции Тель-Авива и Вашингтона расходятся кардинально.

 

Позиция первого – направить дополнительные притоки инвестиций в иранскую экономику на развитие военного потенциала Ирана, а также на поддержку военизированных шиитских формирований на Палестинских территориях и Хезболла в Ливане. По мнению Вашингтона, высвободившееся средства Тегеран будет направлять на развитие своей инфраструктуры, не столько военной, сколько социальной. Здесь просматривается стремление США вернуть Ближнему Востоку некое подобие баланса сил, которого не было там уже очень долгое время. Ведь, если снизить радикальные настроения в обществе, сделать его более однородным, открыть ему доступ к западным ценностям, то в нем перестанут возникать идеи о полном уничтожении соседнего государства только из-за того, что там проживают евреи. В Вашингтоне стали осознавать, что после снятия санкций, иранские граждане больше не смогут обвинять во всем Соединенные Штаты, то есть может произойти положительный сдвиг внутри иранского общества по отношению к демократическим институтам, что будет способствовать их большему внедрению в их страны.

 

В этой связи, Белому дому необходимо было предоставить Израилю то, в чем он так нуждается – гарантии его безопасности. Если есть хоть малейший шанс, что Иран усилится и увеличит поддержку Хезболла, то Израиль должен быть абсолютно готов отразить все удары, причем даже в том случае, если они будут происходить сразу по всем фронтам. И здесь администрация Б. Обамы делает вполне закономерный шаг – подписывает крупнейшее за всю историю США соглашение об оказании военной помощи иностранному государству. Естественно этим государством становится основной форпост Белого дома на Ближнем Востоке – Израиль.

 

Сумма помощи и вправду колоссальна – 38 млрд. долларов США сроком на 10 лет. Главным отличием нового документа от соглашения 2007 года является то, что на этот раз Израиль не сможет использовать выделенные средства на поддержку собственного военно-промышленного комплекса, который к слову упомянуть, является самым развитым в регионе. Теперь Израиль может закупать технику и все комплектующие только у американских компаний.

 

Всё же стоит обойтись без преувеличения личностного фактора глав государств Израиля и США – Б. Нетаньяху и Б. Обамы, что так любят эксперты и популярные СМИ. Да, последние месяцы и даже годы демонстрируют жесткость риторики политиков по отношению друг к другу, но в реальности США всеми действиями стараются сохранить и упрочнить союзнические отношения с Израилем. Доказательством этого служит наложенное вето США на решение 14 членов Совета Безопасности ООН от 19 февраля 2011 года – о принятии резолюции осуждающей строительство новых поселений Израилем на Западном берегу реки Иордан. Примечательно – это было первым вето, наложенным администрацией президента Обамы.

 

Подписание крупнейшего соглашения отнюдь не означает смягчение риторики в отношении Израиля или же изменения позиции США по урегулированию палестино-израильского конфликта. Б. Обама до последнего дня своего пребывания на посту президента будет декларировать об основополагающих для сегодняшней американской политики принципах в конфликте: создание «двух государств для двух народов», возвращение Израиля к границам 1967 года, прекращение строительства новых поселений на так называемых «оккупированных» территориях Западного берега реки Иордан и Восточном Иерусалиме.  Все это так и останется риторикой. Кто бы не стал президентом, Х. Клинтон или Д. Трамп, он будет придерживаться политики полной поддержки Израиля, особенно в вопросах обеспечения его безопасности. О человеке, как говорится, судят по поступкам. Это же можно сказать и о государстве. И реальные действия США, будь то абсолютная поддержка Израиля в ООН или же соглашение об оказании военной помощи, лучше всего характеризуют позицию Белого дома при выстраивании американо-израильских отношений. 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся