Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Интервью

Экономические отношения между Францией и Россией имеют давнюю историю. Франция входит в десятку основных торговых партнеров России. Торговый оборот между двумя странами демонстрировал стабильный рост даже в разгар мирового кризиса. Однако сейчас некоторые эксперты утверждают, что экономические отношения постепенно ухудшаются, а торговый оборот снижается. О том, так ли это, и каковы перспективы экономических отношений между Россией и Францией, мы спросили директора Франко-российского аналитического центра Обсерво Арно Дюбьена.

Интервью

Экономические отношения между Францией и Россией имеют давнюю историю. Франция входит в десятку основных торговых партнеров России. Торговый оборот между двумя странами демонстрировал стабильный рост даже в разгар мирового кризиса. Однако сейчас некоторые эксперты утверждают, что экономические отношения постепенно ухудшаются, а торговый оборот снижается. О том, так ли это, и каковы перспективы экономических отношений между Россией и Францией, мы спросили директора Франко-российского аналитического центра Обсерво Арно Дюбьена.

После встречи с президентом Ф. Олландом на саммите «Группы восьми» В. Путин отметил, что сейчас наблюдается небольшое снижение двустороннего торгового оборота между Россией и Францией. Так ли это? С чем это может быть связано?

Это действительно так, и объяснение этому явлению очень простое. В прошлом году были крупные разовые сделки, в этом году на фоне отсутствия таких сделок статистически отмечается некоторое несущественное снижение. Основываясь на информации, полученной мной от экономических советников посольства Франции, я бы не стал говорить о тенденции – ни о среднесрочной, ни даже о краткосрочной. Это не тенденция, это просто статистический момент. Фиксируется также некоторое сокращение объемов потребления российского газа. Но в целом уровень товарооборота между Францией и Россией в 2013 г., по-видимому, будет все равно выше, чем в 2011 г. То есть речь идет о тенденции не к сокращению, а к росту. Примечательно, что увеличение объема торгового оборота между нашими странами началось во время кризиса 2008–2009 гг. и происходило на фоне сокращения общего внешнеторгового оборота России.

Фото: Арно Дюбьен

Франция занимает третье место по объему инвестиций в российскую экономику. Какие отрасли приоритетны для французских инвесторов, а какие направления можно считать отстающими?

Франция, действительно, и в 2012 г., и в 2011 г. была третьей страной по объему прямых иностранных инвестиций в Россию, если не считать инвестиции из оффшоров. Последние – это, по сути, российские деньги, которые возвращаются в страну.

Французы, в отличие от инвесторов других государств, инвестируют в очень многие отрасли, будь то космос, ВПК, ритейл (я имею в виду «Ашан», который является самым крупным иностранным работодателем в России), сельское хозяйство, производство продуктов питания, инфраструктурные проекты, ЖКХ, автомобилестроение (АвтоВАЗ–Рено), банковский сектор (Росбанк–Банк Сосьете Женераль Восток). Иными словами, накопленные французские инвестиции, составляющие примерно 12 млрд евро, – это инвестиции в самый широкий спектр отраслей российской экономики.

Конечно, особо выделяются автомобилестроение и сотрудничество в области транспорта в целом. Есть совместное предприятие с участием «Трансмашхолдинга» и компании «Альстом», которое выпускает, в частности, локомотивы. Транспорт – это сильная сторона Франции.

Хочу отметить не только разнообразие французских инвестиций с точки зрения отраслей, но и их «рассредоточенное» географическое расположение на карте России. В российских регионах у французских компаний, например, у «Санофи», есть очень крупные проекты с точки зрения объемов инвестиций. Географический охват постоянно расширяется. Российско-французское сотрудничество развивается не только в Санкт-Петербурге, Москве, Сочи, но и примерно в 50 субъектах Российской Федерации. Даже на Дальнем Востоке французские предприятия занимаются реализацией крупных проектов. Один из них – мост, который был построен к саммиту во Владивостоке.

В целом уровень товарооборота между Францией и Россией в 2013 г., по-видимому, будет все равно выше, чем в 2011 г. То есть речь идет о тенденции не к сокращению, а к росту.

Какие меры стоит предпринять России, чтобы сделать экономику более привлекательной для французских инвесторов и укрепить российско-французские экономические связи?

Судя по тому, что целый ряд французских инвесторов уже вкладывает средства в российскую экономику, надо полагать, что Россия – привлекательная для инвесторов страна, по крайней мере, для крупных французских компаний. В 2012 г. был проведен опрос среди тех европейских инвесторов и предприятий, которые работают в России, и тех, кто здесь не работает. Были получены интересные результаты: 95% предприятий, которые уже работают в России, выражают желание переинвестировать здесь средства. И всего лишь половина тех, кто в России не работает, изъявили желание приехать сюда или вообще заинтересовались страной. Отсюда можно сделать следующий вывод: когда компания принимает решение и инвестирует в Россию, то потом уже об этом не жалеет и считает российский инвестиционный климат благоприятным.

Соответственно, главная проблема для России – ее восприятие, имидж за рубежом. Люди априори боятся сюда идти. Это особенно видно на примере малого бизнеса. Небольшие предприятия, как правило, идут в Россию в «шлейфе» крупных компаний. Сами по себе, без партнеров, с нуля они редко отваживаются инвестировать в Россию.

Это не означает, что России ничего не надо улучшать. Инвестиционный климат улучшать стоит, поскольку существуют, например, проблемы с бюрократией. По данным опросов, главной проблемой люди считают именно бюрократию, а не коррупцию, которая далеко не на первом месте. То есть улучшать экономическую ситуацию можно и нужно, но надо заботиться и об имидже, о восприятии России за рубежом. Это очень болезненный момент.

Французы, в отличие от инвесторов других государств, инвестируют в очень многие отрасли, будь то космос, ВПК, ритейл сельское хозяйство, производство продуктов питания, инфраструктурные проекты, ЖКХ, автомобилестроение, банковский сектор.

16 июля 2013 г. Ф. Олланд принял решение о запрете разработок сланцевого газа на территории Франции. Какое влияние это решение окажет на российско-французские экономические отношения? Приведет ли оно к росту закупок Францией российского газа?

Я думаю, что эффекта и последствий не будет. На самом деле это решение лишь подтверждает прежнюю позицию, принятую исходя из внутриполитических соображений. Речь идет об альянсе между социалистами и зелеными, которые входят в правительство. За последний год президент, правительство и социалисты в целом довольно часто игнорировали позиции и интересы партии зеленых. Запрет разработок сланцевого газа на территории Франции – это своеобразный «реверанс» президента в сторону зеленых.

Приведет ли это к росту закупок Францией российского газа? Не думаю. Во-первых, Франция никогда и не рассчитывала на собственный газ. Во-вторых, французский импорт газа довольно четко распределен между Россией, Норвегией, Алжиром и другими странами. Больше всего на объем закупок Францией российского газа могут повлиять климатические моменты, а именно – будет ли зима холодной или теплой.

Когда компания принимает решение и инвестирует в Россию, то потом уже об этом не жалеет и считает российский инвестиционный климат благоприятным.

Какие изменения в российско-французских экономических отношениях могут произойти в период президентства Ф. Олланда?

Когда во Франции происходит смена президента – это было в 2007 г., когда президентский пост занял Н. Саркози, и в прошлом году, когда к власти пришли социалисты, – в России всегда задаются вопросом, не изменится ли парадигма политических и экономических отношений? И, как правило, практически ничего не меняется, потому что отношения между крупными державами основываются не на личностных моментах, а на государственных интересах. Отношения меняются со временем, но не кардинально, не резко.

Я знаю, что в 2007 г. в Москве были очень большие опасения в связи с приходом Н. Саркози к власти. Он тогда часто употреблял в своих выступлениях слово «rupture» (перелом), имея в виду необходимость изменения внутриполитической системы и внешнеполитических ориентиров. Радикальных перемен не получилось, и он прекратил эти попытки. Когда в Москве поняли, что парадигма останется, отношения с Н. Саркози, которого считали проамерикански настроенным, начали развиваться как никогда бурно и эффективно.

В прошлом году, когда к власти пришел Ф. Олланд, также сразу же появились вопросы. Обращал на себя внимание тот факт, что он никогда не высказывался о России, никогда не ездил в Россию, что Социалистическая партия, которую он возглавлял более 10 лет, мало интересуется Россией, а те, кто интересуются, довольно резко и критически к ней относятся. Опасения были во многом развеяны осенью 2012 г., когда Ф. Олланд назначил спецпредставителем МИД Франции по развитию отношений с Россией Ж.-П. Шевенмана. Ранее он занимал посты министра обороны, министра внутренних дел, министра высшего образования Франции, в 35 лет писал программу для Социалистической партии по поручению Ф. Миттерана. Это «тяжеловес», один из немногих социалистов, который всегда интересовался Россией и считал, что выстраивание партнерских отношений с ней является приоритетом французской внешней политики. Поэтому его назначение стало очень позитивным сигналом. Господин Шевенман отвечает за развитие отношений в целом, но его миссия особенно вписывается в рамки экономической дипломатии Франции.

Никаких негативных сигналов от президента Ф. Олланда нет, скорее есть ограничители: общемировой кризис, внутренняя ситуация во Франции, а также замедление экономического роста России. Но, повторюсь, негативных сигналов нет. Я бы сказал, даже наоборот. Насколько я знаю, за последний год число российских предприятий, инвестирующих во Францию, удвоилось. В их числе – и «РЖД», и Уралвагонзавод, и целый ряд других компаний. Поэтому тенденция развития франко-российских экономических отношений не только не тревожная, а наоборот – многообещающая.

Единственный момент, который я хочу отметить, – это отсутствие каких-либо знаковых событий в отношениях между странами с начала президентского срока Ф. Олланда. Во время президентства Н. Саркози было запущено много крупных проектов, имевших, в том числе, символическое значение. Речь шла о миллиардах евро. Сейчас есть ожидание чего-то нового, нового проекта. То есть президентство Ф. Олланда пока не ассоциируется с каким-то крупным экономическим проектом, который был бы связан с Россией. И мне кажется, что Франции и России надо постараться, чтобы запустить такой проект. Проект высокоскоростной магистрали Москва–Казань вполне мог бы послужить таким импульсом.

Никаких негативных сигналов от президента Ф. Олланда нет, скорее есть ограничители: общемировой кризис, внутренняя ситуация во Франции, а также замедление экономического роста России.

С успехом прошел перекрестный год России во Франции и Франции в России. В течение этого года российские граждане свободно получали визы. Сохранится ли этот льготный режим? Будет ли Франция выступать за отмену визового режима для российских граждан?

Действительно, перекрестный год был очень успешным. И не только в культурном плане. В течение этого года было запущено много проектов в сферах экономики и политики, и это говорит о том, что культурная дипломатия – не абстракция, она действительно помогает развивать отношения на других направлениях. Что касается виз, Франция, в отличие от других крупных торгово-экономических партнеров России, действительно, выступает в Брюсселе за отмену визового режима. К сожалению, решения в ЕС принимаются путем консенсуса, и если хотя бы одна из 28 стран-членов выступает против, об отмене режима не может быть и речи.

Беседовала Дарья Хаспекова, программный координатор РСМД

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся