Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Игорь Моргулов

Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации, член РСМД

Уважаемые коллеги, друзья,

Для меня большая честь и удовольствие выступать вот уже на четвертой международной конференции по российско-китайским отношениям, организуемой под эгидой Российского совета по международным делам. Я принимал участие в работе трех предыдущих и, естественно, ни при каких условиях не мог не быть сегодня здесь.

Позвольте начать с констатации того факта, что мы являемся свидетелями формирования новой геополитической ситуации в мире, затрагивающей интересы всех ключевых игроков, влияющей на процессы их социально-экономического развития и возможности обеспечения национальной безопасности. Переход к новому мировому раскладу сил сопровождается нарастанием нестабильности, ростом факторов неопределенности, влияющих на всю систему международных отношений.

В данном контексте российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия являются, без преувеличения, своего рода «островом» стабильности. Всестороннее продвижение стратегического партнерства с КНР — безусловный внешнеполитический приоритет России. Уверен, то же будет справедливо сказать и о политике Пекина на российском направлении. Совместными усилиями нам удалось вывести двусторонние связи на новый этап, сделать их важным фактором национального развития и безопасности, укрепления международных позиций наших двух стран.

Линия на расширение многоплановых контактов между Россией и Китаем полностью отвечает интересам народов двух государств. В целях обеспечения последовательного продвижения диалога и сотрудничества во всех сферах выстроена целостная система взаимодействия, обладающая высоким запасом прочности и позволяющая в конструктивном ключе решать самые непростые вопросы. Межгосударственный диалог деидеологизирован, стороны не вмешиваются во внутренние дела друг друга, уважают суверенный выбор модели внутреннего устройства и пути развития, оказывают взаимную поддержку в ключевых вопросах безопасности, суверенитета и территориальной целостности.

Уважаемые коллеги, друзья,

Для меня большая честь и удовольствие выступать вот уже на четвертой международной конференции по российско-китайским отношениям, организуемой под эгидой Российского совета по международным делам. Я принимал участие в работе трех предыдущих и, естественно, ни при каких условиях не мог не быть сегодня здесь.

Позвольте начать с констатации того факта, что мы являемся свидетелями формирования новой геополитической ситуации в мире, затрагивающей интересы всех ключевых игроков, влияющей на процессы их социально-экономического развития и возможности обеспечения национальной безопасности. Переход к новому мировому раскладу сил сопровождается нарастанием нестабильности, ростом факторов неопределенности, влияющих на всю систему международных отношений.

В данном контексте российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия являются, без преувеличения, своего рода «островом» стабильности. Всестороннее продвижение стратегического партнерства с КНР — безусловный внешнеполитический приоритет России. Уверен, то же будет справедливо сказать и о политике Пекина на российском направлении. Совместными усилиями нам удалось вывести двусторонние связи на новый этап, сделать их важным фактором национального развития и безопасности, укрепления международных позиций наших двух стран.

Линия на расширение многоплановых контактов между Россией и Китаем полностью отвечает интересам народов двух государств. В целях обеспечения последовательного продвижения диалога и сотрудничества во всех сферах выстроена целостная система взаимодействия, обладающая высоким запасом прочности и позволяющая в конструктивном ключе решать самые непростые вопросы. Межгосударственный диалог деидеологизирован, стороны не вмешиваются во внутренние дела друг друга, уважают суверенный выбор модели внутреннего устройства и пути развития, оказывают взаимную поддержку в ключевых вопросах безопасности, суверенитета и территориальной целостности.

Главным политическим событием текущего года в российско-китайских отношениях, безусловно, станет предстоящая в следующем месяце встреча в верхах. Подготовка к ней идет полным ходом. Рассчитываем, что по итогам будет не только подтверждена преемственность двустороннего стратегического партнерства, но и придан мощный импульс дальнейшей реализации его практически неисчерпаемого потенциала.

Китай плотно закрепился на позиции ведущего торгово-экономического партнера нашей страны. На повестке дня – реализация поставленной лидерами задачи доведения двустороннего товарооборота к 2020 году до 200 млрд долл. США. Ключевая предпосылка успеха этой работы – переход на новую модель сотрудничества, опирающуюся на более тесные производственные цепочки и инвестиционные связи.

Роль стержневого элемента в российско-китайском партнерстве играет кооперация в сфере энергетики. Наши страны последовательно продвигаются в направлении формирования стратегического энергоальянса, призванного в том числе содействовать укреплению мировой энергетической безопасности в целом.

Важное значение придаем всестороннему расширению гуманитарных обменов. В 2016–2017 годах успешно проведены перекрестные годы СМИ двух стран, свыше 250 мероприятий в рамках которых послужили укреплению взаимопонимания между медиа-сообществами. В соответствии с договоренностью лидеров 2018–2019 гг. объявлены Годами российско-китайского межрегионального сотрудничества. Уверен, что этот очередной мега-проект будет способствовать дальнейшему укреплению всего комплекса связей между нашими странами.

Безусловно, мы с китайскими друзьями не намерены останавливаться на достигнутом. Москва и Пекин разделяют принципиальный настрой на всемерное обеспечение вывода двустороннего сотрудничества на новые рубежи.

Особо остановлюсь на буквально двух-трех сюжетах, касающихся российско-китайского сотрудничества в делах Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня в нем стираются разделительные линии, появляются новые модели межгосударственного взаимодействия, кардинально отличающиеся от тех, которые мы видим, например, на Евро-Атлантическом пространстве. Во главу угла ставятся не унификация и псевдо-толерантность, а созидательное и неконфликтное взаимодействие в рамках различных политических систем и жизненных укладов. Данный подход приобретает тем большее значение, что реализуется на фоне сжатия пространства конструктивного сотрудничества в мире в целом в силу неготовности ряда стран Запада смириться с объективными реалиями нового полицентричного миропорядка, неизбежностью заката своего доминирования в мировых делах.

Специфика Азии предоставляет широкие возможности для выстраивания общего, всесторонне взаимосвязанного экономического пространства. Наглядное тому свидетельство – курс на наращивание взаимовыгодной кооперации со всеми заинтересованными партнерами, принятый в рамках Шанхайской организации сотрудничества, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Евразийского экономического союза, китайского проекта «Один пояс, один путь».

Естественным консолидирующим звеном, объединяющим интеграционные процессы на Востоке и на Западе, становится Евразия. На реализацию открывающихся в связи с этим перспектив нацелена инициатива Президента В.В. Путина о формировании Большого евразийского партнерства с участием государств ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, позволяющая через «стыковку» национальных стратегий развития и многосторонних интеграционных платформ максимально раскрывать потенциал каждой экономики.

С удовлетворением отмечаем активизацию усилий России и Китая на этом направлении. В русле выполнения решения лидеров двух стран о сопряжении строительства ЕАЭС и проекта «Один пояс, один путь» в этом месяце подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в формате ЕАЭС — КНР. Разрабатывается российско-китайское соглашение о Евразийском экономическом партнерстве, которое имеется в виду сделать открытым для присоединения всех заинтересованных сторон.

Говоря о перспективах нашего взаимодействия с Китаем в регионе нельзя не сказать о ШОС. Политический и экономический потенциал Организации существенно усилился с обретением в 2017 г. Индией и Пакистаном полноформатного членства. Сегодня ШОС – во многом уникальная модель реализации многосторонних начал. Организация ведет эффективную работу в сфере безопасности: от противодействия терроризму, экстремизму и наркотрафику до участия в решении таких сложных региональных проблем, как афганское урегулирование (вчера в Пекине мы провели второе заседание возобновившей свою деятельность Контактной группы ШОС — Афганистан). Последовательно расширяется экономическая кооперация на пространстве Организации.

При этом ШОС не стремится к превращению в военный блок, «подмять» под себя другие страны, играть роль «противовеса» каким-либо объединениям. Напротив, философия «шанхайского духа» предполагает взаимовыгодное сотрудничество, равенство, уважение к многообразию культур, консенсусное взаимодействие на основе принципов равной и неделимой безопасности.

К сожалению, в Азии не становится меньше угроз и вызовов, способных затормозить, даже подорвать динамичное развитие региона. Возможности общего устойчивого развития подрываются порочной практикой «политики сдерживания». У ее апологетов деградирует способность к стратегическому видению, их поведение становится все менее предсказуемым, что делает обстановку в регионе в целом более конфликтогенной.

Негативный «вклад» в расшатывание основ существующего порядка в АТР вносят попытки переформатирования сложившейся архитектуры межгосударственных отношений. Имею, в частности, в виду активно навязываемую сейчас региональному сообществу Соединенными Штатами и Японией концепцию Индо-Тихоокеанского региона, по сути предполагающую его разделение на своих и чужих, плохих и хороших, демократичных и не очень. Причем право судить о том, кто есть кто, авторы идеи, разумеется, оставляют за собой.

Россия и Китай выступают за принципиально иной взгляд. Отказ от блоковых подходов, комплексная военно-политическая разрядка, выработка единых для всех «правил игры» — таким должен быть эффективный системный ответ на вызовы безопасности в масштабах всего АТР. Наши страны последовательно работают над объединением усилий ответственных региональных игроков, включая партнеров в АСЕАН, в интересах формирования адекватной современным реалиям региональной архитектуры. В ее основе должны лежать универсальные принципы неделимости безопасности, верховенства международного права, неприменения силы или угрозы силой. Видим у многих партнеров по АТР запрос на такую работу.

Уважаемые коллеги, я обозначил только несколько, на мой взгляд, важнейших региональных тем, по которым Россия и Китай могут и далее работать рука об руку. Конечно, есть и другие, не менее важные, такие как, например, корейское урегулирование. Надеюсь, что вы самым внимательным образом в ближайшие два дня обсудите не только эти темы, но и посмотрите в будущее нашего партнерства, дадите свои оценки, прогнозы и рекомендации, на каких перспективных направлениях российско-китайская связка должна развиваться. Эти советы весьма востребованы в практической работе внешнеполитических ведомств двух стран.

Желаю участникам Конференции интересных и плодотворных дискуссий.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся