Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Григорий Рапота

Государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии, член РСМД

 

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Григорий Рапота, секретарь Союзного государства Россия-Белоруссия, у микрофона Татьяна Фельгенгауэр. Здравствуйте, Григорий Алексеевич. Сразу Григорий Алексеевич запорол мой первый вопрос, потому что, помня Пал Палыча Бородина, конечно, хотела услышать свежий анекдот. Но я так понимаю, Григорий Алексеевич, не по вашей части. Не будете рассказывать нам анекдоты. Ну хорошо.

Г.РАПОТА: Может быть, со временем, знаете, когда созрею, так сказать. Со временем моей работы. Когда уже станет совсем весело, тогда я вам чего-нибудь расскажу.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Союзное государство Россия-Белоруссия вообще предполагает много веселого или нет? Вот, по первым ощущениям?

Г.РАПОТА: Да вы знаете, это любая интеграционная система – она, как бы... Там всего хватает, и веселого, и грустного, и серьезного, и не очень. Если серьезно говорить, то, в общем, неплохая структура. Я же, все-таки, был оторван от этих интеграционных процессов в течение 4-х лет, опять вернулся в эту сферу деятельности и как раз на эту поляну двусторонних отношений. И, в общем, был приятно удивлен, что вообще продвижение очень неплохое.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: То есть зря хороним Союз.

Г.РАПОТА: Да. Есть о чем говорить. Есть какие-то явные достижения, скажем так, которые делают жизнь живущих на этом пространстве людей более комфортной при всех сложностях, которые существуют, особенно в социальной сфере. Ну, достаточно сказать, что это же единственные 2 государства, где отсутствует пограничный контроль. Если вы находитесь, скажем, в аэропорту, то вы видите надпись там для граждан России и Союзного государства.

Казалось бы, мелочь, да? Но психологическое значение для людей колоссальное. Потому что это вот такое, знаете, реальное воплощение того, что ради чего мы вообще создаем какие-то интеграционные поля. Потому что в конечном счете, я вам должен сказать, если говорить о людях, то интеграция для них – это ощущать себя не иностранцем на территории другого государства. Вот, если мы достигаем этой задачи хотя бы в какой-то части, то считайте, что не зря работали.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну, это, скорее, наверное, вопрос ощущения. А если говорить о Союзном государстве как о части Таможенного союза и Единого экономического пространства, то в этой сфере насколько Союз помогает? И какая работа... Ну, я понимаю, что сегодня в контексте вступления в ВТО все только и говорят про Таможенный союз. Все-таки, Россия вступила в ВТО, а Белоруссия – нет. Будут ли все играть по единым правилам, скажем так, мягко?

Г.РАПОТА: Будут, будут. Уже будут.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Уже после чего?

Г.РАПОТА: После объявления о создании Таможенного союза (это в рамках тройки, это уже выходит за пределы, как бы, двух государств, союза Белоруссии и России). Единственное я могу сказать, что, ведь, многие начинания, создание режима свободной торговли, создание таможенного режима, Таможенного союза, режима Таможенного союза – они были инициированы в двойке, и потом распространялись на 3 государства и далее. Поэтому, не вдаваясь в детали, я могу это перечисление продолжить. Двойка реально объективно явилась, как бы, пилотным проектом всех остальных интеграционных процессов, и таковым пока остается.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну, то есть необходимость в Союзном государстве пока не отпала с появлением Таможенного союза?

Г.РАПОТА: Нет, не отпала, не отпала.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Какие еще задачи тогда надо выполнить? Ну, вроде, уже есть Таможенный союз, Единое экономическое пространство, говорят о создании единой валюты. Зачем тогда дальше Союз?

Г.РАПОТА: Если удастся достичь такого уровня интеграции в рамках 3-х государств или большего количества государств, такого уровня интеграции, который существует в рамках 2-х государств Союзного государства, тогда, действительно, там естественное растворение может произойти. Но пока разница еще очень значительна по ряду обстоятельств. Ну, скажем, правоприменительная практика в реализации того, что мы называем Таможенным союзом, конечно, в двойке выше. 2 примера приведу. Это, во-первых. осуществление контроля поступающих товаров из третьих стран на внешнем периметре Таможенного союза. Конечно, в двойке она отработана давно, относительно давно и технологично достаточно хорошо. В рамках тройки там еще предстоит определенный путь.

Скажем, есть такие аспекты развития, которые вы сейчас не затрагиваете, военно-политические, да?

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Про вот это мы поговорим отдельно, потому что политика – это очень болезненная тема.

Г.РАПОТА: Социальные есть, да? Поэтому, я думаю, останется. Какое-то время останется в качестве такого, пилотного проекта при условии, что эта конструкция Союзного государства будет и дальше развиваться, не остановится в своем развитии.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: То есть, все-таки, некий срок существования Союзного государства – он существует после того, как появился Таможенный союз?

Г.РАПОТА: Да, да.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Это конечный проект. Союзное государство – это конечный проект?

Г.РАПОТА: Ну, да, да.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Который стал фундаментом Таможенного союза.

Г.РАПОТА: Да.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Если говорить, возвращаться к ВТО. Получается, что вступление России в ВТО дисциплинирует и других участников Таможенного союза? Или пока можно какие-то послабления для Белоруссии предположить?

Г.РАПОТА: Чтобы понять те процессы, которые происходят в тройке участников Таможенного союза при вступлении в ВТО, надо, ну, скажем, помнить о двух соглашениях. Первое было подписано в 1997 году участниками того, что сейчас называется Таможенный союз, вообще ЕврАзЭС, на самом деле, потому что их больше в ЕврАзЭС – их там 5 государств было. И оно заключалось в том, что при вступлении в ВТО (а тогда все государства-участники ЕврАзЭС вели переговоры и продолжают вести о вступлении в ВТО) согласовывают свои позиции. Понятно, да? Это очень важно. Тарифные позиции.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну да, да-да.

Г.РАПОТА: И второе соглашение – это уже подписанное в рамках тройки, которое говорит о том, что при вступлении одного из членов Таможенного союза в ВТО, 2 других, поскольку их 3, будут придерживаться тех правил в торговле с третьими странами, тех условий, на которых вступило государство в ВТО. В данном случае речь идет о России. Поэтому уже сейчас таможенные показатели очень здорово гармонизированы, достаточно полно гармонизированы и поэтому не возникает никаких сложностей больших. По мелочи, то что говорится, оно всегда будет, а, вот, по большому счету, сложностей нет.

Более того, у меня такое ощущение (есть у меня основания для такого рода ощущения), что вступление России в ВТО облегчает и Белоруссии, и Казахстану путь в эту организацию.

 

Полный текст интервью - на сайте радиостанции "Эхо Москвы"

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся