Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Константин Косачев

Председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член РСМД

Наши коллеги из Комитета по международным делам верхней палаты британского парламента, Палаты лордов, опубликовали аналитический доклад об отношениях между ЕС и Россией на фоне украинского кризиса («The EU and Russia: before and beyond the crisis in Ukraine»).

Это весьма обстоятельный и подробный документ, к подготовке которого были привлечены эксперты из разных стран, включая Россию. Разумеется, он содержит многие положения и выводы, которые мы в России не можем принять безоговорочно – иначе бы, наверное, и не было всех нынешних проблем в отношениях ЕС с Россией. Однако за последний год это, пожалуй, наиболее серьезная попытка европейцев разобраться в причинах нынешнего кризиса и возможных путях выхода из него.

Прежде всего, обращают на себя внимание те весьма жесткие и самокритичные оценки, которые даются в докладе по поводу понимания – точнее, «катастрофического непонимания» – Британией и ЕС ситуации в восточноевропейском регионе, в России и на Украине, отношения россиян к происходящему в соседней стране, к соглашению об ее ассоциации с ЕС, к расширению НАТО и ЕС и многим другим вещам, которым до сих пор не уделялось достаточного внимания. Это во многом перекликается с тем, что утверждаем мы: нас очень долго не хотели услышать и игнорировали, и вообще, нынешний кризис – это, прежде всего, кризис непонимания, а вовсе не «нестыковки» ценностей или «несогласуемости» интересов.

Доклад делает вывод: «модель европейского "опекунства" над Россией больше невозможна». «Государствам-членам ЕС придется жить с Россией как с соседом, членом Совета Безопасности ООН и региональной державой». Следует адаптировать свой подход к той России, которая есть, а не к некой идеальной России, которую бы хотели видеть в Европе. Для этого, в частности,  необходимо усилить аналитический потенциал, поскольку нынешний категорически не соответствует тем задачам, которые ставятся при выработке внешней политики. Прежние аналитические ошибки ЕС во многом привели к тому, что в нынешний украинский кризис вошли, «как сомнамбулы», не разглядев предупреждающих сигналов.

В документе содержится множество положений, предлагающих пересмотреть подходы к пониманию роли России в Европе, исходя из уважения к ее взглядам на международные процессы, даже если эти взгляды не разделяются британцами и другими европейцами. Это касается политики ЕС в отношении восточноевропейских государств («Москва имеет право не быть исключенной из восточного партнерства»), которая должна быть обновлена с оглядкой на Россию и с созданием форматов для трехстороннего (ЕС, Россия, соседние государства) сотрудничества по общим темам. А у самих восточноевропейских стран не следует создавать «нереалистичных ожиданий» в отношении полного членства в ЕС, поскольку это только осложняет отношения России и с этими странами, и с ЕС.

Это касается и расширения НАТО и ЕС: в докладе говорится о восприятии большинством россиян этих процессов как угрозы собственной безопасности, и эти озабоченности должны учитываться в стратегической аналитике по России и в дискуссиях о европейской безопасности.

Доклад затрагивает и некоторые конкретные чувствительные темы наших отношений – например, положение русских в странах Балтии. В частности, речь идет о том, чтобы изучить возможность дополнительных шагов для предоставления гражданства этническим русским, длительное время проживающим в этих странах, но не в полной мере владеющим государственным языком. Разумеется, это предлагается, прежде всего, для того, чтобы не давать России поводов для вмешательства в дела этих стран ввиду нарушения прав русских – но ведь это и есть то, о чем уже не первое десятилетие безуспешно говорит Россия. Она вовсе не ищет повода для вмешательства – мы были бы только рады, если бы на эти проблемы – что в странах Балтии, что на Украине и в других странах – наконец, обратили внимание не только у нас. Мы считаем проблемы гуманитарными, а не политическими, но политика начинается там и тогда, где и когда их сознательно игнорируют. Вот в таких случаях и возникают кризисы, вроде украинского.

Или, например, по поводу памятных мероприятий, посвященных общеевропейским историческим событиям – в докладе рекомендуется рассматривать их отдельно от текущих международных споров и участвовать в таких мероприятиях совместно с российскими лидерами.

В целом, можно лишь приветствовать столь серьезное желание наших британских коллег понять причины, источники и движущие силы нынешнего общеевропейского политического кризиса, который имеет очень опасный негативный потенциал для нашего общего будущего. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Впрочем, в том, что касается поиска мирных и реальных путей из кризисов, мне кажется, поздно не бывает никогда.

Несмотря на то, что британские «лорды» достаточно скептически оценивают перспективу возвращения наших отношений в нормальное русло, к «business as usual», тем не менее, сам документ содержит очевидные сигналы о готовности его авторов к активизации диалога и к максимальному сопряжению интересов его сторон, к учету озабоченностей России. Британцы предлагают не изолировать Россию, а, наоборот, вовлекать ее в сотрудничество по максимальному количеству тем, начиная от общего экономического пространства (включая сотрудничество с Евразийским экономическим союзом), и заканчивая архитектурой безопасности, а также взаимодействием в культурной, научной и образовательной сферах.

Разумеется, это в полной мере отвечает и нашим намерениям. Российские парламентарии, уверен, будут готовы поддержать такое стремление расширять контакты.

Источник:Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
array(3) {
  ["Внешняя политика России"]=>
  string(44) "Внешняя политика России"
  ["Европа"]=>
  string(12) "Европа"
  ["Россия и ЕС: возможности партнерства и построение сети экспертно-аналитических центров"]=>
  string(161) "Россия и ЕС: возможности партнерства и построение сети экспертно-аналитических центров"
}
Бизнесу
Исследователям
Учащимся