Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Шохин

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, член РСМД

Сейчас курс на развитие возможностей отечественного бизнеса, повышение его конкурентоспособности является как никогда верным. Однако не все шаги, которые планирует власть, можно расценивать с этой точки зрения однозначно позитивно, полагает глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Об опасениях и надеждах бизнеса он рассказал в интервью Iron Magazine.

Минэкономразвития в своем прогнозе на ближайшую «трехлетку» констатирует, что экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться при одновременном осложнении геополитической обстановки. Каковы на этом фоне ожидания бизнеса?

Предприниматель является оптимистом «несмотря ни на что» – в противном случае нет смысла заниматься бизнесом. Но последнее время оснований для оптимизма все меньше. Это связано не только с внешней средой, хотя геополитические риски не могут не оказывать влияния. Как показал проведенный РСПП опрос, опасения сокращения технологического сотрудничества и поставок оборудования беспокоят предпринимателей даже больше, чем усложнившийся доступ к заемным ресурсам. Что касается прогноза Минэкономразвития, его базовый вариант основан на отмене в 2015 году санкций в отношении России. Если учесть, что главная цифра, вокруг которой традиционно строятся сценарии развития, – это цена на нефть, в прогнозе слишком многое в достижении поставленных целей и задач зависит от внешних факторов. Есть необходимость увеличивать в расчетах значимость внутренних факторов, определяющих перечень важнейших для предпринимательского сообщества рисков. Наряду с падением цен на нефть или ужесточением санкций это, например, налоговые ставки или скорость ликвидации избыточных административных барьеров.

Причина данных рисков кроется в непредсказуемости среды. Начиная инвестиционный проект в середине года, компания не представляет уровень фискальной нагрузки не только через несколько лет, но даже в следующем году. Каким образом в таких условиях можно строить долгосрочные стратегии развития бизнеса, непонятно.

Есть ли какие-то положительные моменты?

Главный итог непростой экономической и внешнеполитической ситуации – правительство РФ всерьез задумалось о необходимости стимулировать российскую промышленность и повышать ее конкурентоспособность.

Во время кризиса 2008–2009 годов все надеялись, что он будет способствовать сползанию России с «сырьевой иглы». Надежда не оправдалась. Причем, по прогнозам Минфина, к 2030 году есть вероятность дальнейшего падения доли несырьевого сектора. Предприниматели рассчитывают, что в этот раз правильные идеи трансформируются в реальные решения по поддержке бизнеса.

Каким вы видите дальнейшее развитие ситуации?

Очевидно, что рассчитывать на высокие темпы роста экономики или инвестиций в основной капитал в 2015 году не приходится. Результат в основном будет зависеть от внешних условий, например, отмены или сохранения санкций.

Экономическая картина 2016–2017 годов больше зависит от внутренних причин, в том числе решений, которые будут приняты в ближайшее время. Сочетание двух факторов – снижение доступности заемных средств на западных рынках и отсутствие предложения достаточного количества длинных и дешевых денег в России – требует высвобождения собственных средств предприятий, чтобы хотя бы сохранить на текущем уровне инвестиционную активность. К сожалению, сложная ситуация с федеральным и особенно региональными бюджетами привела к тому, что опять выбрано простое, но неправильное решение: увеличить нагрузку на бизнес. Органы власти за последние годы уже дважды на практике «тестировали» скорость и силу реакции бизнеса на увеличение фискальной нагрузки (в части социальных страховых платежей) и получили однозначный ответ – негативный и быстрый. Причем последующее снижение нагрузки не вело к восстановлению активности прекративших свою деятельность компаний или их возвращению в «белую» зону.

В таких условиях даже успех предпринимательского сообщества в борьбе с отдельными инициативами – налог с продаж, повышение НДС, налогообложение полностью самортизированного имущества – не позволяет давать чрезмерно оптимистичный прогноз на перспективу.

Теме импортозамещения сегодня уделяется особое внимание. Что, по вашему мнению, для этого можно сделать?

Для развития собственного производственного потенциала в отраслях, пострадавших от санкций, необходимы активные действия по трем направлениям. Во-первых, принятие четких, согласованных между собой и одобренных всеми участниками планов действий. Во-вторых, предоставление значительных инвестиций в реальный сектор. В-третьих, создание благоприятной среды с точки зрения регулирования.

Безусловно, в силу текущих бюджетных ограничений осуществление масштабных инвестиций в развитие собственного потенциала затруднено. Таким образом, крайне важно реализовать соответствующие стимулирующие регулятивные меры и максимально эффективно расходовать имеющиеся в распоряжении государства ресурсы. Этому должно способствовать принятие рассматриваемого Госдумой законопроекта «О промышленной политике», который устанавливает особенности применения уже существующих стимулирующих мер, а также ряд новых, таких как субсидии на создание промышленной инфраструктуры и освоение производства или заключение специальных инвестиционных контрактов. На это планируется направить 15 млрд рублей в 2014 году и 18 млрд – на следующую «трехлетку» через созданный Фонд развития промышленности. Хочу подчеркнуть, что при определении конкретных проектов, которым будет оказываться государственная поддержка, должно учитываться мнение предпринимательского сообщества.

Этих шагов будет достаточно?

Нужно не только модернизировать существующие производства, но и создавать новые мощности, а также развивать инфраструктуру, в том числе транспортную. Например, для эффективного обеспечения продовольствием нужно строить логистические центры. Создание благоприятной для бизнеса среды должно, еще раз скажу, прежде всего заключаться в снижении фискальной нагрузки.

Также надо развивать эффективное регулирование. В качестве одного из примеров могу привести законопроект «О стандартизации», который призван гармонизировать документы национальной системы стандартизации с международными, обеспечить признание во всем мире результатов оценки соответствия и дать возможность применять зарубежные стандарты напрямую без их адаптации, что будет способствовать трансферту современных достижений науки и техники.

Важно осознавать, что ограничения на импорт сами по себе не способны обеспечить качественное развитие производства внутри страны. В первую очередь надо обновлять и расширять производственные мощности российских предприятий, в том числе за счет иностранных технологий. А этому сейчас препятствует как ослабление рубля, так и планирующееся повышение пошлин на ввоз отдельных товаров машиностроительной отрасли.

Для качественного импортозамещения не должны превалировать действия, ограничивающие участие России в региональных и глобальных цепочках добавленной стоимости, наоборот, надо стимулировать участие в них отечественных компаний.

Поэтому в условиях санкций необходим поиск источников современных промышленных технологий в странах, которые не ввели в отношении России никаких ограничений. Наиболее перспективным с этой точки зрения является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).

Нынешний уровень сотрудничества России и АТР позволяет это делать?

Наша страна является активным игроком в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Развиваются отношения как с отдельными странами, так и в рамках многосторонних объединений. В то же время интеграция России в экономические связи в АТР отстает от политического взаимодействия – наша доля в региональном товарообороте сохраняется на уровне всего лишь 1%. Основная причина этого – недостаточная развитость прилегающих к быстрорастущим азиатским государствам районов российской Сибири и Дальнего Востока.

К сожалению, саммит Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС) 2012 года во Владивостоке так и не стал по-настоящему эффективным стимулом развития экономических отношений между Россией и странами АТР. Годовой темп прироста внешнеторгового оборота со странами АТЭС не очень велик – в 2013 году, по данным ФТС РФ, он составил 3,9%. Доля государств АТЭС в общем товарообороте РФ – всего 24,5%.

Тем не менее существует запрос со стороны других стран на присутствие России в АТР в качестве крупного экономического партнера и гаранта безопасности и политической стабильности. Также нужна разработка нового подхода к госполитике на Дальнем Востоке, предусматривающего реализацию мер по улучшению инвестклимата, создание особых экономических зон и активное участие в интеграционных процессах. С учетом этих факторов роль нашей страны в АТР будет возрастать.

Может ли это стимулировать развитие предпринимательства?

В принципе, сейчас достаточно большое внимание уделяется созданию условий для укрепления деловых связей со странами АТР.

В то же время отечественные предприниматели традиционно слабо ориентированы на взаимодействие с этим регионом. В российской деловой среде, особенно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, весьма болезненно воспринимается приход инвесторов из стран АТР. Поэтому азиатский вектор развития России может стать стимулом для более активного развития отечественного бизнеса только при условии его встраивания в международные производственные цепочки, налаживания сотрудничества в рамках совместных проектов, создания развитой и справедливой конкурентной среды.

Чтобы решить эти задачи, надо совершенствовать институциональную среду и создавать специализированные государственные инструменты поддержки бизнеса. Чтобы содействовать развитию отношений между деловым сообществом России и государств Азиатско-Тихоокеанского региона РСПП совместно с заинтересованными компаниями и при поддержке Минэкономразвития создает Национальный координационный центр по развитию экономических отношений со странами АТР. Центр будет помогать российскому бизнесу развивать отношения с партнерами как в многостороннем формате – через деловые советы при региональных институтах, так и на национальном – прежде всего с такими государствами, как Индия, Китай, Южная Корея, Япония и страны – члены АСЕАН.

Одной из главных проблем нашей страны называют затянувшуюся инвестиционную паузу. Ее преодоление, очевидно, связано с усилиями по улучшению инвестклимата – это важно и для государства, и для бизнеса. Как бы вы могли оценить инвестклимат в России в целом?

Он далек от идеала, особенно по сравнению с ближайшими соседями. Достаточно посмотреть на налоговые ставки: например, в России ставка НДС составляет 18%, в Казахстане – 12%. Если говорить об оценках самого предпринимательского сообщества, РСПП ежегодно проводит опрос компаний-членов по ключевым элементам делового климата. Главными проблемами для российского бизнеса на протяжении последних четырех лет остаются недостаток квалифицированных кадров, рост цен, избыточно высокие налоги, коррупция в органах власти и высокие административные барьеры.

Но в ряде случаев оценки все же улучшаются. Так, доля компаний, заявивших о влиянии коррупции на их развитие, постепенно снижается. Бизнес высоко оценил реформу налогового администрирования – данная проблема уже не попадает в число ключевых для бизнеса. Улучшилась, хотя и не во всех регионах, ситуация с подключением к электросетям и получением разрешений на строительство. Но есть и тревожные факторы: в последнем опросе в топ-10 ограничений для развития компаний вернулась озабоченность неясностью целей экономической и социальной политики.

Однако уровень инвестиционного климата определяется не только федеральным законодательством или стратегическими документами, но и региональным правоприменением.

Четыре ведущих бизнес-объединения и Агентство стратегических инициатив запустили в 2014 году пилотную стадию Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Он позволяет, с одной стороны, оценить результативность усилий региональных команд по улучшению деловой среды, с другой – выделить лучшую практику по ее отдельным элементам, которую можно тиражировать в других субъектах РФ. Уже в 2015 году рейтинг станет полноценным и охватит все субъекты РФ, так что у регионов есть немного времени, чтобы если не исправить какие-то проблемы, то хотя бы начать работу в этом направлении.

Источник: РСПП

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся