Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ярослав Кузьминов

Научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член РСМД

За прошедший 2014 год проведена большая работа в отношении внедрения механизмов открытости министерствами и ведомствами. В частности, был утвержден Стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти, и в рамках этого отдельные ведомства реализовали значимые инициативные проекты. Так, например, более половины ведомств в настоящее время на своих сайтах размещают публичные декларации целей и задач своей работы, планы по достижению показателей «майских» указов Президента. В отдельных органах власти организован процесс их публичного обсуждения с заинтересованными представителями общественности и экспертами. Кроме того, по состоянию на декабрь 2014 года 78 ФОИВ на своих официальных сайтах опубликовали 1150 наборов открытых данных.

В прошлом году Минфин РФ провел первый всероссийский конкурс по открытым финансовым данным Budget APPS, который привлек немало участников и продемонстрировал обществу востребованность открытость данных и возможность их использовать для различных социальных проектов. Я могу отметить интерес студентов ВШЭ к этому конкурсу, многие подавали свои работы, получали призовые места.

Вместе с тем, несмотря на факты реализации механизмов открытости министерствами и ведомствами, нередко эти самые механизмы работают вхолостую. Они не связаны друг с другом, и самое главное - не связаны с основным функционалом федеральных ведомств и важнейшими инфраструктурными проектами.

часто ведомство работает само по себе, где-то «у ноги» крутится общественность. Время от времени статс-секретари или кто-то еще из ведомства отряжаются поговорить с общественностью. Но это, наверное, лучше, чем ничего. Однако сказать, что мы достигли тех целей, которые ставили перед собой при формировании инструментов системы Открытого правительства, нельзя.

Именно таким образом обстоит ситуация с оценкой регулирующего воздействия нормативных правовых документов в формате Открытого правительства. На лицо разрыв связи между процессом обсуждения НПА и доведением высказанных предложений и замечаний до ведомства. Обсуждение на портале regulation.gov.ru проходит в абсолютно автономном режиме, в него не вовлечены общественные советы при министерствах и ведомствах.

Кроме того, отсутствует связь общественных советов с независимой оценкой качества предоставления социальных услуг, с реформированием контрольно-надзорной деятельности. Приведу несколько примеров, чтобы не быть очень абстрактным.

На сайтах большинства органов исполнительной власти созданы так называемые электронные приемные для подачи обращений, при этом большинство ведомств продолжает направлять ответы в письменном виде, в форме заказного письма с уведомлением.

На сайтах 35 ФОИВ создан раздел «Ответы на часто задаваемые вопросы», но к сожалению, эта система работает не очень удачно, так как в массе своей федеральные органы не научились отвечать гражданам внятно и понятно. Практически все ответы на вопросы в Департамент недвижимости Минэкономразвития, связанные с государственным кадастровым учетом, регистрацией прав собственности, начинаются так: «В соответствии с положением о министерстве, Минэкономразвития не наделено полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения. Вместе с тем мы полагаем, что » Какой смысл в таком ответе для гражданина и организации, совершенно не понятно. Нет смысла иметь такую практику публичной деятельности министерства, как мы сейчас имеем, и этот вопрос нуждается в серьезном обсуждении и рассмотрении на Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства.

Что же касается размещения на сайтах органов власти информации в формате открытых данных, то есть большое количество наборов опубликованных данных, но при этом их ценность невелика. Очень мало наборов данных, которые реально могут использовать компании при формировании тех или иных рыночных предложений. В большинстве своем это данные, которые нужны для работы ведомств - в них содержатся сведения, которые мало интересуют и общественность, и рынок.

Устранить проблему внедрения механизмов открытости и повысить эффективность работы ведомств в формате Открытого правительства вероятно через налаживания взаимодействия федеральных органов исполнительной власти со своими референтными группами. Мировой управленческий опыт показывает, что ключевым элементом эффективной системы госуправления является уверенность регулятора в том, что принимаемые им решения служат публичным интересам. Такая уверенность может быть достигнута при условии вовлечения основных референтных групп - иными словами, клиентов проводимых госполитик - в процессы выработки, реализации и оценки эффективности решений. Министерства должны научиться различать референтные группы, а не просто обращаться к некой абстракции под названием общества. И в этом - залог гарантии эффективности взаимодействия государства и общества.

Источник: Блог на Эхе Москвы

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся