Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Лавров

Министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Попечительского совета РСМД, член РСМД

Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова египетской газете «Аль-Ахрам», 13 ноября 2013 года

Вопрос: Как Россия рассматривает нынешнее развитие обстановки в Египте после событий 30 июня и 3 июля 2013 года?

С.В.Лавров: События, происходящие в Египте и других странах Ближнего Востока и Северной Африки, безусловно, вызваны высоким уровнем общественных ожиданий перемен к лучшему - в сферах обеспечения прав и свобод граждан, повышения их экономического благосостояния и социальной защищенности.

Россия с самого начала событий в вашей стране два с половиной года назад проявила солидарность с дружественным египетским народом, поддержав его стремление к обновлению общества и государства, продвижению по пути демократических реформ, созданию более эффективных социально-экономических систем, в целом - осуществлению широких преобразований. Наш принципиальный подход не претерпел изменений.

Твердо исходим из того, что эти задачи следует продолжать реализовывать мирным, эволюционным путем, избегая насильственных методов, на основе всеобъемлющего национального диалога с участием всех влиятельных общественных сил страны. Видим задачу этого процесса в том, чтобы обеспечить принятие и ввод в действие конституции, опирающейся на общенациональную поддержку, формирование и запуск эффективно действующих гражданских органов власти. Достижение стабилизации на такой основе создало бы необходимые предпосылки для реализации назревших реформ и программ экономической стабилизации.

Убеждены, что, несмотря на многогранность стоящих перед Египтом проблем, египетский народ в состоянии самостоятельно найти их эффективные решения, учитывая интересы всех без исключения политических и этно-конфессиональных групп.

Вопрос: Когда будет отменена рекомендация МИД России о запрете туристических поездок в Египет?

С.В.Лавров: МИД России не может вводить запрет на выезд российских граждан в какую-либо страну, в том числе в Египет. В соответствии с Конституцией Российской Федерации российские граждане имеют право свободного выезда за рубеж, который может быть временно ограничен лишь по четко прописанным в законе основаниям.

Вместе с тем соответствующий федеральный закон содержит норму, обязывающую Правительство Российской Федерации принимать меры по доведению до сведения российских граждан рекомендации о нежелательности въезда в государство, на территории которого возникают чрезвычайная ситуация или иные обстоятельства, затрудняющие их защиту. Именно такие рекомендации были обнародованы МИД России после решения властей АРЕ о введении режима чрезвычайного положения в августе нынешнего года.

Многие годы Египет был одним из излюбленных гражданами России направлений поездок на отдых. Мы активно взаимодействуем с министерством туризма АРЕ, другими государственными структурами Египта в целях создания наиболее благоприятной среды для таких поездок. Признательны за предпринимаемые властями вашей страны комплексные меры, призванные обеспечить достойные условия пребывания туристов. Искренне надеюсь, что наше сотрудничество в этой области будет и впредь успешно развиваться.

Вопрос: Сегодня многие в Египте заявляют о желании вернуть «золотые времена» советско-египетской дружбы 50-60-х годов, поднимают портреты Путина на площадях Каира и спрашивают, когда Президент России приедет в Египет. Что необходимо предпринять обеим странам для восстановления отношений до уровня тех лет в военной, экономической и других областях?

С.В.Лавров: Египет был и остается нашим ведущим, проверенным временем партнером на Ближнем Востоке. В нынешнем году наши страны отметили 70-летие установления дипломатических отношений. За этот внушительный период наработана весомая материальная база двустороннего сотрудничества. Это - не только объекты совместных строек 50-60-х годов, но и современные проекты в энергетике и сельском хозяйстве, туризме и машиностроении. В последние годы, несмотря на глобальный финансово- экономический кризис, объемы взаимной торговли между Россией и Египтом существенно выросли.

Активно развиваются связи по гуманитарной линии. Тысячи россиян живут на постоянной основе в Египте и успешно занимаются бизнесом в вашей стране. Сотни российских граждан приезжают на учебу в различные вузы Египта, а молодые египтяне в свою очередь осваивают различные профессии в нашей стране.

Все это - тот фундамент, на котором мы должны строить еще более продвинутые отношения. Россия и Египет искренне привержены курсу на дальнейшее укрепление партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Практические шаги на этом направлении станут предметом моих переговоров в Каире.

Вопрос: Как Вы оцениваете непрекращающиеся попытки некоторых западных и арабских кругов поддержать «Братьев-мусульман» и экстремистские религиозные силы под видом защиты прав человека?

С.В.Лавров: Во взаимоотношениях с другими странами Россия строго придерживается принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств, уважения права народов на свободный и самостоятельный выбор путей развития и форм государственного устройства. Мы не будем давать наставления нашим зарубежным партнерам или навязывать рецепты решения вопросов, относящихся к их внутренней компетенции.

Убежден, что египетский народ, обладающий мудростью тысячелетий, богатым историческим и цивилизационным наследием, способен без помощи извне принять адекватное решение по вопросу о роли и месте в обществе тех или иных организаций, в том числе Ассоциации «Братья-мусульмане».

Вопрос: С Вами вместе в Египет впервые за последние 40 лет едет Министр обороны Российской Федерации. Как Вы рассматриваете такой шаг? Что можно в этой связи ожидать?

С.В.Лавров: Визит главы оборонного ведомства в дружественную нам страну - всегда значимое событие в двусторонних отношениях. Понятно, что в рамках такого визита обсуждаются в том числе вопросы сотрудничества в военной и военно-технической сферах. Не станет исключением в этом смысле приезд в Каир Министра обороны Российской Федерации С.К.Шойгу.

Совместный визит в Каир руководителей министерств обороны и иностранных дел - для российско-египетских отношений явление новое. Это подтверждает то приоритетное значение, которое российское руководство придает задачам развития и укрепления российско-египетских связей.

Вопрос: Какую помощь Россия способна оказать Египту в борьбе с международным терроризмом на Синае?

С.В.Лавров: Думаю, данный вопрос будет затронут в ходе наших предстоящих переговоров в Каире. Предлагаю дождаться их завершения. Хотел бы лишь подтвердить наш принципиальный подход - исходим из того, что терроризм является глобальным злом.

Как вам хорошо известно, террористические атаки, жертвами которых становятся прежде всего мирные граждане, не прекращаются. Сегодня на Арабском Востоке «второе дыхание» обрели террористические группировки, концентрирующиеся вокруг «Аль-Каиды» и ее региональных филиалов. Воспользовавшись хаосом и деградацией государственных структур, они пытаются решать собственные задачи. Их потенциал укрепляется за счет смычки с преступными трансграничными группировками, подпитывается наркотрафиком, контрабандой оружия и торговлей людьми.

Существенно возросла угроза распространения экстремистской идеологии. Джихадистские группировки развернули беспрецедентную активность по вербовке и подготовке боевиков - и не только в кризисных зонах, но и в европейских странах, куда участники конфликтов в различных регионах возвращаются с намерением реализовать накопленный боевой опыт и привлечь под свои знамена новых сторонников радикализма и насилия. Закладываются предпосылки для расширения очагов вражды и конфликтов, усиливаются риски углубления межцивилизационных, межкультурных и межконфессиональных разломов.

В этих условиях особое значение приобретает принципиальная и последовательная линия на осуждение и борьбу с терроризмом во всех его формах и проявлениях. Мы готовы к взаимодействию в этих целях с нашими египетскими партнерами, открыты для по-настоящему эффективной и системной работы.

Вопрос: Россия сказала твердое «нет» попыткам западных и некоторых арабских кругов вмешаться во внутренние дела Сирии. Как обстоят сегодня дела в отношении как сирийской проблемы, так и созыва международной конференции «Женева-2»?

С.В.Лавров: Наша позиция носит принципиальный характер. Мы исходим из необходимости неукоснительного следования международному праву, опирающемуся на Устав ООН. Вмешательство в дела суверенного государства - будь то Сирия или любая другая страна - неприемлемо.

Кризис в Сирии не имеет военного решения. Урегулировать его можно лишь политико-дипломатическими средствами путем прямого диалога властей и конструктивно мыслящей оппозиции. Исходя из этого, Россия приняла деятельное участие в выработке ключевого документа урегулирования - Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года, реализация которого должна способствовать достижению сирийскими сторонами договоренностей относительно будущего своей страны.

Российская сторона вместе с нашими американскими партнерами и командой спецпредставителя по Сирии Л.Брахими ведут активную работу по подготовке международной конференции «Женева-2», которая дала бы старт инклюзивному межсирийскому диалогу. Все разделяют мнение, что этот форум надо проводить как можно скорее. Каждый день промедления означает гибель и страдания многих людей. Поэтому важно без задержек усадить за стол переговоров в Женеве противоборствующие сирийские стороны.

Насколько мы понимаем, руководство Египта также придерживается мнения о необходимости скорейшего созыва конференции, выражает готовность оказывать содействие политическому урегулированию конфликта. Приветствуем такую активную позицию.

Для успеха этих усилий важно четко следовать положениям Женевского коммюнике. В нем нет двусмысленности или недосказанности, и мы настоятельно призываем реализовывать заложенные в нем идеи без отступлений и вольных трактовок. Тем более, что полная поддержка этого документа зафиксирована в резолюции 2118 Совета Безопасности ООН.

Задача членов международного сообщества, включая Россию, которая с самого начала сирийского кризиса в марте 2011 года последовательно проводит линию на его разблокирование политико-дипломатическими средствами, заключается, на наш взгляд, в том, чтобы создать для межсирийского диалога благоприятные внешние условия.

Важным шагом в этом направлении стала постановка сирийского химоружия под международный контроль с целью его последующего уничтожения на основе решения Исполсовета ОЗХО и резолюции 2118 СБ ООН, принятых в развитие российско-американских рамочных договоренностей от 14 сентября с.г. Это - наглядный пример того, что разумный выбор в пользу дипломатии приносит конкретные позитивные плоды.

Вопрос: Кто, с Вашей точки зрения, несет прямую ответственность за срыв созыва Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от всех видов ОМУ (ЗСОМУ)?

С.В.Лавров: Россия, которой наряду с США, Великобританией и Генсекретарем ООН поручено обеспечить созыв Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от всех видов ОМУ, со всей ответственностью подходит к выполнению своих обязательств. Соучредителями была проделана существенная работа по подготовке к проведению Конференции. К сожалению, она до сих пор не состоялась, поскольку не все страны региона подтвердили готовность в ней участвовать.

Для того, чтобы это произошло, необходимо содержательное развитие многостороннего формата консультаций с участием стран региона. Прямой разговор между всеми заинтересованными участниками, политическая воля и способность договариваться - это те ключи, которые помогут найти развязки по вопросам, связанным с созывом Конференции.

В любом случае, Конференция - всего лишь начальный этап непростого пути к созданию ЗСОМУ в регионе. Мы будем готовы и впредь оказывать всемерное содействие успешному проведению Конференции и последующим усилиям в направлении создания в регионе зоны, свободной от всех видов оружия массового уничтожения. Но достижение этих целей зависит в первую очередь от самих стран региона.

Вопрос: Как Вы оцениваете отказ Израиля присоединиться к договору о запрете ядерного оружия?

С.В.Лавров: Если речь идет о Договоре о нераспространении ядерного оружия, то позиция России хорошо известна.

Ее суть - рассматриваем ДНЯО в качестве краеугольного камня режима ядерного нераспространения и международной безопасности. Риски и угрозы этому глобальному режиму должны устраняться именно на основе ДНЯО. Мы всегда выступали и выступаем за универсализацию Договора и скорейшее присоединение к нему всех стран, включая Израиль.

Источник: МИД России

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся