Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 28, Рейтинг: 4.93)
 (28 голосов)
Поделиться статьей
Евгений Панков

Стажер-исследователь Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России

1 июня 2024 г. жителям Исландии придется выбрать нового главу республики — в новогоднем обращении 31 декабря 2023 г. всеобщий любимец Гвюдни Йоуханнессон заявил, что не будет баллотироваться на третий срок. Отсутствие разногласий между политически нейтральным Гвюдни и правительством заставило многих исландцев поверить, что полномочия президента ограничены до уровня «менеджера по вечеринкам», но на самом деле это не совсем так.

Исландия — парламентская республика, однако вес президента в политической системе значителен. Именно президент утверждает назначение членов правительства и определяет разделение полномочий между ведомствами. После парламентских выборов именно он дает указание о начале коалиционных переговоров — при этом лидирующую роль играет тот председатель партии, чьи шансы успешно завершить такие переговоры оцениваются президентом как наиболее высокие. В стране, где за последние 45 лет все правительства коалиционные, это право дает президенту возможность влиять на вектор развития государства.

Основная борьба еще впереди, но уже сейчас заметно: в исландской политике сохраняется тренд на «десакрализацию» или даже «карнавализацию» политической жизни. И если победа «карнавальных» политиков действительно маловероятна, то это связано не с абсурдностью их программы, а скорее с тем, что национальная экономика сейчас стабильна и не катализирует политическую апатию жителей острова. Победит тот, кому удастся найти умеренно-сдержанный баланс между двумя крайностями: бросить вызов традиционным институтам, не утратив при этом имиджа серьезного политика, нацеленного на конструктивную работу.

Такой имидж конструирует сейчас Аднар Тоур Йоунссон — бывший член Партии независимости и единственный «профессиональный» политик из всех кандидатов. Весной 2023 г. Аднар раскритиковал законопроект, предполагающий признание верховенства норм европейского права над национальным законодательством (Соглашение о ЕЭЗ). Также он прямо не высказывался по российско-украинской проблематике, но не скрывает своих надежд, что Исландия могла бы сыграть конструктивную роль в мирном урегулировании. При поверхностном взгляде эта позиция выглядит весьма неожиданной для бывшего представителя самой популярной партии в стране — основательнице НАТО. Однако динамика отношений Москвы и Рейкьявика всегда слабо зависела от динамики отношений между Москвой и Вашингтоном, особенно — за счет неправительственных связей.

Также о своем выдвижении заявила Сигридур Хрунд Пьетурсдоуттир, бывший председатель Ассоциации трудящихся женщин, выступающая за демократию, свободу слова и равноправие. В стране, которая лидирует по индексу гендерного равенства, тематика, посвященная проблемам женщин, по-прежнему имеет все шансы на резонанс. Среди других претендентов также значатся антисистемный активист и экстравагантный блогер Аксель Пьетур Аксельссон, семидесятилетний предприниматель Аусттоур Магнуссон, известный как «вечный кандидат», и Тоумас Лои Хадльгримссон, спасатель и электрик по профессии, который признается, что решение о выдвижении принял под давлением своего ближайшего окружения. Еще одним кандидатом стал неизвестный воспитатель детского сада: в нескольких соцсетях был создан его анонимный профиль, для того чтобы избиратели оценивали его программу, а не внешний вид.

Вероятно, именно Агнар и Сигридур сформируют лидирующую «двойку», если список кандидатов не пополнится другими опытными политиками, в том числе — самим Гвюдни Йоуханнессоном. Ведь его предшественник Оулавюр Рагнар Гримссон тоже объявлял о своем уходе в новогоднем обращении, в ответ на которое исландцы подготовили петицию с просьбой остаться.

В любом случае экономический спад или же какие-либо «черные лебеди» наверняка смогут придать новый импульс популярности несистемных политиков в Исландии, и этот импульс совпадет уже скорее не с президентскими, а со следующими парламентскими выборами, которые пройдут в 2025 г. И тогда сдержать радикальные перемены сможет лишь президент страны, а значит, от июньского голосования зависит гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

31 декабря 2023 г. жители Исландии готовились к встрече нового года и читали книги, подаренные в ходе традиционного рождественского «книжного наводнения» — традиции, существующей еще с послевоенных времен и связанной с дефицитом в то время других подарков, пока внимание прессы было приковано к природным катаклизмам на полуострове Рейкьянес. Однако в этот день в столице Рейкьявике произошел катаклизм политический: из новогоднего обращения президента жители страны узнали, что 1 июня 2024 г. им придется выбрать нового главу республики — всеобщий любимец Гвюдни Йоуханнессон* заявил, что не будет баллотироваться на третий срок.

Еще осенью 2023 г. журналисты, казалось, давали старт его предвыборной кампании, восторженно рассказывая, как президент оказал первую помощь посетителю «Икеи». Однако Гвюдни, профессиональный историк, чей рейтинг не опускался ниже 80%, наверняка хорошо знаком с биографией императора Диоклетиана.

За его уходом определенно последует новая эпоха, очертания которой пока туманны.

Полномочия президента: «главный по вечеринкам» или политический тяжеловес?

Аднар Тоур Йоунссон

Согласно конституции, президент избирается прямым голосованием на срок в четыре года, и для победы на выборах ему необходимо заручиться поддержкой простого большинства проголосовавших. При этом традиция благоволит долгому правлению: закончив второй срок, Гвюдни пробудет в должности рекордно короткое время (не считая первого президента Свейна Бьёднссона, полгода не дожившего до конца второго срока) — его предшественники правили от двенадцати до двадцати лет.

Отсутствие разногласий между политически нейтральным Гвюдни и правительством заставило многих исландцев поверить, что полномочия президента ограничены до уровня «менеджера по вечеринкам», но на самом деле это не совсем так. Исландия — парламентская республика, однако вес президента в политической системе значителен [1]. Отчасти это объясняется и низкой численностью населения, что, безусловно, влияет на политическую культуру острова. Из-за этого эксперты характеризуют исландскую республику как полупрезидентскую [2]. Именно президент утверждает назначение членов правительства и определяет разделение полномочий между ведомствами. И если, например, Кристьяун Эльдьяудн и Вигдис Финнбогадоуттир старались не вмешиваться в работу правительства, то политические «тяжеловесы» Свейн Бьёднссон, Аусгейр Аусгейрссон и Оулавюр Рагнар Гримссон прибегали к давлению на министерства и парламент [3]. После парламентских выборов именно президент дает указание о начале коалиционных переговоров — при этом лидирующую роль играет тот председатель партии, чьи шансы успешно завершить такие переговоры оцениваются президентом как наиболее высокие. В стране, где за последние 45 лет все правительства коалиционные, это право дает президенту возможность влиять на вектор развития государства. Кроме того, глава республики представляет Исландию на международной арене: подписывает договоры и совершает государственные визиты.

Глава государства также возглавляет Государственный совет, куда входят и члены правительства. Там он утверждает законопроекты, предварительно согласованные между министерствами и одобренные парламентом. Функция эта отнюдь не церемониальная, но разногласия возникают редко: право вето использовал один лишь Оулавюр Рагнар Гримссон — он делал это трижды [4]. Нынешний президент не блокировал законопроекты, но несколько раз проявлял твердость при их обсуждении.

Президент может распустить альтинг. Именно с речи главы государства начинается сессия старейшего в мире парламента — в обществе с многовековой литературной традицией эта функция имеет особое значение.

Конституция требует, чтобы президент исполнял свои обязанности в Рейкьявике или недалеко от него. Сейчас официальная резиденция Бессастадир находится в г. Аульфтанес — историческом месте, где жил легендарный скальд и законоговоритель Снорри Стурлусон. Даже вместо заимствованного слова «президент» исландцы говорят «форсети» — так звали древнескандинавского бога, который возвращал спорящим доверие [5].

Чтобы попасть в избирательный бюллетень, кандидат в президенты Исландии должен быть не младше 35 лет. При этом к 26 апреля 2024 г. всем претендующим на пост придется собрать 1500 подписей — это требование зафиксировано прямо в конституции. Сбор можно проводить и в Интернете. Столь низкий проходной порог, заложенный во времена, когда население острова составляло 126 тыс. человек, является отражением гиперлиберальной политической культуры страны, где еще несколько лет назад мэром столицы выбрали Йоуна Гнарра — лидера пародийной «Лучшей партии» и стенд-ап комика, обещавшего не выполнять предвыборных обещаний, среди которых были бесплатные полотенца в бассейнах и «Диснейленд» прямо в аэропорту. Поэтому нынешнюю предвыборную кампанию политологи уже успели окрестить «весенней клоунадой».

Кандидаты и их позиции

Сигридур Хрунд Пьетурсдоуттир

Одним из первых о намерении баллотироваться заявил Аксель Пьетур Аксельссон — антисистемный активист и экстравагантный блогер. Некоторые обвиняют его в приверженности теориям заговора. Соцсети кандидата пестрят репостами «разоблачений» израильского правительства, критикой «судебного террора» над Д. Трампом, обвинениями исландской элиты в сговоре с «глобалистами» и К. Швабом. Не обходится и без несогласия с внешней политикой: надевшая сине-желтый значок уже бывший министр иностранных дел страны Тоурдис Гильфадоуттир также подверглась за это его критике.

Аксель уже баллотировался в президенты в 2020 г. — тогда он обещал уволить всех министров, но не смог собрать нужное число подписей. Вероятно, и в этот раз исход будет аналогичным. С другой стороны, активная кампания в новых медиа наводит на мысль о постироничном наполнении одиозных заявлений, где граница между реальностью и откровенным вымыслом уже не видна — так же, как не видна она и в агитационных видео кандидата. Приверженцы теорий заговора известны не способностью давать правильные ответы, а умением задавать правильные вопросы. Значит, умеренные кандидаты будут вынуждены считаться с той повесткой, которую Аксель привнесет в борьбу.

Менее экстравагантный, но не менее заметный кандидат — Аусттоур Магнуссон. Семидесятилетний предприниматель известен как «вечный кандидат»: он уже баллотировался на выборах в 1996, 2000, 2004, 2012 и 2016 гг. В 1996 г. он даже смог обеспечить каждое домохозяйство страны книгой о том, как его победа изменит будущее страны, но это не принесло ему успеха: тогда за него проголосовали 2,68% избирателей. На следующих выборах результаты были еще менее выразительными: в 2004 г. — 1,9%, а в 2016 г. — 0,33%. В остальных случаях ему не удалось собрать требуемое количество подписей.

Аусттоур — «внешнеполитический» кандидат, в фокусе его кампании проблемы мира и войны. В 2003 г. активист явился в суд, облив себя красной краской в знак протеста против операции «коалиции желающих» в Ираке. Сейчас активист критикует правительство уже за недостаточное внимание к международным кризисам, в том числе — вокруг Украины. Для борьбы за мир еще в 1995 г. он основал организацию Peace 2000. От ее имени в феврале 2022 г. он отправил на имя президентов России и Украины письмо с планом урегулирования конфликта. План предполагает провозглашение нейтрального статуса Украины, размещение на Донбассе миротворцев ООН и переход к процессу постконфликтного урегулирования на основе децентрализации государственного управления. Аусстор, живший во времена советско-американского противостояния, помнит, какую роль Исландия сыграла в окончании холодной войны, и пытается возвратить острову статус одного из центров миротворчества.

Аусттоур женат на уроженке России — возможно, поэтому он занимает более лояльную позицию по отношению к Москве. Например, после территориальных изменений в 2014 г. политик призвал присудить В. Путину Нобелевскую премию мира. Однако, как бы ни был популярен антиамериканизм в Исландии, сегодня ее жителей слабо беспокоит международная проблематика, тем более — за пределами Атлантики. Чего они точно не хотят, так это внутриполитического кризиса и противостояния между президентом и правительством, а если Аусстоур победит, такой исход будет неизбежен.

12 января 2024 г., в день своего пятидесятилетия, о выдвижении заявила Сигридур Хрунд Пьетурсдоуттир, бывший председатель Ассоциации трудящихся женщин. В основе ее программы — демократия, свобода слова и равноправие. Едва начав агитацию, Сигридур сделала ставку на гендерный фактор и рассказала, как пережила послеродовую депрессию и прочие личные испытания. В стране, которая лидирует по индексу гендерного равенства, тематика, посвященная проблемам женщин, по-прежнему имеет все шансы на резонанс. Тем более что Сигридур идет путем, которым в 1980 г. прошла Вигдис Финбогадоуттир, первая женщина в мире, избранная на пост президента, — дистанцируется от радикальных феминисток и мягко, но настойчиво актуализирует проблематику гендерного равенства [6]. Стратегия Сигридур позволяет ей не задавать новых вопросов, а извлекать выгоду из уже сформированной повестки: в октябре 2023 г. гендерные проблемы Исландии привлекли большое внимание, когда тысячи женщин вновь объявили забастовку. Неудивительно, что именно Сигридур пользуется наибольшей поддержкой среди тех избирателей, которые уже решили, за кого отдадут голос, но подавляющее большинство исландцев еще не определилось.

Серьезную конкуренцию ей готов составить Аднар Тоур Йоунссон, бывший член Партии независимости и единственный «профессиональный» политик из всех кандидатов. За время работы в парламенте Аднар успел не раз громко заявить о себе. В 2021 г. он как юрист потребовал от правительства прекратить «дискриминацию» непривитых от коронавируса исландцев. Также Аднар многократно просил не проводить вакцинацию детей от COVID-19, дистанцируясь при этом от различных теорий заговора.

Помимо этого, весной 2023 г. Аднар раскритиковал законопроект, предполагающий признание верховенства норм европейского права (Соглашение о ЕЭЗ) над национальным законодательством. Также он прямо не высказывался по российско-украинской проблематике, но не скрывает своих надежд, что Исландия могла бы сыграть конструктивную роль в мирном урегулировании. При поверхностном взгляде эта позиция выглядит весьма неожиданной для бывшего представителя самой популярной партии в стране — основательнице НАТО. Однако динамика отношений Москвы и Рейкьявика всегда слабо зависела от динамики отношений между Москвой и Вашингтоном, особенно — за счет неправительственных связей. Позиция Аднара в отношении России несколько мягче, чем у действующего президента. Не углублявшийся в политические противоречия Гвюдни все же не смог удержаться от непривычно жесткой риторики в отношении Москвы, когда открывал последнюю сессию парламента. Таким образом, победа Аднара могла бы привнести конструктивное наполнение в и без того относительно спокойные отношения Москвы и Рейкьявика.

Менее детально проработана программа Тоумаса Лои Хадльгримссона, спасателя и электрика по профессии. По собственному признанию, решение о выдвижении он принял под давлением своего ближайшего окружения, однако число его сторонников пока остается весьма незначительным. Помимо этого, Тоумас прямо заявил, что вряд ли сможет профинансировать дорогую кампанию в СМИ, поэтому его шансы даже на сбор подписей остаются низкими.

Еще одним представителем неформального спектра исландской политики стал неизвестный воспитатель из детского сада: 7 февраля в нескольких соцсетях был создан анонимный профиль, где предлагается оценивать программные установки кандидата, а не его внешний вид. Приоритетное внимание в программе уделяется проблемам семьи и детства: обеспечению базовых прав ребенка и равного доступа к образованию.

Одна страна — две системы

Аксель Пьетур Аксельссон

Основная борьба еще впереди, но уже сейчас заметно: в исландской политике сохраняется заложенный юмористом Йоуном Гнарром тренд на «десакрализацию» политической жизни, или, пользуясь терминологией М.М. Бахтина, ее «карнавализацию» (в случае Гнарра — и в прямом смысле тоже) [7]. Фактически исландский политикум распадается на две отдаляющиеся друг от друга части: профессиональную, где господствуют освященные веками институты и практики; и неформальную, которая своими эпатажными заявлениями привлекает тех, кто устал от долгих и ничего не меняющих дебатов.

Неудивительно, что 77% исландцев не видят среди кандидатов по-настоящему достойных звания президента. Вследствие этого 1 июня 2024 г. можно ожидать низкую (по исландским меркам) явку, а значит, победу, вероятно, одержит тот, кто сможет эффективно мобилизовать свою целевую аудиторию и заставить ее прийти на участки.

И если победа «карнавальных» политиков действительно маловероятна, то это связано не с абсурдностью их программы, избытком в ней постиронии и дефицитом конструктивной повестки, а скорее с тем, что национальная экономика сейчас стабильна и не катализирует политическую апатию жителей острова. Победит тот, кому удастся найти умеренно-сдержанный баланс между двумя крайностями: бросить вызов традиционным институтам, не утратив при этом имиджа серьезного политика, нацеленного на конструктивную работу.

Такой имидж конструируют сейчас Аднар Тоур Йоунссон, сразу угодивший под шквал критики от представителей разных парламентских партий, и Сигридур Хрунд Пьетурсдоуттир. Вероятно, именно они и сформируют лидирующую «двойку» после сбора подписей, если список кандидатов не пополнится другими опытными политиками, в том числе — самим Гвюдни Йоуханнессоном. Ведь его предшественник Оулавюр Рагнар Гримссон тоже объявлял о своем уходе в новогоднем обращении, в ответ на которое исландцы подготовили петицию с просьбой остаться. Тогда это сработало, и президент ненадолго вернулся в борьбу. Не исключено, что новогоднее заявление Гвюдни — это тоже не более чем попытка поиграть с электоратом в духе пушкинского Бориса Годунова («А там он будет нами править по-прежнему»). Так что Диоклетиан сегодня имеет все шансы оказаться Цинциннатом завтра.

В любом случае экономический спад или же какие-либо «черные лебеди» наверняка смогли бы придать новый импульс популярности тех, кто верит в теории заговора или не желает раскрывать своего имени раньше времени, и, что несколько вероятнее, этот импульс совпадет уже не с президентскими, а со следующими парламентскими выборами, которые пройдут в 2025 г. И тогда сдержать радикальные перемены в случае роста популярности несистемных движений сможет лишь президент. А значит, от июньского голосования зависит гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

*Здесь и далее исландские имена собственные переданы в соответствии с: Берков В.П. О передаче исландских собственных имен // Скандинавский сборник, 1959. Вып. 4. С. 206–215.

1. Gylfason Th. From Collapse to Constitution: The Case of Iceland. Munich: CESifo Working Paper № 3770, June 2012. P. 8.

2. Duverger M. A New Political System Model: Semi-Presidential Government // European Journal of Political Research, 1980. Vol. 8, № 2. P. 167.

3. Gylfason Th. Constitution on Ice. Munich: CESifo Working Paper № 5056, June 2014. P. 6.

4. Gylfason Th. The Anatomy of Constitution Making: From Denmark in 1849 to Iceland in 2017. Munich: CESifo Working Paper № 6488, June 2014. P. 12.

5. Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях (пер. А.И. Корсуна). М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. С. 37.

6. Bjarnason E. How Iceland Changed the World: The Big History of А Small Island. London: Penguin Books, 2021. P. 154.

7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. С. 8.


Оценить статью
(Голосов: 28, Рейтинг: 4.93)
 (28 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся