Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Руслан Мамедов

К.и.н., научный руководитель Центра внешнеполитического сотрудничества им. Е. М. Примакова, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН

15 августа 2016 г. появилась информация о прибытии самолетов российских ВКС в иранский Хамадан. Эти события разворачиваются на фоне прошедших встреч между лидерами России и Ирана на саммите в Баку, России и Турции в Санкт-Петербурге и глав внешнеполитических ведомств Ирана и Турции. Таким образом, возможно, что расположение российских стратегических бомбардировщиков ТУ-22М3 на третьей тактической авиабазе Ирана в Хамадане было скоординировано заранее. Напомню, что ранее эти самолеты уже принимали участие в операции российских ВКС в Сирии, вылетая из российского североосетинского Моздока.

 

Авиабаза в Хамадане располагается в западной части Ирана и используется в чисто военных целях. В отличие от других военных авиабаз страны, третья тактическая не принимает гражданских самолетов. Считается, что авиабаза оснащена современным оборудованием. Важно и то, что авиабаза обладает взлетно-посадочной полосой длиной 4600 метров. Для стратегического бомбардировщика ТУ-22М3 необходимо 2000-2100 метров для разбега при взлете. Размер и вместимость – преимущества хамаданской базы «Шахид Ноджеф» перед российской «Хмеймим» в Латакии.

 

Передислокация из Моздока в Хамадан позволяет сократить время полета чуть более чем наполовину (в арабских источниках говорится о 60%). Данный шаг приведет к интенсификации боевых вылетов, их эффективности и экономии средств для российской стороны.

 

twitter.com/@miladvisor

Стратегический бомбардировщик Ту-22М3

 

Ближайшие цели для атак по ИГ с этой авиабазы располагаются в Ираке. Однако Россия еще не получала приглашения и разрешения правительства в Багдаде для осуществления деятельности на территории этой страны. Соответственно, ожидается, что группировка ВКС России в Хамадане будет использоваться для бомбардировок по целям на сирийской территории. Более того, источники в министерстве обороны сообщали о российском запросе на использование воздушного пространства Ирака и Ирана для пролета крылатых ракет. Иран и Ирак дали добро. Видимо, возможны удары и с акватории Каспийского моря российскими «Калибрами», не говоря уже о кораблях российской флотилии в Средиземном море.

 

Ближайшие актуальные направления для атак с «Шахид Ноджеф» – Пальмира и Дейр аз-Зойр. Однако, скорее всего, дислокация группировки российских стратегических бомбардировщиков в Иране связана с ожидающимся широкомасштабным наступлением на позиции антиправительственных экстремистских организаций под Алеппо и в юго-западной его части в случае провала процесса переговоров. Это косвенно подтверждается и тем, что последние две недели поступали сведения о прибытии иракских военизированных формирований в этот район для поддержки сирийской арабской армии. Среди наиболее известных в медийном пространстве можно упомянуть о Харакят ан-Нуджаба, Катаиб аль-Имам Али и др. Усилила свое присутствие в северной провинции Сирии и ливанская Хезболла. В целом подобная активность может рассматриваться как давление России на группы переговорщиков в Женеве и как послужить толчком для более серьезного и ответственного подхода к переговорам со стороны сирийской оппозиции, так и в итоге вылиться в масштабные боевые действия. В пользу последнего говорит и то, что руководящей силой в Алеппо становится Джабхат Фатх аш-Шам (бывшая Джабхат ан-Нусра, объявившая две недели назад о разрыве связей с аль-Каидой), а также отказ представителей сирийской оппозиционной коалиции встретиться с заместителем министра иностранных дел России Михаилом Богдановым в столице Катара Дохе.

 

Эти события развиваются на фоне продолжающегося наступления иракских сил на Мосул в районе аль-Каййары и зачистки г. Манбидж от ИГ со стороны SDF – т.н. «сирийских демократических сил», поддерживаемых американцами. Сами SDF представлены в основном курдскими формированиями (не без участия бойцов РПК) с незначительным арабским участием. Переход контроля над городом Манбидж в руки SDF позволяет продолжить процесс перекрытия доступа ИГ к границам с Турцией. Тем не менее на перспективу вырисовывается картина, при которой американцы готовят неподконтрольные правительству страны зоны в Сирии под своим непосредственным влиянием, что стоит штатам очевидно огромных ресурсов и финансовых вложений. Тогда главная задача США на данном этапе – заставить смириться с подобным положением дел Турцию, которая не собирается терпеть на своих границах курдское образование с намеками на автономию.

 

Даже если Турция не поддержит действия России в отношении Алеппо, решение, видимо, уже принято. Россия нацелена на полное подавление группировок, оказавшихся в блокаде, которую последние пытались прорвать последние две недели. При этом поступают сообщения о том, что Россия продолжает работу на местах с отдельными группировками противостоящей Б. Асаду так называемой Сирийской свободной армии. Вербовка относительно умеренных сил – крайне важный момент в урегулировании кризиса. Ситуация продолжает оставаться сложной, однако в случае более активного участия ВКС РФ, как это было, например, в январе-феврале 2016 года, выведения из борьбы с проправительственными сирийскими формированиями отдельных группировок путем переговоров на земле, ход событий может кардинальным образом измениться.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся