Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Олег Барабанов

Д.полит.н., профессор РАН, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», профессор Европейского учебного института МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Василий Кашин

К.полит.н., директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, член РСМД

Вадим Балытников

Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса, L.D., в 2007–2009 гг. — представитель Российской Федерации в Международной группе экспертов высокого уровня в области налаживания мирного процесса на берегах Днестра (формат 5+2)

В последнее время многие ученые, занимающиеся междисциплинарными исследованиями на стыке современных проблем межгосударственных и межрегиональных отношений, активно обсуждают актуальные вопросы международного межрегионального и межмуниципального сотрудничества. При этом, как правило, подчеркивается значимость идейно-концептуальной базы международного межрегионального и межмуниципального сотрудничества и возможностей использования его механизмов для преодоления существующей ситуации ценностного противостояния. Равным образом отмечается необходимость всемерного расширения и укрепления реальных побратимских связей (причем как между отдельными муниципальными образованиями, так и между субъектами Российской Федерации и регионами зарубежных стран) и констатируется необходимость всемерного развития государственной координации международного межрегионального сотрудничества.

Представляется целесообразным выделить пять основных блоков нормативно-практических предложений:

  1. Создание в регионах координирующих органов (комиссий, комитетов, советов, штабов и т.д.), которые направляли бы к единой цели работу в области международного и социально-культурного (гуманитарного) сотрудничества муниципалитетов и регионов.
  2. Обновление ценностного наполнения межмуниципального побратимского движения в глобальном масштабе (в том числе — в парадигме усилий по развеиванию стереотипов что называется «лицом к лицу»), а также формирование движения «регионов-побратимов» в рамках БРИКС+, ШОС, ЕАЭС и других универсальных и региональных международных организаций.
  3. Подготовка, популяризация и всестороннее внедрение системы рейтингов «БРИКС+» жизнедеятельности регионов и муниципалитетов.
  4. Закрепление адекватных современным условиям практичных положений о международном межрегиональном и межмуницапальном сотрудничестве в документах стратегического планирования регионального и муниципального уровней.
  5. Регулярное и системное проведение консалтинговых мероприятий для руководителей и специалистов регионального и муниципального уровня, в рамках которых компетентные специалисты-практики могли бы обучать управленческие кадры практически-ориентированным навыкам эффективного взаимодействия с представителями местных и региональных властей и сообществ конкретных зарубежных стран.

Особую важность в данном контексте имеет обеспечение ориентации всей сферы международных межмуниципальных и межрегиональных связей на выполнении поставленной президентом России Владимиром Путиным на Валдайском форуме 2023 г. задачи строительства нового мира, базирующегося на разделяемом всеми здравыми силами стремлении к безопасности, справедливости и развитию.


В последнее время многие ученые, занимающиеся междисциплинарными исследованиями на стыке современных проблем межгосударственных и межрегиональных отношений, активно обсуждают актуальные вопросы международного межрегионального и межмуниципального сотрудничества. При этом, как правило, подчеркивается значимость идейно-концептуальной базы международного межрегионального и межмуниципального сотрудничества и возможностей использования его механизмов для преодоления существующей ситуации ценностного противостояния. Равным образом отмечается необходимость всемерного расширения и укрепления реальных побратимских связей (причем как между отдельными муниципальными образованиями, так и между субъектами Российской Федерации и регионами зарубежных стран) и констатируется необходимость всемерного развития государственной координации международного межрегионального сотрудничества.

Тема международного межрегионального и межмуниципального сотрудничества с Китаем сегодня представляет собой особую значимость. Рост интереса к сотрудничеству с Россией практически во всех провинциях КНР [1] находит свое дальнейшее развитие в таких форматах, как «Волга — Янцзы» (сотрудничество между регионами Приволжского федерального округа Российской Федерации и китайских регионов верхнего и среднего течения Янцзы), а также в разнообразных формах традиционного сотрудничества между дальневосточными регионами России и регионами Северо-Востока КНР. При этом инициатива в этой сфере, на наш взгляд, должна исходить преимущественно от регионов и муниципалитетов, которым стоит активно наращивать собственную компетентность в вопросах связей с Китаем, вдумчиво осуществлять поиск перспективных партнеров с учетом структуры и конкурентных преимуществ собственной экономики. Разумеется, региональный уровень публичной власти при этом должен осуществлять надлежащую координацию работы на уровне муниципалитетов. Федеральные же власти в данном случае должны сосредоточиться на вопросах обеспечения регионов и муниципалитетов информацией о возможностях сотрудничества, организационной, научно-методической и правовой поддержкой для выхода регионов и муниципалитетов на китайский рынок, а также на осуществлении контрольно-надзорных и информационно-мониторинговых функций в соответствующей сфере.

Применительно к условиям Москвы и Московской области особенно перспективно развитие межрегионального международного сотрудничества на базе динамично развивающихся кооперационных связей по наиболее перспективным направлениям (машиностроение, автомобилестроение, строительство, производство лекарств и изделий медицинского назначения, а также логистические услуги [2]).

Отдельно стоит отметить также рост побратимских связей российских муниципальных (особенно городских муниципальных) образований с местными властями глобального Юга. Для повышения конкретной наполненности таких связей было бы целесообразно создать систему непрерывной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров и оказания консультационно-методической помощи органам публичной власти муниципальных образований нашей страны. Такая система при надлежащей поддержке с федерального уровня может и должна создаваться и развиваться силами органов государственной власти субъектов Российской Федерации с привлечение научно-практического потенциала федеральных и региональных научных центров. Разумеется, она должна включать в себя возможность проведения практически ориентированного консультирования представителей власти и бизнеса.

Обозначенное выше имеет особое значение и для сферы межрегионального и межмуниципального сотрудничества с Индией и другими странами Индоокеанского региона, в том числе с Индонезией, Малайзией, ОАЭ и Южно-Африканской Республикой. Практически все регионы и многие муниципалитеты указанных стран имеют (как правило, каждый в своей сфере) значительный потенциал сотрудничества с Россией, традиционно воспринимаемой в Индоокеанском регионе мира (как и на всем глобальном Юге в целом) в качестве не просто дружественной, но именно братской страны. Еще более обоснованно об аналогичном восприятии можно утверждать применительно к основным регионам большинства стран евразийского пространства.

В целом представляется целесообразным выделить пять основных блоков нормативно-практических предложений:

  1. Создание в регионах координирующих органов (комиссий, комитетов, советов, штабов и т.д.), которые направляли бы к единой цели работу в области международного и социально-культурного (гуманитарного) сотрудничества муниципалитетов и регионов.
  2. Обновление ценностного наполнения межмуниципального побратимского движения в глобальном масштабе (в том числе – в парадигме усилий по развеиванию стереотипов что называется «лицом к лицу»), а также формирование движения «регионов-побратимов» в рамках БРИКС+, ШОС, ЕАЭС и других универсальных и региональных международных организаций. Огромную роль в указанном процессе могли бы сыграть усилия Россотрудничества, Международной ассоциации «Породненные города» и других организаций, объединяющих различные регионы и муниципалитеты, в том числе — советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
  3. Подготовка, популяризация и всестороннее внедрение системы рейтингов «БРИКС+» жизнедеятельности регионов и муниципалитетов.
  4. Значимость закрепления адекватных современным условиям практичных положений о международном межрегиональном и межмуницапальном сотрудничестве в документах стратегического планирования регионального и муниципального уровней.
  5. Регулярное и системное проведение консалтинговых мероприятий для руководителей и специалистов регионального и муниципального уровня, в рамках которых компетентные специалисты-практики могли бы обучать управленческие кадры практически-ориентированным навыкам эффективного взаимодействия с представителями местных и региональных властей и сообществ конкретных зарубежных стран.

Особую важность в данном контексте имеет обеспечение ориентации всей сферы международных межмуниципальных и межрегиональных связей на выполнении поставленной президентом России Владимиром Путиным на Валдайском форуме 2023 г. задачи строительства нового мира, базирующегося на разделяемом всеми здравыми силами стремлении к безопасности, справедливости и развитию. При этом необходимо обратить особое внимание на расширение на всех уровнях международного взаимодействия по линии «Север — Юг — Восток» (особенно в формате взаимодействия России, Индии и Китая). Исходя из этого традиционно комплиментарного для нашей страны подхода, со стороны России представляется вполне возможным посредничество или оказание добрых услуг в сфере урегулирования (или как минимум качественного смягчения/деконфликтинга) пограничных и иных споров между Индией и Китаем (как известно, тесно связанных с вопросами не только межгосударственных, но и межрегиональных взаимоотношений). Такого рода действия способны не только воспрепятствовать попыткам столкнуть между собой две самые населенные страны мира, но и дать новый импульс развитию подлинно братских связей регионов всех трех государств и народов.

В завершение авторы хотели бы отметить целесообразность дальнейшего осмысления концептуальной парадигмы глокарегионализации как магистрального пути развития современных международных отношений между различными культурно-цивилизационными стратами и территориальными уровнями организации современного человечества. По нашему мнению, глобализация, своего рода антитезисом для которой стало понятие глокализации, неизбежно порождает синтез — глобальное сочетание не только макро- и микро-уровневого (глобального и локального), но и мезо(средне)-уровневого, регионального измерения международного сотрудничества. Таким синтезом и является понятие глокарегионализации, представляющее собой парафраз идеи равно справедливой (в том числе и с точки зрения вовлеченности всех территориальных уровней) новой «мир(о)-системы». Более подробно анализ этой тематики представлен в докладе авторов «Проблемы и перспективы международного межрегионального и межмуниципального сотрудничества в современных условиях».

1. Ранее на взаимоотношения с Россией были преимущественного ориентированы власти граничащей с Дальневосточным федеральным округом китайской провинции Хэйлунцзян.

2. Опыт развития логистических услуг в настоящее время успешно апробируется и масштабируется на территориях Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов, а в перспективе должен получить надлежащее развитие на территории Центрального, Северо-Западного Южного и Северо-Кавказского федеральных округов России.


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся