Литва усилит напряжение в Восточной Европе
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
К.и.н., директор Центра изучения перспектив интеграции, доцент Базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПиНБ РАНХиГС при Президенте России, эксперт РСМД
23 октября 2016 г. в Литве завершился второй тур выборов в Сейм республики. Теперь окончательно ясна расстановка политических сил внутри страны, и эта расстановка отнюдь не способствует укреплению региональной безопасности в Восточной Европе.
С одной стороны, избиратели фактически отказали в доверии двум системообразующим партиям — одну из самых больших фракций (56 мандатов из 141) в постсоветской истории литовского Сейма сформирует Союз крестьян и «зеленых» (ЛСКЗ), который в прошлом парламенте имел всего один мандат, а на этих выборах аккумулировал протестный электорат. С другой стороны, если смотреть на ситуацию с позиций борьбы двух системообразующих политических сил Литвы, то более умеренная сила, социал-демократы (СДПЛ), с 17 мандатами уступают лидерство сторонникам агрессивной дипломатии, шпиономании и ультралиберальной социально-экономической политики — консерваторам (СО-ХДЛ), получившим по итогам двух туров парламентское представительство из 31 депутата.
AP
В настоящее время в Литве еще идут переговоры о создании коалиции. Теоретически возможны различные варианты, вплоть до сохранения СДПЛ в правительстве, а СО-ХДЛ в оппозиции (союз ЛСКЗ и социал-демократов дает минимальное большинство в Сейме). Однако негласная поддержка консерваторов со стороны президента Д. Грибаускайте и их второй результат на минувших выборах говорят в пользу коалиции ЛСКЗ с СО-ХДЛ. Что означает такая расстановка сил для ситуации в регионе?
Обладая определенными рычагами влияния на президента Д. Грибаускайте, партии консерваторов и социал-демократов при прежнем правительстве фактически задавали тон внешней политики Вильнюса. Это обстоятельство имело и свое внутриполитическое продолжение — бюджеты страны при прежнем правительстве, как ни парадоксально, включали многие приоритеты официальной оппозиции, самый важный из которых — рост военных расходов в ущерб социальным программам. Социал-демократы и лично их лидер Альгирдас Буткявичюс серьезно поплатились за такую гуттаперчивость: партия потеряла 21 мандат в Сейме, а её первое лицо и действующий с 2012 г. премьер-министр не смог одержать победу на выборах даже в собственном одномандатном округе. Теперь эта политическая сила не может влиять на какие-либо процессы даже из оппозиции, что фактически развязывает руки консерваторам. Безусловно, крестьяне и «зеленые» формально будут старшими партнерами коалиции с премьерским портфелем, однако опыт и наличие президентской поддержки вполне позволят СО-ХДЛ «подмять» под себя вслед за социал-демократами и ЛСКЗ — по крайней мере, у них есть на это 2,5 года оставшегося президентского срока Д. Грибаускайте.
Фиксирование такой политической конфигурации в Вильнюсе означает рост напряженности и без того сложной международной ситуации в регионе. Уже сейчас в Литве издают и переиздают план гражданских действий на время «российской агрессии», Департамент госбезопасности создал телефон доверия для проявления «гражданской ответственности, критического мышления и гражданственности», а 900 американских военных размещаются на границе Литвы и Польши — защищать узкий сухопутный Сувалкский коридор (ширина около 100 км), который соединяет страны Балтии с остальной территорией НАТО. В будущем все эти тенденции не только сохранятся, но и получат дальнейшее развитие.
Для Беларуси сложившаяся обстановка означает усиление информационного и дипломатического давления со стороны Вильнюса в связи со строительством Островецкой АЭС. Дело не ограничится критическими публикациями в СМИ и информационными вбросами об «авариях» на стройплощадке — Вильнюс продолжит попытки бойкотировать покупку белорусского электричества в регионе. Единственное, что может остановить при этом сползание литовско-белорусских отношений к дипломатической конфронтации — политическое стремление Минска наладить отношения с ЕС и, в частности, не ссориться с Вильнюсом, который прекрасно осознает это стремление и пока эффективно эксплуатирует его в ущерб интересам Беларуси.
Для Варшавы возвращение консерваторов во власть означает новый виток противостояния с Вильнюсом по поводу положения польского меньшинства в Литве. За время работы прежнего сейма так и не удалось принять закон о национальных меньшинствах, хотя разговоры об этом велись с 2012 г. Теперь фактически до следующих выборов можно забыть и о законе, и о либерализации написания нелитовских имен в паспорте, и о двуязычных табличках, и в целом об адекватном отношении к нелитовцам в стране. К слову, пришедшие в 2015 г. к власти в Варшаве польские консерваторы из «Права и справедливость» замалчивать эту проблему не станут даже в угоду геополитическим интересам НАТО.
А вот на российско-литовские отношения новая власть в Вильнюсе вряд ли окажет сильное влияние. В результате политики президента Литвы еще при предыдущем правительстве двусторонние контакты и так практически отсутствуют. Можно ожидать разве что еще более громкие обвинения в адрес Москвы, «крепкое словцо» депутатов Сейма и министров в сторону восточного соседа, максимальный запрет российских СМИ, рост количества шпионских скандалов, кибератак и попыток на уровне ЕС «закрыть и не пущать» всё российское — от газа до экспертов.
Если консерваторам в Вильнюсе удастся реализовать свою внешнеполитическую доктрину, то Литва окажется почти полностью в кольце «врагов». Такая ситуация точно не будет способствовать безопасности в регионе.
(Нет голосов) |
(0 голосов) |