Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Рекеда

К.и.н., директор Центра изучения перспектив интеграции, доцент Базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПиНБ РАНХиГС при Президенте России, эксперт РСМД

23 октября 2016 г. в Литве завершился второй тур выборов в Сейм республики. Теперь окончательно ясна расстановка политических сил внутри страны, и эта расстановка отнюдь не способствует укреплению региональной безопасности в Восточной Европе.

 

С одной стороны, избиратели фактически отказали в доверии двум системообразующим партиям — одну из самых больших фракций (56 мандатов из 141) в постсоветской истории литовского Сейма сформирует Союз крестьян и «зеленых» (ЛСКЗ), который в прошлом парламенте имел всего один мандат, а на этих выборах аккумулировал протестный электорат. С другой стороны, если смотреть на ситуацию с позиций борьбы двух системообразующих политических сил Литвы, то более умеренная сила, социал-демократы (СДПЛ), с 17 мандатами уступают лидерство сторонникам агрессивной дипломатии, шпиономании и ультралиберальной социально-экономической политики — консерваторам (СО-ХДЛ), получившим по итогам двух туров парламентское представительство из 31 депутата.

 

AP

 

В настоящее время в Литве еще идут переговоры о создании коалиции. Теоретически возможны различные варианты, вплоть до сохранения СДПЛ в правительстве, а СО-ХДЛ в оппозиции (союз ЛСКЗ и социал-демократов дает минимальное большинство в Сейме). Однако негласная поддержка консерваторов со стороны президента Д. Грибаускайте и их второй результат на минувших выборах говорят в пользу коалиции ЛСКЗ с СО-ХДЛ. Что означает такая расстановка сил для ситуации в регионе?

 

Обладая определенными рычагами влияния на президента Д. Грибаускайте, партии консерваторов и социал-демократов при прежнем правительстве фактически задавали тон внешней политики Вильнюса. Это обстоятельство имело и свое внутриполитическое продолжение — бюджеты страны при прежнем правительстве, как ни парадоксально, включали многие приоритеты официальной оппозиции, самый важный из которых — рост военных расходов в ущерб социальным программам. Социал-демократы и лично их лидер Альгирдас Буткявичюс серьезно поплатились за такую гуттаперчивость: партия потеряла 21 мандат в Сейме, а её первое лицо и действующий с 2012 г. премьер-министр не смог одержать победу на выборах даже в собственном одномандатном округе. Теперь эта политическая сила не может влиять на какие-либо процессы даже из оппозиции, что  фактически развязывает руки консерваторам. Безусловно, крестьяне и «зеленые» формально будут старшими партнерами коалиции с премьерским портфелем, однако опыт и наличие президентской поддержки вполне позволят СО-ХДЛ «подмять» под себя вслед за социал-демократами и ЛСКЗ — по крайней мере, у них есть на это 2,5 года оставшегося президентского срока Д. Грибаускайте.

 

Фиксирование такой политической конфигурации в Вильнюсе означает рост напряженности и без того сложной международной ситуации в регионе. Уже сейчас в Литве издают и переиздают план гражданских действий на время «российской агрессии», Департамент госбезопасности создал телефон доверия для проявления «гражданской ответственности, критического мышления и гражданственности», а 900 американских военных размещаются на границе Литвы и Польши — защищать узкий сухопутный Сувалкский коридор (ширина около 100 км), который соединяет страны Балтии с остальной территорией НАТО. В будущем все эти тенденции не только сохранятся, но и получат дальнейшее развитие.

 

Для Беларуси сложившаяся обстановка означает усиление информационного и дипломатического давления со стороны Вильнюса в связи со строительством Островецкой АЭС. Дело не ограничится критическими публикациями в СМИ и информационными вбросами об «авариях» на стройплощадке — Вильнюс продолжит попытки бойкотировать покупку белорусского электричества в регионе. Единственное, что может остановить при этом сползание литовско-белорусских отношений к дипломатической конфронтации — политическое стремление Минска наладить отношения с ЕС и, в частности, не ссориться с Вильнюсом, который прекрасно осознает это стремление и пока эффективно эксплуатирует его в ущерб интересам Беларуси.

 

Для Варшавы возвращение консерваторов во власть означает новый виток противостояния с Вильнюсом по поводу положения польского меньшинства в Литве. За время работы прежнего сейма так и не удалось принять закон о национальных меньшинствах, хотя разговоры об этом велись с 2012 г. Теперь фактически до следующих выборов можно забыть и о законе, и о либерализации написания нелитовских имен в паспорте, и о двуязычных табличках, и в целом об адекватном отношении к нелитовцам в стране. К слову, пришедшие в 2015 г. к власти в Варшаве польские консерваторы из «Права и справедливость» замалчивать эту проблему не станут даже в угоду геополитическим интересам НАТО.

 

А вот на российско-литовские отношения новая власть в Вильнюсе вряд ли окажет сильное влияние. В результате политики президента Литвы еще при предыдущем правительстве двусторонние контакты и так практически отсутствуют. Можно ожидать разве что еще более громкие обвинения в адрес Москвы, «крепкое словцо» депутатов Сейма и министров в сторону восточного соседа, максимальный запрет российских СМИ, рост количества шпионских скандалов, кибератак и попыток на уровне ЕС «закрыть и не пущать» всё российское — от газа до экспертов.

 

Если консерваторам в Вильнюсе удастся реализовать свою внешнеполитическую доктрину, то Литва окажется почти полностью в кольце «врагов». Такая ситуация точно не будет способствовать безопасности в регионе.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся