Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Рекеда

К.и.н., директор Центра изучения перспектив интеграции, доцент Базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПиНБ РАНХиГС при Президенте России, эксперт РСМД

Европейский союз намерен реанимировать «Восточное партнерство». На 7 встрече глав МИД ЕС и стран-участниц программы дипломаты обсудили магистральные пути развития отношений Брюсселя с шестью постсоветскими республиками.

 

Рижский саммит «Восточного партнерства», прошедший ровно год назад, фактически констатировал смерть данной инициативы. По крайней мере, в её прежнем виде, когда европейские механизмы и ценности позиционировались как универсальные инструменты государственной модернизации и предлагались типовыми «пакетами» Беларуси, Украине, Молдавии и странам Закавказья. Однако бюрократическая логика Еврокомиссии не допускает бесславного завершения проекта — бюджеты необходимо осваивать, а внешние контакты Евросоюза развивать. Поэтому тогда же в Риге было объявлено, что очередной саммит стран «Восточного партнерства» состоится в 2017 г. Для чего необходимо проводить еще встречи и останется ли программа существовать в прежнем виде — вопрос вторичный. Ответ на него искали спустя год — на прошедшей 23 мая в Брюсселе встрече министров иностранных дел стран ЕС с коллегами из Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины.

 

Фото: EPA/OLIVIER HOSLET/Vostock Photo
Саммит министров иностранных дел стран ЕС с участием Федерики Могерини и министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна. 23 мая, 2016

 

К настоящему времени кризис беженцев, очевидно, перекрыл проблемы отношений с восточными партнерами и даже украинский кризис, поэтому верховный представитель ЕС по иностранным делам Ф.Могерини на встрече поспешила заверить, что для Брюсселя чрезвычайно важно «поддерживать баланс внимания между южным и восточным направлениями». Сохранение внимания к Востоку выразилось в готовности ЕС трансформировать «Восточное партнерство» ради его сохранения.

 

Обновление инициативы, судя по прошедшей встрече, заключается в дифференциации подходов Брюсселя к разным партнерам в зависимости от их интереса к евроинтеграции. Пожалуй, больше всего в последние годы за такую реформу «Восточного партнерства» ратовала Беларусь, отлученная от ряда форматов работы в рамках программы из-за «скромных амбиций» на европейском направлении. Теперь страна «аутсайдер» постсоветского клуба любителей евроинтеграции превратилась в главного бенефициара предстоящего саммита. Если гвоздем программы саммита ВП 2013 г. была Украина с её соглашением об ассоциации, в 2015 г. — украинский кризис и его влияние на регион, то главным событием саммита 2017 г. может стать заключение базового соглашения между Минском и Брюсселем. Глава МИД РБ В. Макей на майской встрече предложил начать консультации по этому вопросу.

 

Еще одну группу стран-участниц программы составили Азербайджан и Армения. Несмотря на различия и противоречия между этими республиками, их цель в рамках «Восточного партнерства» одинакова — заключение обновленного соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Азербайджан представил свой проект документа еще на саммите в Риге, Армения инициировала консультации по аналогичному соглашению в декабре 2015 г. По сути, новая правовая база отношений с Брюсселем должна стать заменой ассоциативному договору, от которого отказались ранее Ереван и Баку.

 

Третья группа стран-участниц «Восточного партнерства» включает вчерашних «любимчиков» Брюсселя на постсоветском пространстве — Украину, Грузию и Молдову. Основная задача ЕС в отношении этих республик, как ни парадоксально, на этот раз наименее амбициозна — продемонстрировать солидарность и идейное родство. За последние годы эти страны из «любимчиков» превратились в балласт европейской дипломатии. Киевские власти игнорируют поддерживаемые Евросоюзом Минские соглашения и компрометируют «европейский выбор» внутриукраинским хаосом. Недалеко от киевских коллег ушло и молдавское руководство, вызвавшее отнюдь неевропейским уровнем коррупции многомесячные уличные акции протеста и правительственный кризис. В итоге основная задача Брюсселя на этом направлении на сегодняшний день — продемонстрировать хорошую мину при неудачной игре. Киев и Тбилиси, помимо этого, правда, до сих пор ждут отмены визового режима с ЕС, но, как дали понять накануне майской встречи ВП министры внутренних дел Франции и Германии, решение этого вопроса откладывается на неопределенно долгий срок.

 

В подготовке саммита «Восточного партнерства» 2017 г. обращает на себя и тот факт, что организаторы до сих пор не договорились о месте проведения встречи. Вопрос, казалось бы, технический, но в нынешних условиях он получает политическое значение. Председатель Совета ЕС первой половины в 2017 г. — Мальта. Проводить саммит о восточной политике ЕС здесь, как минимум, странно. Возможно, фото с красивых мальтийских пляжей в инстаграммах и твиттерах политического украинского бомонда и демонстрировали бы их электорату успешность «европейского выбора» Киева, но в целом, конечно же, сложно объяснить, где пересекаются интересы Мальты, Брюсселя и Украины, Молдовы или Армении. Самое логичное место проведения очередного саммита «Восточного партнерства» — Таллин. Председательство Эстонии в ЕС ненамного позже мальтийского — оно назначено на 2018 г. Вероятно, конечно, и сам Таллин не сильно настаивает на получении такой привилегии — проводить у себя саммит проблемной программы.  Но важнее в данном случае другое: брюссельской бюрократии необходимо продемонстрировать активную работу программы, а саммит с задержкой на год подчеркнул бы кризис восточной политики Евросоюза.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся