Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, эксперт РСМД

В это воскресенье, 31 июля исполняется 25 лет с момента подписания президентами СССР Михаилом Горбачевым и США – Джорджем Бушем-старшим Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, вошедшего в историю как СНВ-I.

 

Путь к СНВ [1] был длинным. В начале 1970-х гг. стороны, стремясь если не остановить, то хотя бы сдержать гонку ядерных вооружений, воспользовались периодом разрядки для заключения Договоров об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (ОСВ-I) [2]. ОСВ-I фактически не предусматривал сокращение имеющегося стратегического оборонительного и наступательного потенциала, а запрещал увеличивать количество стратегических носителей (в частности, количество шахтных пусковых установок). Договор о ПРО запрещал создание общенациональной системы ПРО и разрешал в качестве исключения развертывание небольшой локальной системы – для обороны столицы или одного из позиционных районов баллистических ракет. В соответствии с этим соглашением в СССР была создана ПРО Москвы, которую эксплуатируют до сих пор. Интересно, что американский аналог, система «Safeguard», прикрывавшая район развертывания баллистических ракет «Minuteman», практически не эксплуатировалась — была деактивирована через полгода после постановки на дежурство решением Комитета Палаты Представителей как дорогостоящая и в перспективе неэффективная. Впрочем, Штаты, как мы можем судить с позиции послезнания, за это еще отыграются выходом из Договора.

 

Переговоры о напрашивающемся развитии договора об ограничении вооружении продолжались все 1970-е гг. За это время истек срок действия ОСВ-I, и СССР и США были вынуждены отдельно заявить, что будут продолжать придерживаться его положений. Подписание нового договора ОСВ-II состоялось в 1979 г. [3]. Он уже не только ограничивал количественное и качественное развитие СЯС, но и подразумевал начало медленного их сокращения. Однако в связи с началом войны в Афганистане процесс его ратификации в Сенате США был приостановлен. Несмотря на то, что юридически договор так и не вступил в силу, в целом стороны придерживались его положений, и он оказал позитивное влияние, несколько сдержав гонку вооружений на последнем этапе холодной войны.

 

 Фото: openrussia.org

 М. Горбачев и Р. Рейган подписывают договор РСМД, 1987

 

После избрания Президентом США Р.Рейгана последовало последнее серьезное обострение в американо-советских отношениях, сопровождавшееся крайне беспокоящими советскую сторону угрозами США построить глобальную систему ПРО, теоретические изыскания по которой велись в рамках программы SDI (Strategic Defense Initiative) [4]. При этом США не выходили из Договора по ПРО, так как планировали сделать это только когда «нащупают» концепцию ракетного щита и проведут начальный этап его разработки.

 

Фото: www.defence.ru

Радиолокационная станция «Дон-2Н» — центральный элемент системы ПРО Москвы

 

Параллельно усугублялся кризис, обе стороны размещали в Европе новые баллистические и крылатые ракеты средней дальности на мобильных пусковых установках. После прихода М.Горбачева к руководству в СССР курс постепенно сменился от конфронтации к разрядке. Достижением стало подписание в декабре 1987 г. Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договора РСМД) — впервые стороны отказались от целого класса ядерного оружия, состоявшего на вооружении в большом количестве.

 

Переговоры о сокращении количества стратегических носителей и размещенных на них боезарядов шли тяжелее — несмотря на принципиальное согласие сторон на сокращение, СССР пытался увязать его с прекращением работ в рамках SDI или хотя бы временными обязательствами не выходить из Договора о ПРО. Однако США, чувствуя силу, отказывались брать на себя какие-либо обязательства в этой области. В 1989 г. СССР согласился более не увязывать процесс сокращения наступательных вооружений с американскими изысканиями в области ПРО.

 

www.ar15.com

PARCS radar, Concrete, ND

 

В результате советских уступок Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений был согласован и подписан 31 июля 1991 г. в Москве. Есть много вариантов конкретной даты окончания холодной войны между СССР и США, и эта вполне достойна рассмотрения. Особенно учитывая положения СНВ-I, явно более выгодного США, чем СССР. Так, были ограниченны районы базирования мобильных ракетных комплексов и количество зарядов на них – а на тот момент такие комплексы, колесные и железнодорожные, были только у СССР (американские аналоги разрабатывались, но их программы были закрыты в 1991-92 гг.). С другой стороны, не подверглись ограничениям крылатые ракеты морского базирования, по которым превосходство было у США [5]. На словах устанавливался общий порог в 1600 носителей и 6000 зарядов, но из-за специфики учета боеголовок на стратегических бомбардировщиках реальный потолок был выше, причем у США значительно больше, чем у СССР [6]. Впрочем, в реальности стороны сократили свои арсеналы более, чем это требовалось. 

 

Договор никак не ограничивал дальнейшую разработку ПРО США – организация по реализации SDI не была закрыта ни Бушем-старшим, ни последующими президентами. После двух переименований она функционирует и сейчас под названием Missile Defense Agency (Агентство Противоракетной обороны). Результатом его деятельности стал выход США из Договора по ПРО в 2002 г.

 

Несмотря на неравноправные положения (других летом 1991 г. и быть не могло) СНВ-I оказал огромное значение для процесса сокращения ядерных потенциалов. Став итогом политики разрядки, он не поспособствовал миру и стабильности в самом СССР – уже через две с половиной недели состоится Августовский путч, а через полгода Союз Советских Социалистических Республик будет распущен. Этот процесс и серьезное беспокойство США, что ядерное оружие неконтролируемо расползется по миру привел к подписанию в мае 1992 г. дополнительного т.н. Лиссабонского протокола, по которому независимые Беларусь, Украина и Казахстан передавали все ядерное оружие правопреемнице СССР – России и присоединялись к Договору о нераспространении ядерного оружия в статусе неядерных держав. 

 

Фото: TIME / Peter Turnley

Дж. Буш и М. Горбачев подписывают договор СНВ-1, 1991

 

Что же касается СНВ-I, то стороны выполнят его положения. Его развитием мог бы стать радикальный СНВ-II, целью которого был отказ от оснащения баллистических ракет несколькими боеголовками – серьезнейший шаг, радикально снижавший их потенциал как средства первого удара. Однако выход США из договора о ПРО привел к отказу России от СНВ-II. В дальнейшем были подписаны промежуточный СНП [7] и ныне действующий СНВ-III — более щадящие и касающиеся в основном количественных сокращений арсеналов при минимальном затрагивании их состава. СНВ-III действует до 2021 г. (с возможностью продления на пять лет), и сейчас уже раздаются голоса о необходимости начала работы над новой договоренностью. Переговоры, несомненно, будут затруднены новым обострением политического противостояния США и России — хотя до ситуации середины 1980-х гг. к счастью далеко. Более серьезная проблема заключается в том, что стороны, похоже, вышли на «комфортный» уровень – дальнейшие сокращения СЯС повышают роль ПРО, тактического ядерного оружия и других ядерных держав до того уровня, что это более нельзя игнорировать.

 

Простым сокращением еще на «X%» тут не обойтись, и перед дипломатами ближайшего будущего сейчас стоит не менее необычная задача, чем в прошлом веке, когда советские и американские специалисты обговаривали революционные для своей эпохи идеи, что наращивание запасов ядерного оружия стоит остановить.

 

1Аббревиатура СНВ используется в русском языке. В США СНВ-I известен как START (Strategic Arms Reduction Treaty), а СНВ-III, соответственно, как New START.

 

2Примечательно, что официально ОСВ-I назывался громоздко и подчеркнуто неуверенно «Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений».

 

3Он уже официально назывался вполне определено – просто «Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений».

 

4У нас известна как СОИ – Стратегическая Оборонительная Инициатива.

 

5Справедливости ради следует отметить, что вскоре, по «Президентским инициативам» Дж. Буша-старшего Штаты предложили в ряде мер сокращения тактического ядерного оружия направить КР с ядерными боеголовками на береговое хранение. В дальнейшем ядерные «Томагавки» были сняты с вооружения.

 

6Если учесть максимальное оснащение бомбардировщиков – носителей КР и бомбардировщиков, оснащенных свободнопадающими ядерными бомбами (последних было много у США, но почти не было у СССР), приводятся оценки предела порядка 6500 зарядов для СССР и 8500 у США.

 

7«Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов» или «Московский договор». 

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся