Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Шевченко

Д.э.н., профессор, зав. кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ, почетный член Гильдии маркетологов, эксперт РСМД

Вузовская жизнь все больше приобретает два измерения – офлайн и онлайн. Эффективность университетов России с точки зрения их вклада в мировое научно-образовательное пространство оценивается посредством многочисленных рейтингов. В глобальном мире, как и в глобальной сети Интернет, все становится видимым и доступным. Сегодня мы можем представить себе, как осуществляется научная деятельность того или иного университета, с помощью уникального рейтинга Webometrics.

Вузовская жизнь все больше приобретает два измерения – офлайн и онлайн. Оценку эффективности образовательной деятельности университета в офлайн постоянно осуществляют Минобрнауки РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Минобрнауки интересует вклад каждого университета в развитие образовательного и научного потенциала нашей страны. Эффективность университетов России с точки зрения их вклада в мировое научно-образовательное пространство оценивается посредством многочисленных рейтингов. В глобальном мире, как и в глобальной сети Интернет, все становится видимым и доступным. Сегодня мы можем представить себе, как осуществляется научная деятельность того или иного университета, с помощью уникального рейтинга Webometrics.

Методология Webometrics

В первые годы своего существования Webometrics (с 2004 г.) не имел такой популярности. Это объяснялось недооценкой значения Интернет-сайтов вузов.

Рейтинг Webometrics (Webometrics Ranking of World Universities) представляет собой глобальный индикатор научно-исследовательской деятельности вузов в Интернете. Попадая в сферу внимания этого рейтинга, университет получает возможность сравнить результаты своей научной работы с результатами любого другого университета мира. Для этого необходимо выполнить ряд условий [1].

В первые годы своего существования Webometrics (с 2004 г.) не имел такой популярности, как авторитетные и известные рейтинги ARWU, QS и THE. Это объяснялось недооценкой значения Интернет-сайтов вузов, тем более размещения в них материалов научных исследований университетов. Изменения, произошедшие за последние годы, потребовали от вузов проявить и представить свою научную активность на электронных ресурсах.

Смысл рейтинга Webometrics – стимулировать обмен информацией между учеными мира посредством публикации результатов их научных исследований на вузовских сайтах. Подчеркнем, что Webometrics анализирует не образовательную деятельность университета, а представленность его научного потенциала в Интернет-пространстве. Поэтому рейтинг базируется не на количестве посещений и дизайне страниц, а на полноте представления научного контента того или иного вуза в сети.

Webometrics объективно необходим каждому университету

blog.webometrics.org.uk

Webometrics выгоден любому российскому университету. Ориентируясь на него, университет начинает видеть потенциал своей научной деятельности. Размещение результатов этой деятельности в сети Интернет по методологии Webometrics делает их доступными мировому сообществу ученых. Тем самым становится очевиден вклад каждого государства и университета в общую «копилку» богатства своей страны и мира, в создание единого мирового научного потенциала. Место в рейтинге говорит о реальном вкладе вуза в мировое научное благосостояние, что всецело зависит от его сетевой активности. Участие в Webometrics позволяет университету развивать веб-публикации в Интернете, реально оценивать свои информационные ресурсы, вести борьбу с цифровым разрывом.

Российские университеты недостаточно представлены в Webometriсs

Причин недостаточной представленности российских вузов в рейтинге несколько. Первая из них скорее ментальная, субъективная. Руководство вуза зачастую не видит смысла в участии в мировых рейтингах, поскольку это не является требованием Минобрнауки РФ и не записано в уставе учебного заведения. До 2010–2011 гг. научной активности российских вузов не уделялось серьезного внимания, поскольку их главной задачей всегда считалось обеспечение высшего образования в целях подготовки молодых специалистов. Однако сегодня вузам приходится перестраиваться, а преподавателям – решать задачу совмещения возросшей учебной нагрузки с научной работой.

Webometrics – единственный рейтинг, который представляет ясную стратегию, четкий ориентир и механизм, позволяющий любому университету стать ведущим научно-образовательным центром мирового класса. Почему же вузы, даже если они уже решили участвовать в мировых рейтингах, не могут занять высокие позиции в Webometrics? Что им мешает?

Смысл рейтинга Webometrics – стимулировать обмен информацией между учеными мира посредством публикации результатов их научных исследований на вузовских сайтах.

На это есть и объективные причины. В российских вузах нет соответствующей материально-технической базы и устойчивых традиций научной деятельности. Многие из них имеют более одного домена, по два-три сайта, что запутывает пользователей. Естественно, научный контент вуза краулер Webometrics не видит.

Сегодня в мире активно создаются электронные библиотеки свободного доступа. Многие университеты и научные центры выкладывают труды своих исследователей на собственных сайтах в режиме свободного доступа. В России многих преподавателей волнует вопрос неправомерного использования размещенных таким образом плодов их интеллектуальной деятельности.

Отдельная тема – перевод контента. Берлинские принципы ранжирования вузов предполагают, что как минимум 30% материала на официальных вузовских сайтах должно быть переведено на английский язык.

У российских вузов есть шансы занять высокие позиции в Webometrics

malinsky.eu

Для того чтобы занять достойное место в рейтинге, вузам необходимо вести работу по следующим направлениям.

Первое направление – выработка единой стратегии.

Руководство и преподаватели университета должны выработать единую стратегию в отношении научной деятельности, подкрепленную моральными и материальными стимулами. Речь идет о создании научного контента, поддержке пишущих преподавателей и продвижении материалов в сети. Чем больше публикаций создается внутри университета, тем выше его рейтинг в Webometrics. В этом случае вузовский сайт увеличивается в объеме и становится более авторитетным в «глазах» поисковых систем Google, Yahoo, Bing, Google Scholar, составителей рейтингов и общества в целом.

Второе – работа с сайтом университета.

К вузовскому сайту нужно относиться не как к визитке, отчету руководства перед Минобрнауки, а как к виртуальному, полноценному представительству научного массива результатов исследований в мировой сети Интернет. Для этого надо четко себе представить и структурировать контент на сайте в соответствии с целевыми аудиториями. В результате сайт станет более удобным в использовании, что облегчит Webometrics поиск научного и другого контента вуза.

Начинать адаптацию сайта к требованиям Webometrics необходимо с создания в университетах эффективно работающих веб-отделов в составе, как минимум, трех специалистов – администратора сайта, редактора и веб-мастера.

Третье – организация и проведение тематических семинаров и конференций.

Место в рейтинге говорит о реальном вкладе вуза в мировое научное благосостояние, что всецело зависит от его сетевой активности.

Семинары и конференции всегда дают повод для дискуссий как офлайн, так и онлайн. Вузы могут приглашать специалистов из других университетов и научных центров, госучреждений и СМИ для участия в своих мероприятиях, тогда обсуждение выйдет за университетские рамки и продолжится в среде авторитетных сторонних спикеров. Материалы конференций и семинаров с разрешения авторов следует размещать на сайте – тогда их будет видеть Webometrics. При этом не стоит забывать о возможностях использования разных форматов файлов: Adobe Acrobat (.pdf), Adobe PostScript (.ps и .eps), Microsoft Word (.doc и .docx), Microsoft PowerPoint (.ppt и .pptx).

Четвертое – создание и публикация препринтов на иностранных языках на сайте университета и иностранных тематических онлайн-ресурсах (по аналогии с тем, как это делает сейчас НИУ Высшая школа экономики).

Пятое – разработка мобильных приложений для платформ iOS и Android (количество посетителей в день – 6 млн и 20 млн соответственно) в целях продвижения вузовской научной и образовательной продукции.

Шестое – создание персональных страниц, блогов руководителей, преподавателей и студентов университета. Это важнейший ресурс для повышения научного рейтинга любого российского вуза. Подчеркнем, что блоги нужно открывать не на сторонних площадках, а на сервере университета, где располагается его сайт. При этом не менее 30% научного контента должно быть переведено на английский язык.

Webometrics – не дань моде, а объективная тенденция

Университет, поставивший задачу занять достойное место в рейтинге Webometrics, в своей образовательной и научной деятельности должен заниматься наращиванием контента. Для этого могут использоваться материалы конференций, семинаров, «круглых столов», публикации образовательных программ, монографий, препринтов, диссертаций, научных отчетов. Сюда же могут быть отнесены материалы электронных библиотек, базы данных и базы знаний, авторские научные материалы блогов и персональных страниц, мультимедиа и многое другое.

Webometrics – это компас для формирования стратегии и тактики развития и повышения качества любого научно-образовательного центра, ставящего перед собой амбициозные задачи. Равнение на Webometrics позволяет вузу создать новые надежные способы хранения и использования научно-образовательной информации. Это новый способ формирования базы знаний. Сайты российских вузов должны быть связаны между собой внешними и обратными ссылками, организуя в Интернете единое национальное пространство. Все это пока остается делом будущего, поэтому нынешние показатели достижений вузов и научных сообществ России в рейтинге неутешительны.

Webometrics дает преимущества российским вузам

Участие университета в рейтинге позволяет привлечь к нему внимание мирового научного сообщества, государства (могут последовать дотации), потенциальных студентов, включая иностранных, а также ведущих специалистов, в том числе зарубежных, заинтересованных в преподавательской деятельности, в проведении семинаров, мастер-классов и т.п.

Благодаря участию в Webometrics обеспечивается видимость сайта и качество научной деятельности вуза, повышается мотивация его исследователей, он становится более открытым для мирового научного сообщества. В этом контексте российским вузам необходимо уделять должное внимание своим сайтам. Исходя из требований Webometrics, сегодня перед ними стоит задача, не снижая достигнутый уровень индикатора научных исследований, выйти на новые позиции по индикаторам S (размер сайта), V (количество внешних ссылок на сайт) и R (насыщенность файлов) [1].

Webometrics – не единственный рейтинг, на который следует равняться университетам России

В этом контексте российским вузам необходимо уделять должное внимание своим сайтам. Исходя из требований Webometrics, сегодня перед ними стоит задача, не снижая достигнутый уровень индикатора научных исследований, выйти на новые позиции по индикаторам S (размер сайта), V (количество внешних ссылок на сайт) и R (насыщенность файлов).

Основным недостатком методики Webometrics считается его субъективность в части сбора данных, которая отражается и на его трактовке. Как и в других глобальных рейтингах, для получения итогового значения по вузу составители Webometrics используют аддитивную свертку, сложение не количественных, а ранговых значений показателей, суммирование мест конкретного вуза в ранжировках по каждому из четырех индикаторов рейтинга.

Еще один недостаток Webometrics – отсутствие оценки качества образования, которая есть в других популярных рейтингах (QS, THE, ARWU). В отличие от них, в нем также не учитываются уровень профессорско-преподавательского состава вуза [2] и общая производительность труда. Например, такой показатель, как отношение суммарного количества баллов по остальным индикаторам к численности академического персонала полного рабочего дня, в ARWU составляет 10%. В Webometrics отсутствует показатель интернационализации университета, в отличие, например, от QS, THE, где суммарная доля иностранных студентов и сотрудников вуза оценивается в 10%. Все эти моменты очень актуальны для российского высшего образования, которое находится в процессе перехода к мировым стандартам качества.

Webometrics – лучший из мировых рейтингов, используемых для оценки научного потенциала университетов. Российской академической и вузовской общественности еще предстоит адаптироваться к высоким мировым стандартам качества научной деятельности, которые заложены в этом рейтинге.

1. При составлении рейтинга учитываются четыре индикатора.

S (Size) – число страниц сайта, покрываемых поисковыми системами, – удельный вес в рейтинге 25%. Используются три поисковые системы: Google, Yahoo и Bing Search.

V (Visibility) – число уникальных внешних ссылок на страницы сайта. Поиск внешних ссылок на сайт вуза осуществляется с помощью нескольких публичных сервисов и баз данных – вес 50%.

R (Rich Files) – число «насыщенных» файлов, размещенных на сайте. Подсчитывается число файлов четырех форматов: Adobe Acrobat (.pdf), Adobe PostScript (.ps, .eps), Microsoft Word (.doc, .docx) и Microsoft PowerPoint (.ppt, .pptx) – 12,5%.

Sc (Scholar) – число публикаций, размещенных в публичных академических базах данных. Учитываются данные систем Google Scholar * и Scimago (SIR) – 12,5%.

Webometrics фиксирует объем присутствия научного контента вузовского сайта в Интернет-пространстве (число страниц сайта, покрываемых поисковыми системами Google, Yahoo и Bing Search, оценивается в 20%). Исключая качественную экспертную оценку достижений вузов в научной области, рейтинг фиксирует, пусть и на основе субъективно принятой методики, объективную картину научной активности университетов, отраженную на сайтах, и может оценивать их, сравнивая между собой.

2. Например, число часто цитируемых исследователей, работающих в 21 предметной области, в QS, THE – доля 20%. Соотношение индекса цитируемости и числа сотрудников вуза, общее число работников вуза, получивших Нобелевскую премию или медаль Филдса в ARWU, в сумме доля – 40%.

* Прим. ред. С января 2014 года рейтинг университетов Webometrics перестал учитывать данные Google Scholar. Данные Google Scholar продолжают учитываться в рейтинге баз данных Ranking Web Repositories.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какой исход выборов в Конгресс США, по вашему мнению, мог бы оказать положительное влияние на российско-американские отношения в краткосрочной перспективе?

    Ни один из возможных результатов не способен оказать однозначного влияния  
     181 (71%)
    Большинство республиканцев в обеих палатах  
     46 (18%)
    Большинство демократов в обеих палатах  
     27 (11%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся