Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 5)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Андреев

Редактор ТАСС-ДОСЬЕ, эксперт РСМД

11 марта 2024 г. в штаб-квартире НАТО был поднят флаг Швеции. Официально эта страна вступила в Североатлантический альянс ещё 7 марта, сдав на хранение США документ о присоединении. Данное событие окончательно и бесповоротно подвело черту под двумя веками шведского нейтралитета и неприсоединения. После почти двух лет ожидания и разрешения противоречий с Турцией и Венгрией, блокировавших ратификацию шведской заявки в НАТО, и присоединения ещё в 2023 г. скандинавского соседа Финляндии в регионе Балтийского моря и Северной Европы складывается совершенно новая военно-политическая обстановка. Высшие чины альянса неоднократно повторяли, что Стокгольм внесёт существенный вклад в безопасность блока. К грядущему 75-летнему юбилею альянса Швеция осуществила серьёзный геополитический сдвиг на Европейском континенте и завершила процесс почти полного превращения Балтийского моря во «внутренний водоём» НАТО. Развитый военно-промышленный комплекс страны и её географическое положение будут способствовать значительному усилению блока на северо-востоке Европы. В частности, невзирая на небольшую численность вооружённых сил, наличие передовых технологий в области корабле- и самолетостроения увеличивает возможности НАТО в области морской и противовоздушной обороны в регионе Балтийского моря, а географическое положение позволяет Королевству стать крупным логистическим центром.

Расширение НАТО усиливает дилемму безопасности в Европе. Россия закономерно воспринимает любые новые дополнения к блоку как признак стратегического вторжения. Пообещав отреагировать на вступление Швеции, Москва уже объявила о воссоздании Московского и Ленинградского военных округов, далее может следовать активизация военной деятельности вблизи Швеции и Финляндии, наращивание потенциала и масштабов военных учений.

Рост заказов западных оборонных компаний на фоне конфликта на Украине и новые возможности для военной кооперации в рамках полноценного членства в НАТО дают шанс Швеции значительно усилить собственный военный потенциал после многих лет сокращения военных расходов. Вместе с тем более радикально настроенное к России НАТО потребует от Стокгольма строгих обязательств по соблюдению евроатлантической солидарности вблизи рубежей РФ.

11 марта 2024 г. в штаб-квартире НАТО был поднят флаг Швеции. Официально эта страна вступила в Североатлантический альянс ещё 7 марта, сдав на хранение США документ о присоединении. Данное событие окончательно и бесповоротно подвело черту под двумя веками шведского нейтралитета и неприсоединения. После почти двух лет ожидания и разрешения противоречий с Турцией и Венгрией, блокировавших ратификацию шведской заявки в НАТО, и присоединения ещё в 2023 г. скандинавского соседа Финляндии в регионе Балтийского моря и Северной Европы складывается совершенно новая военно-политическая обстановка. Высшие чины альянса неоднократно повторяли, что Стокгольм внесёт существенный вклад в безопасность блока. К грядущему 75-летнему юбилею альянса Швеция осуществила серьёзный геополитический сдвиг на Европейском континенте и завершила процесс почти полного превращения Балтийского моря во «внутренний водоём» НАТО. Развитый военно-промышленный комплекс страны и её географическое положение будут способствовать значительному усилению блока на северо-востоке Европы.

Что уже было сделано

С точки зрения международного права шведский нейтралитет не был особенным образом закреплён в правовом положении, а являлся обычаем, ведущим своё начало с потери крупной восточной территории Финляндии в 1809 г. и окончания эпохи наполеоновских войн в 1815 г. Во второй половине XX в. такая политика получила наименование «свобода от союзов в мирное время с целью сохранения нейтралитета в случае войны» (alliansfrihet i fred, syftande till neutralitet i krig). Доктрина подразумевала равноудалённый курс от крупных держав, отказ от вовлечения в противоречия большой геополитики, наличие мощных вооруженных сил (чтобы продемонстрировать решимость страны защитить свой статус), формирование устойчивой социальной системы и эффективного народного хозяйства. Примечательна и политика Стокгольма времён холодной войны, когда страна официально провозгласила, что готова использовать всю мощь своих вооруженных сил для отражения любой попытки превратить Швецию или ее районы в транзитные коридоры, и что ПВО станет пресекать полеты любых самолетов и крылатых ракет, если одна или обе стороны вознамерятся наносить удары друг по другу с использованием шведского пространства. Впрочем, несмотря на постоянный формальный статус невоюющей страны, некоторые исключения из нейтралитета, если дело шло о близких подступах, всё же были. Например, стоит упомянуть полномасштабную военную помощь и участие добровольцев на стороне Финляндии во время войны Суоми с СССР в 1939–1940 гг., предоставление коммуникаций для транспортировки сырья для германской военной промышленности во время Второй мировой войны, тесные военно-политические контакты с Норвегией и Данией — скандинавскими соседями и членами НАТО, а также обмен с Североатлантическим альянсом некоторой секретной информацией об обстановке на Балтике [1].

Время первых послевоенных серьёзных испытаний для шведского нейтралитета приходится на начало 1980-х гг. Негативная реакция Стокгольма на ввод советских войск в Афганистан, ряд инцидентов с неопознанными подводными лодками в территориальных водах Швеции и нарушения воздушного пространства страны осложнили обстановку на Балтике. Уступив давлению Запада, Швеция несколько пересмотрела свой курс «свободы от союзов», разрешив транспортировку по железной дороге американских военных грузов в Норвегию и присоединившись к эмбарго на поставку высоких технологий и технологий двойного назначения в СССР. В начале 1990-х гг. Стокгольм твёрдо встанет на путь углубления экономических связей с Западной Европой, поддержит военную операцию США против Ирака в 1991 г., увеличит импорт западных комплектующих для удовлетворения потребностей собственного ВПК. Свою ёмкую оценку происходящему на рубеже десятилетий дал тогдашний премьер-министр Карл Бильдт: «Европа изменилась, и Швеция не может теперь называться нейтральной страной» [2]. Картину того времени перемен довершили присоединение к программе НАТО «Партнёрство во имя мира» в 1994 г., вступление в Евросоюз в 1995 г. и участие в операции альянса в Боснии (это был первый случай подчинения вооружённых сил Королевства НАТО). Затем последовало размещение шведских континентов в Косово и Афганистане.

В то же время стратегически переломные 1990-е гг., сильное предчувствие наступления «конца истории» и убеждённость в бесповоротном и окончательном прекращении блокового противостояния расслабили шведскую военную машину. Численность вооружённых сил и их финансирование сокращалось, свёртывался призыв на срочную службу (пока он не был окончательно отменён в 2010 г.). Вместе с тем события на Украине в 2014 г. развернули дискурс об оборонной политике в сторону возвращения былой мощи шведской армии. Было интенсифицировано сотрудничество с НАТО, получен статус партнера альянса с расширенными возможностями, начато сотрудничество в рамках сил быстрого реагирования НАТО и инициатив блока по оперативной совместимости и стратегических воздушных перевозок, возвращена призывная система (с 2017 г.). Однако соцопросы, несмотря на муссирование темы «русской угрозы» в СМИ, все ещё демонстрировали неготовность шведов к радикальным переменам — поддержка членства в НАТО за 2012–2015 гг. выросла с 17% до 31%, число противников альянса ещё колебалось в пределах 45–55%. Впоследствии число сторонников изредка опережало число противников, но только опросы американского центра Pew трижды — в 2017, 2019 и 2020 гг. — показывали, что вступление в НАТО поддержали более 50% респондентов, шведские же СМИ заявляли о практически равном пропорциональном разделении голосов на сторонников, противников и неопределившихся.

Новый виток в отношениях с НАТО пришёлся на 2022 г. После начала военной операции РФ на Украине Стокгольм и Хельсинки активизировали внутренние дебаты относительно своего нового места в европейской системе безопасности. Обсуждался как вариант получения статуса основного союзника вне НАТО, так и присоединение к альянсу в качестве полноправного члена. Однако отчёт парламента о ситуации в области безопасности, рост числа сторонников вступления в блок и сокращение числа несогласных подтолкнули шведское руководство ко второму варианту. Достигнутая на протяжении трёх десятилетий высокая совместимость шведских вооруженных сил и политической системы со стандартами стран НАТО предполагала быстрое присоединение к альянсу — по выражению экс-генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, «за одну ночь». Утверждение небезосновательное, поскольку Стокгольм совместно с Хельсинки давно принимает участие в различных учениях альянса, масштаб и география которых за последние годы значительно расширились. Среди наиболее ярких примеров, когда шведские базы и военнослужащие были задействованы, — Trident Juncture 2018 (более 50 тыс. человек из 31 страны), «Балтопс-22» (7,8 тыс. военных из 16 стран), «Аврора-23» (крупнейшие национальные учения такого рода за последние 25 лет с участием 26 тыс. военнослужащих из 14 стран). Из недавних случаев — начавшиеся в январе на восточном фланге НАТО многомесячные маневры Steadfast Defender 2024 (более 90 тыс. военных из 32 стран; крупнейшие учения с 1988 г.) и проведённые в марте в заполярной зоне Nordic Response 2024 (более 20 тыс. военных из 14 стран).

Однако, подав заявку и получив приглашение, Стокгольм вступил в долгий процесс разрешения противоречий с Турцией и Венгрией, блокировавших ратификацию протоколов о вступлении в своих законодательных органах. Турецкие возражения сначала были частично преодолены трехсторонним июльским меморандумом 2022 г., когда Швеция и Финляндия согласились сотрудничать в борьбе с Рабочей партией Курдистана, скорректировать антитеррористическое законодательство и снять шведское эмбарго с поставок оборонной продукции Анкаре. Формат трёхсторонних встреч по вопросам меморандума вносил некоторый оптимизм относительно членства Швеции в НАТО. В частности, шведская сторона планомерно выполняла турецкие требования, однако после прошедших в январе 2023 г. в Стокгольме антитурецких акций, в рамках одной из которых лидер радикальных правоэкстремистов публично сжег Коран, Турция приостановила переговоры. Финляндия, настаивавшая на одновременном вступлении в блок даже после этих событий (аргументируя это целями оборонного планирования как самих северных стран, так и НАТО в целом), в начале февраля сменила позицию, получила турецкое и венгерское одобрение и окончательно присоединилась к альянсу в апреле 2023 г. Членство же Швеции было дополнительно связано с переговорами о членстве Турции в Евросоюзе (страна является кандидатом на вступление в ЕС с 1999 г.) и одобрением Вашингтоном сделки по продаже 40 новых и модернизации имеющихся на вооружении истребителей F-16 (хотя ряд западных и турецких СМИ ещё весной 2022 г. утверждали, что процесс одобрения шведской заявки выйдет далеко за пределы Швеции и потребует активных усилий не только со стороны Стокгольма). Накануне саммита НАТО в Вильнюсе 11–12 июля 2023 г. Анкара получила заверения по ключевым требованиям, в том числе по подходу Стокгольма к сторонникам курдских сепаратистов на его территории. В начале 2024 г. подоспело и положительно решение Госдепартамента и Конгресса США по вопросу о F-16. В случае с Венгрией одобрение заявки также касалось не совсем Швеции — помимо недружественных высказываний шведских политиков относительно состояния демократии в стране, Будапешт потребовал разблокировать около 30 млрд евро из европейского фонда, предназначенного для развития депрессивных территорий Евросоюза (транши были прекращены в связи с опасениями Брюсселя по поводу несоблюдения принципов верховенства права и недостаточных мер в борьбе с коррупцией). После согласия Еврокомиссии передать треть средств (10,2 млрд евро) и визита шведского премьера Ульфа Кристерссона в Будапешт 23 февраля 2024 г., в ходе которого венгерская сторона ещё и закупила четыре шведских истребителя Gripen, Венгрия согласилась снять свои возражения. Чуть менее чем через год после Финляндии (с которой изначально планировалось совместное вступление), Швецию приняли в НАТО.

Швеция, как и Финляндия, проложила свой путь в несколько другое НАТО, чем прежде. В Альянсе и прежде выступали на стороне Киева в конфликте на юго-востоке Украины, но 2022 г. ознаменовался принятием новой стратегической концепции НАТО, предписывающей значительно расширить военную инфраструктуру на восточном фланге блока вдоль российских границ. Основной упор сделан на линии от Эстонии на севере до Болгарии на юге. Однако несмотря на малочисленность шведской армии, географическое положение страны практически полностью делает побережье Балтийского моря территорией НАТО (за исключением российского побережья в Ленинградской и Калининградской областях). Это значительно облегчит логистику альянса в странах Балтии, а потенциал острова Готланд открывает новые возможности в контроле воздушного пространства и торговых путей Балтики. Хотя Швеция не имеет выхода к морям Северного Ледовитого океана, северные регионы Швеции и Норвегии и Финляндии образуют стратегический район, близкий к Кольскому полуострову с базами Северного флота РФ. Вступление Швеции и Финляндии окончательно делает Скандинавию единым стратегическим целым и формирует новый северо-восточный фланг альянса, охватывающий окраинные моря Северного Ледовитого океана, порты и основные логистические пути Балтики. Новая стратегическая концепция НАТО, конфронтационно настроенная к Москве, подстегнет страны блока более интенсивно и с особой тщательностью осваивать новые территории.

Помимо того, что Швеция вступила в НАТО, она также присоединилась и к общей западной кампании солидарности с Украиной. Ещё за месяц до начала спецоперации Стокгольм отказался от поставок оружия Киеву, ограничившись обучением военных, сотрудничеством в области кибербезопасности, помощью в проведении реформ и политической поддержкой. Но уже 27 февраля Королевство изменило свои планы, анонсировав поставку противотанковых гранатометов, касок и бронежилетов на 413,5 млн крон (43,53 млн долл.). На февраль 2024 г. предоставлено 15 пакетов военной помощи общей стоимостью более 30 млрд крон (около 2,88 млрд долл.). Помимо амуниции, стрелкового оружия и гранатомётов есть и более усовершенствованные образцы вооружений (в отличие от соседней Финляндии, Швеция не скрывает содержимое своих траншей) — САУ Archer, БМП Strf 90, танки Strv 122 (лицензированная копия немецкого Leopard 2). Отдельный козырь — разрешение шведского минобороны в мае 2023 г. на проведение для украинских пилотов и наземного персонала предварительной подготовки на многоцелевых истребителях Saab JAS 39 Gripen. В сентябре того же года сообщалось об успешном окончании тренировок первых украинских экипажей. Предварительная подготовка включала тестовые полеты как на самолете, так и на тренажерах, а также обучение наземному обслуживанию воздушного судна. Тогда же министр обороны Королевства Пол Юнсон отметил, что результаты «ознакомительного тренинга» определят, готова ли Швеция пожертвовать Киеву часть своих Gripen. Стоит упомянуть, что ситуация со шведскими истребителями практически совпала с анонсом Дании, Нидерландов и Норвегии передачи Украине F-16 месяцем ранее (обучение на данном истребителе проводятся в нескольких стран НАТО, имеющих данный тип самолетов, но не все из них изъявили желание передать военные самолеты Киеву). В октябре 2023 г. появились новые подвижки — правительство Швеции увязало возможную передачу своих истребителей со вступлением в НАТО, а издание Politico выступило с утверждением, что шведское руководство близко к отправке самолётов. Однако в феврале 2024 г. премьер-министр У. Кристерссон отказался сообщить какую-либо информацию о передаче, упомянув, что такое решение возможно только после окончательного присоединения к НАТО.

Что дальше?

Швеция способна значительно укрепить военный потенциал альянса. Невзирая на небольшую численность вооружённых сил, наличие передовых технологий в области корабле- и самолетостроения увеличивает возможности НАТО в области морской и противовоздушной обороны в регионе Балтийского моря, а географическое положение позволяет Королевству стать крупным логистическим центром (в частности, снизит зависимость стран Балтии от Сувалкского коридора). Уже через несколько дней после вступления в блок У. Кристерссон обеспокоенно заявил о недостаточной обороне острова Готланд, располагающегося в 100 км от материковой части Швеции и в 330 км от Калининграда, и назвал его укрепление первоочередной задачей в рамках совместной работы с НАТО (как пояснил шведский премьер, речь идет, в том числе, о размещении подводных лодок в акватории Балтийского моря близ острова и наращивании систем наблюдения). Арктический регион, где уже много лет идёт серьёзное соперничество за огромные запасы природных ресурсов, отныне соединится с натовской системой безопасности Балтики и Северной Европы, образуя единый стратегический регион с усиленным военным присутствием альянса. Формирование чёткой воздушной компоненты северо-восточного фланга началось в марте 2023 г., когда командующие ВВС Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции подписали соглашение о намерениях сотрудничать в области воздушной обороны. Основная идея документа заключается в том, чтобы ВВС четырех стран, располагающие примерно 250 боевыми самолетами, действовали как единое целое. Совместно они располагают примерно тем же количеством самолетов, что и военно-воздушные силы таких стран, как Великобритания или Франция. В практической плоскости такое сотрудничество было продемонстрировано на учениях Nordic Response.

Расширение НАТО в то же время усиливает дилемму безопасности в Европе. Россия закономерно воспринимает любые новые дополнения к блоку как признак стратегического вторжения. Пообещав отреагировать на вступление Швеции, Москва уже объявила о воссоздании Московского и Ленинградского военных округов, далее может следовать активизация военной деятельности вблизи Швеции и Финляндии, наращивание потенциала и масштабов военных учений.

Для Стокгольма НАТО означает не только защиту в соответствии со статьёй о коллективной обороне, но и более широкое сотрудничество в сфере ВПК и предоставлении разведывательной информации. Кроме того, Швеция и Финляндия, имея право голоса полноценных членов блока, будут играть значительную роль в формировании стратегий альянса, особенно на северо-восточном фланге.

Конфликт на Украине обернулся окном возможностей для шведской оборонной промышленности. Так, стагнирующий до 2022 г. Saab с курсом 217 крон за акцию, вырос в начале 2024 г. до 800 крон. Аналогичная ситуация произошла с британской BAE Systems, которой принадлежат два шведских производителя танков и артиллерийских систем Hägglunds и Bofors, и чьи акции выросли в два раза с февраля 2022 г., что и привело к увеличению продаж и созданию новых рабочих мест в Швеции. В частности, издание Aftonbladet на январь 2024 г. приводит следующие цифры: владельцы Saab с весны 2022 г. стали богаче на 5,85 млрд долл., стоимость акций компании выросла в 4 раза. Только за 2023 г. Saab увеличил свой штат на 2,5 тыс. сотрудников. В 2022 г. фирма получила контракт на сумму 3,5 млрд шведских крон на модернизацию парка Gripen ВВС Швеции, в 2023 г. — на модернизацию ещё за 5,8 млрд крон. Кроме того, Saab получил заказ на сумму 700 млн шведских крон от Североатлантического альянса. Блок проявил заинтересованность к шведской системе дальнего радиолокационного обнаружения и управления GlobalEye. Бум в шведском ВПК был объяснён в СМИ «ростом рентабельности и переполненностью портфелей заказов в результате военного конфликта на Украине и всеобщего перевооружения». Возможная передача Украине шведских истребителей обернулась конкуренцией с хорошо разрекламированной передачей американских F-16 — западные военные эксперты успели затеять спор относительно возможностей двух типов истребителей. Утверждается, что Gripen лучше подойдёт для нужд Украины, поскольку он был разработан специально для защиты от советских самолетов и ПВО, может садиться на короткие взлетно-посадочные полосы и автомобильные дороги с плохим покрытием, а также дешевле и проще в обслуживании, чем американский конкурент. Основной проблемой называется малое количество машин — менее 100 у Швеции, что окажет влияние на масштабы предполагаемой авиационной помощи Киеву.

Рост заказов западных оборонных компаний на фоне конфликта на Украине и новые возможности для военной кооперации в рамках полноценного членства в НАТО дают шанс Швеции значительно усилить собственный военный потенциал после многих лет сокращения военных расходов. Вместе с тем более радикально настроенное к России НАТО потребует от Стокгольма строгих обязательств по соблюдению евроатлантической солидарности вблизи рубежей РФ.

1. Воронов К. Швеция–НАТО: конспиративная уния под лейблом нейтралитета // Мировая экономика и международные отношения, 2013, № 5, сс. 110-120.

2. Воронов К. Закат или поиск новых моделей? // Мировая экономика и международные отношения, 1995, № 5, сс. 103-111.


(Голосов: 18, Рейтинг: 5)
 (18 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся