Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Иванов

Президент РСМД, министр иностранных дел России (1998–2004 гг.), профессор МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН, член РСМД

20 лет назад, в самом начале 1994 года, президенты России, США и Украины выступили с совместным Заявлением, определившим будущий безъядерный статус украинского государства. Нынешний кризис имеет иной характер и вызван другими причинами, но угрозы безопасности — и для Украины, и для окружающих ее стран — в случае дальнейшей эскалации кризиса, пожалуй, не менее серьезные.

Бурные события последнего времени на Украине и вокруг нее как-то заслонили один важный юбилей, связанный с этой страной.

20 лет назад, в самом начале 1994 года, президенты России, США и Украины выступили с совместным Заявлением, определившим будущий безъядерный статус украинского государства. Помимо вопросов, непосредственно касающихся ядерного разоружения, в заявлении были зафиксированы принципы, на которых должны строиться отношения между тремя странами: уважение к независимости, суверенитету и территориальной целостности каждого из партнеров. Россия и США взяли на себя обязательства не только «воздерживаться от угрозы силой или ее применения» в отношении Украины, но и «воздерживаться от экономического принуждения», направленного на получение каких бы то ни было односторонних преимуществ.

Это Заявление вызвало единодушное одобрение не только в наших трех странах, но и во всей Европе. И не только потому, что его подписание стало важным вкладом в укрепление режима нераспространения ядерного оружия, но и потому, что это заявление зародило надежды на отход от норм и правил холодной войны, на отказ рассматривать европейскую политику как «игру с нулевой суммой». Более того, многие политики и эксперты не без основания рассчитывали, что столь крупная совместная акция в ядерной области даст импульс формированию принципиально новой системы евроатлантической безопасности — неделимой и равной для всех.

К сожалению, за 20 прошедших лет новая система безопасности так и не была создана, а нормы и правила холодной войны оказались на редкость живучи. Мы видим это на примере Украины.

Да, нынешний кризис отличается от ситуации 1994 года: он имеет иной характер и вызван другими причинами. Но угрозы безопасности — и для Украины, и для окружающих ее стран — в случае дальнейшей эскалации кризиса, пожалуй, не менее серьезные, чем были два десятилетия назад. Логика и здравый смысл подсказывают, что Россия, Европейский союз и США должны действовать вместе — не только во имя гуманизма и сострадания, но и руководствуясь собственными национальными интересами. Еще не поздно вернуться на ту дорогу, по которой мы сделали первые шаги 20 лет назад. На кону не только судьба Украины и украинского народа, но и наша общая уверенность в завтрашнем дне.

Источник: Коммерсант.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Текущий опрос

Какой исход выборов, по вашему мнению, мог бы оказать положительное влияние на российско-американские отношения в краткосрочной перспективе?

Прошедший опрос

  1. Каким образом заявления В.В. Путина в послании Федеральному Собранию и показ новых стратегических вооружений скажется на международной безопасности в ближайшие годы?

    Следует ожидать гонки вооружений ведущих государств мира, что приведет к неконтролируемой эскалации военно-политической напряженности во всем мире  
     155 (43%)
    Сделанные заявления и показ супероружия скорее завершают начатый ранее процесс обновления Вооруженных Сил России в ответ на вызовы современности, к этому на Западе давно были готовы — существенных изменений в глобальном балансе сил не произойдет  
     142 (40%)
    На наших глазах возвращается Ялтинско-Потсдамский мировой порядок, в которой Россия определенно играет роль одного из полюсов, что позволит иметь более стабильную архитектуру международной безопасности  
     53 (15%)
    Ваш вариант ответа. В комментариях  
     8 (2%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся