Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.75)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Гландин

Адвокат, партнёр адвокатского бюро «NSP», к.ю.н.

Финансово-экономические санкции с юридической точки зрения являются результатом правоприменительной деятельности соответствующего компетентного органа власти. Они вводятся на основании закона при соблюдении установленной процедуры. В то же время нарушение режима санкций является правонарушением, за совершение которого предусмотрена административная и уголовная ответственность. 2022 год показал, что нарушение режимов санкций сопровождаются качественно новым риском — уголовной ответственностью. И если до февраля 2022 года было известно лишь об одном уголовном деле в отношении питерской компании «КС Инжиниринг», то в этом году счёт таких дел пошёл на десятки. На примере ведущей экономики мира — Соединённых Штатов — и на основании конкретных кейсов проанализируем, как работает уголовная ответственность за нарушение режимов санкций.

Первый же долларовый платёж, конечным выгодоприобретателем которого станет попавшее под блокирующие санкции лицо, означает оконченный состав преступления. Нарушение режима санкций США — это федеральное преступление. По одному пункту обвинения можно получить судимость с лишением свободы на срок до 20 лет, штраф в миллион долларов или и то, и другое вместе. Если в запрещённом деянии участвуют несколько лиц, то вторым пунктом обвинения будет тайный сговор, а если используются офшорные компании, чтобы скрыть конечного выгодоприобретателя долларового платежа, проведённого через американский банк-корреспондент, или собственника актива, появится третий — обман Соединённых Штатов. Бывает в таких делах и четвертый, и пятый пункты — нарушение правил экспортного контроля и отмывание денег. Под последним скрывается незаконное использование банковской системы США запрещёнными подсанкционными лицами или в интересах таковых.

В США проповедуется принцип «длинных рук» правосудия. Но там публикуется менее 10% обвинительных заключений, поэтому о факте возбуждения уголовного дела и своём уголовно-процессуальном статусе публично становится известно только в момент задержания на территории США или в стране, которая имеет с США договор о выдаче. В рамках данного принципа США заключили 110 международных договоров об экстрадиции или выдаче обвиняемых и подозреваемых. Есть хорошо известная практика выдачи россиян в США из многих излюбленных юрисдикций — как дружественных, так и недружественных. Рассмотренные выше дела показывают какие риски у самих подсанкционных лиц и их активов, а также у их окружения. Власти США не будут закрывать глаза на нарушение собственного законодательства о санкциях, поэтому в 2023 г. мы услышим ещё о многих новых уголовных делах против россиян или о конфискации их активов как «орудия совершения преступления».

Финансово-экономические санкции с юридической точки зрения являются результатом правоприменительной деятельности соответствующего компетентного органа власти. Они вводятся на основании закона при соблюдении установленной процедуры. В то же время нарушение режима санкций является правонарушением, за совершение которого предусмотрена административная и уголовная ответственность. 2022 год показал, что нарушение режимов санкций сопровождаются качественно новым риском — уголовной ответственностью. И если до февраля 2022 года было известно лишь об одном уголовном деле в отношении питерской компании «КС Инжиниринг», то в этом году счёт таких дел пошёл на десятки. На примере ведущей экономики мира — Соединённых Штатов — и на основании конкретных кейсов проанализируем, как работает уголовная ответственность за нарушение режимов санкций.

Пример уголовного дела за нарушение режима санкций

Иван Тимофеев, Денис Примаков, Ярослав Солдаткин:
Сужающееся санкционное пространство

13 декабря 2022 г., по сообщению Министерства юстиции США, было возбуждено уголовное дело против группы российских и американских граждан за нарушение режима санкций США против России и правил экспортного контроля. Два американских члена группы были в тот же день арестованы в США, один российский гражданин — в Эстонии. Обвинительное заключение состоит из 16 пунктов и включает в себя вступление в тайный сговор, нарушение профильного «санкционного» закона США «Об экономических полномочиях на случай международной чрезвычайной ситуации» [1], мошенничество и ненадлежащее использование финансовой системы США [2].

Члены группы, по версии следствия, были связаны с российскими компаниями ООО «Серния Инжиниринг» и ООО «Сертал», которые в марте 2022 г. попали под блокирующие санкции Минфина и в чёрный список Минторга США [3]. Группа лиц сформировалась и действовала как минимум с 2017 г. Согласно данным расследования, они незаконно приобрели и ввезли в Россию оборонные товары и товары двойного назначения на миллионы долларов, включая передовую электронику, сложное испытательное оборудование, используемое в квантовых вычислениях и в разработке гиперзвукового и ядерного оружия, а также для других военных и космических программ.

В материалах дела указано, что группа фальсифицировала товаротранспортные документы, предоставляла американским производителям заведомо ложные данные о конечных приобретателях. Для реэкспорта использовали Финляндию, Эстонию, Германию и Гонконг. Подпадающие под экспортный контроль товары двойного назначения отправлялись на адрес Алексея Бреймана в Нью-Гемпшире, откуда через одну из указанных стран реэкспортировались в Россию с задекларированной ценой значительно ниже реальной.

Правовые основания уголовного преследования за нарушения законодательства о санкциях

В 1977 г. Конгресс принял закон IEEPA. Он разрешил главе исполнительной власти США вводить в стране чрезвычайное положение для борьбы с угрозами гражданам, экономике, национальной безопасности или внешним сношениям, источник которых целиком или в значительной степени находится за рубежом. Президент был наделён широким усмотрением в принятии мер для ликвидации таких угроз.

Минфину, подчинённому президенту США, были делегированы полномочия по принятию подзаконных актов о финансово-экономических санкциях, а также по консолидации норм, запретов и ограничений в рамках соответствующих регламентов. На структурное подразделение Минфина — Управление по контролю за зарубежными активами (далее — OFAC) — возложены функции по контролю за исполнением американским бизнесом законодательства о санкциях, нормативному толкованию регламентов, разъяснению их положений и привлечению к административной ответственности за совершённые нарушения. Большинство из 38 режимов санкций запрещают прямой или опосредованный импорт, экспорт и реэкспорт товаров, услуг и технологий без специального разрешения OFAC или Минторга США. Термин «услуги» включает в себя оказание, экспорт или реэкспорт финансовых услуг, под чем понимается обычная банковская деятельность по переводу платежей.

Запрещённые финансовые услуги включают в себя передачу денежных средств — прямо или косвенно — в запрещённую страну или подсанкционному лицу, например, посредством перечисления денежных средств из США или субъектом, чьим личным законом является право США, независимо от места его нахождения.

Часть «А», статьи 5 закона IEEPA признаётся незаконным нарушение, покушение нарушить, вступление в тайный сговор с целью нарушить или побуждение иного лица нарушить любой указ, регламент, лицензию или запрет, принятый или установленный на основании IEEPA. Субъектам, чьим личным законом является право США, запрещено участвовать или сопровождать сделки и операции, даже если таковые в итоге будут заключены или совершены иностранными лицами, если таковые непосредственно запрещены американским лицам. Часть «С» указанной статьи предусматривает срок тюремного заключения до 20 лет, штраф в миллион долларов или и то, и другое одновременно.

Неамериканские лица также могут быть привлечены к ответственности за нарушение режимов санкций если они склоняют американское физическое или юридическое лицо к нарушению законодательства о санкциях.

Правовые основания привлечения к ответственности за нарушение правил экспортного контроля

Правила экспортного контроля (ПЭК) были приняты и введены в действие Министерством торговли США для регулирования экспорта товаров, технологий и программ американского производства [4]. В силу закона США «О реформе экспортного контроля» (ОРЭК) преступлением является нарушение, попытка нарушить, тайный сговор с целью нарушить или побуждение иного лица нарушить положения любого регламента, указа, лицензии или иного акта принятого или изданного на основании закона, включая ПЭК [5]. Умышленное нарушение ПЭК формирует состав преступления по ОРЭК и влечёт за собой тюремное заключение до 20 лет и штраф до миллиона долларов [6].

Бюро промышленности и безопасности Минторга США (BIS) занимается контролем за экспортом из США в иностранные государства на основании ПЭК [7]. В частности, BIS вправе ввести ограничения на экспорт и реэкспорт товаров, которые, по его мнению, могут внести значительный вклад в военный потенциал, создание или распространение ядерного или иного оружия массового поражения в других странах или если таковые могут нанести ущерб внешней политике или национальной безопасности Соединенных Штатов.

Наиболее чувствительные товары, подпадающие под контроль по основаниям ПЭК, вносятся в Перечень товаров и услуг, подлежащих экспортному контролю (CCL). Номенклатуры товаров в CCL распределяются согласно классификационным номенклатурам экспортного контроля (ECCN), на каждый из которых распространяются отдельные требования экспортного контроля в зависимости от места назначения, вида конечного использования и конечного пользователя товара.

BIS вносит в чёрный список определённых иностранных лиц, включая предприятия, научно-исследовательские институты, государственные и частные организации, физические лица и другие виды юридических лиц, на которые распространяются особые требования по экспорту, реэкспорту или поставкам внутри страны. На лиц, включенных в чёрный список, начнут распространяться специальные лицензионные требования, если регулятор установит, что такие лица участвовали в деятельности, противоречащей интересам национальной безопасности или внешней политики США.

В ответ на начало Россией специальной военной операции в Украине (СВО) Минторг США ввёл дополнительные требования для экспорта в Россию. После 24 февраля производитель, желающий поставить в Россию любую номенклатуру, указанную в CCL в категориях от 3 до 9 включительно, должен получить на это лицензию [8]. С 8 апреля 2022 г. требование предварительного получения лицензии на экспорт стало распространяться на все товарные номенклатуры в CCL [9], поставляемые в Россию или Беларусь.

Федеральный закон требует, чтобы любая международная отправка, для которой требуется действующая экспортная лицензия или если стоимость экспортируемого товара превышает 2 500 долл., регистрировалась в Автоматизированной системе контроля за экспортом посредством подачи информации об факте экспорта в электронной форме. Отказ в представлении такой информации или предоставление сфальсифицированной, ложной или вводящей в заблуждение информации при подаче является правонарушением и преследуется по закону [10].

Санкции и сопутствующие риски на примере кейса крупного бизнесмена и его окружения

США не только ведущая экономика мира с 24% ВВП от глобального, но и архитектор финансово-экономической системы; поэтому последствия санкций США хорошо известны. Они крайне неприятны для крупного международного бизнесмена и его бизнеса — иностранные банки заблокируют личный счёт; компании, в которых подсанкционное лицо имеет существенную долю, столкнутся с проблемами; нельзя будет попасть в США — не выдадут визу, а если она уже была, то будет аннулирована. Однако крупный бизнесмен физически не может в одночасье прекратить своё присутствие в международной финансово-экономической системе и прервать многолетние устоявшиеся связи, валюта в которых — доллар США. Где-то по объективным причинам, где-то из-за психологического нежелания разрушать привычный образ жизни бизнесмен пытается всеми правдами и неправдами сохранить status quo, но здесь кроется проблема и вытекающие из неё риски, которые и стали предметом данного исследования.

Осенью 2021 г. мир облетела новость об обысках в апартаментах одного из крупнейших российских бизнесменов в Нью-Йорке. Никто не понимал, зачем, на каком основании и почему именно сейчас они проводятся? Дополнительную интригу обеспечило молчание правоохранителей об основаниях уголовного дела и выдвинутых обвинениях. Однако вероятные причины и основания проведения следственных действий следующие. Собственник по закону несёт бремя принадлежащего ему имущества. Если он попал под санкции, то долларовая финансовая система для него закрыта. При этом налоги, ЖКУ и другие установленные платежи закрывать как-то надо. Законным такой платёж будет, только если регулятор OFAC выдаст соответствующую специальную лицензию. А за ней ещё нужно обратиться в установленном порядке. Если нет лицензии, но есть факт оплаты каким-то третьим лицом, имеется оконченный состав преступления, выразившийся в нарушении законодательства США о санкциях против России если выгоду от такого платежа получило подсанкционное лицо, которому это запрещено.

29 сентября и 6 октября прокуратура США публикует два обвинительных заключения в отношении самого бизнесмена, сотрудницы нью-йоркского офиса компании «Русал», подруги бизнесмена и управляющего его активами. Всем им инкриминируется тайный сговор о нарушении и обходе законодательства о санкциях США; а также нарушение законодательства о санкциях против России и в отношении самого бизнесмена.

Вину обвиняемых, согласно материалам дела, подтверждает проведение долларовых платежей после 6 апреля 2018 г. в пользу, в интересах или от имени подсанкционного бизнесмена, в т.ч. наличными [11]. Нью-йоркская сотрудница была задержана, но вскоре отпущена под залог. Британский подданный, управляющий активами бизнесмена, также был задержан в Лондоне и ожидает экстрадиции в США.

Уголовное дело против сына красноярского губернатора и его партнёров

19 октября 2022 г. власти США обнародовали обвинительное заключение по 12 пунктам против пяти российских граждан, а также двух граждан Венесуэлы. Им вменяются многочисленные эпизоды нарушения режима санкций США против России и Венесуэлы, законодательства об экспортном контроле, мошенничество, а также незаконное использование финансовой системы США.

Согласно обвинительному заключению, сын губернатора и его компаньон — совладельцы немецкой компании «Nord-Deutsche Industrieanlagenbau GmbH» (NDI), которая в качестве прокладки использовалась в схеме по приобретению у американских производителей чувствительных военных технологий и технологий двойного назначения, в том числе передовых полупроводников и микропроцессоров. Указанные товары и технологии используются для начинки истребителей, в ракетных системах, самонаводящихся ракетах, радарах, спутниках и других военных космических объектах. По данным следствия, после прибытия в Германию эти товары переправлялись российским конечным потребителям, в том числе подсанкционным компаниям «Радиоавтоматика», «Радиоэкспорт» и «Абтроникс», которые работают на оборонный сектор России. Поэтому по уголовному делу также проходят учредитель Абтроникс, директор по продажам в Радиоэкспорт и сотрудница NDI. Оба учредителя NDI и сотрудница компании задержаны по запросу США властями Италии и Германии соответственно.

Как следует из обвинительного заключения, группе лиц по предварительному сговору вменяется незаконное приобретение американских технологий двойного назначения: обвиняемые сознательно и преднамеренно вступили в тайный сговор с целью разработки схемы махинаций и обмана от одной до семи американских компаний-производителей посредством дачи ложных, вводящих в заблуждение и существенно не соответствующих действительности заявлений, подделка товаротранспортной документации.

Конфискации воздушного судна как орудия совершения преступления

С новым видом риска столкнулся другой российский бизнесмен, имеющий гражданство Израиля. 2 марта 2022 г. регулирование США об экспортном контроле было изменено — установлена обязанность получать лицензию для ввоза в Россию, а также для транспортировки внутри России товаров, поименованных в ECCN [12]. В данном перечне под номером 9А991 указаны в том числе самолеты. Разрешение требуется, а запрет необходимо соблюдать, даже если самолёт уже давно произведён и эксплуатируется.

В своих показаниях прокурор указывает на факт нарушения американского законодательства в области экспортного контроля, совершённый неустановленными лицами в пользу или в интересах данного российско-израильского бизнесмена [13].

Власти США установили: самолет Gulfstream G650ER производства США пересек границу Российской Федерации несколько раз: при полете из Стамбула в Москву 12 марта и при полете из Тель-Авива в Москву 14 марта. Таким образом, власти США считают, что произошел неправомерный ввоз самолета в Российскую Федерацию из третьей страны без получения на то специальной лицензии у Минторга США. По данному факту было возбуждено уголовное дело, а прокуратура получила ордер на арест с последующей конфискацией воздушного судна [14].

В другом деле 8 августа федеральный суд округа Колумбия выдал ордер на арест самолета, который, по сведениям американских правоохранителей, принадлежит депутату Государственной Думы, попавшему под санкции 6 апреля 2018 г. и повторно внесенному в список 24 марта 2022 г. на основании указа 14024 [15]. Соответствующий запрос сделало Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США. Неустановленному кругу лиц вменяется нарушение режима американских санкций. Присвоен ли какой-либо процессуальный статус самому депутату — неизвестно. При этом в его интересах несколько лет проводились транзакции в долларах, что запрещено обоими указами.

Как отметила в своем аффидевите специальный агент ФБР, депутат «продолжает контролировать и использовать заблокированное имущество через третьих лиц» [16]. Как было установлено, подлежащий конфискации самолет с 2013 г. принадлежал компаниям, учредителем которых является траст, бенефициаром которого является некий «романтичный партнер» депутата. Вместе с тем в 2012 г. бенефициар самолёта передал значительную часть имущества своему отцу, а тот — его неназванному партнеру. Как отмечают власти США, после попадания депутата в санкционный список было проведено значительное количество платежей, необходимых для обеспечения деятельности воздушного судна (страховка, регистрационные сборы, техническое обслуживание), без получения специальной лицензии OFAC.

Таким образом, суд заключил, что самолет является имуществом, вовлеченным в преступление — в действия, связанные с отмыванием денежных средств и выражающиеся в нарушении профильного закона о санкциях IEEPA. Согласно норме 18 USC § 981(a)(1)(A), такое имущество подлежит конфискации.

Под угрозой привлечения к ответственности по такому делу находятся капитан воздушного судна, менеджеры и владельцы компании-собственника воздушного судна или компании, которая арендует воздушное судно; регистрационный агент; внутренний юрист, кто знал или должен был знать, что после 2 марта 2022 г. требуется специальное разрешения для влёта воздушного судна в Россию; личный помощник, руководивший передвижением самолётов по указанию бизнесмена.

Кейсы об аресте и конфискации яхт подсанкционных россиян

4 апреля в порту Пальма-де-Майорки испанские правоохранители вместе с американскими коллегами обыскали и арестовали 77-метровую яхту Tango, номер IMO 1010703. Яхта построена в 2011 г. и на сегодняшний день стоит 90 млн долл. Таким образом, Испания оказала правовую помощь США во исполнение ордера на арест имущества, выданного 25 марта федеральным судьёй округа Колумбия Зией Фаруки в рамках расследования уголовного дела по обвинению в мошенничестве с использованием банковской системы США, отмывании денег и нарушении режима санкций [17]. Сама яхта внесена в SDN 11 марта на основании указа 14024.

Согласно ордеру, который сопровождается аффидевитом агента ФБР, крупный российский бизнесмен и те, кто работали на него или действовали от его имени, платили за содержание Tango в долларах США — в том числе за ее нахождение в декабре 2020 г. в роскошной марине на Мальдивских островах. Американские правоохранители связали подсанкционное лицо с Tango благодаря изучению серии многоуровневых сделок подставных компаний и полученным показаниям секретных свидетелей, в том числе менеджера и сотрудника компании, оказывавшей услуги при проектировании и строительстве яхты. Они утверждали, что истинным владельцем был россиянин.

Как следует из постановления в отношении яхты Amadea, была запущена процедура её ареста с последующей конфискацией. Яхта признана инструментом, с помощью которого российский бизнесмен и неустановленные лица, действующие в его интересах, обходили режим санкций США и занимались отмыванием денег [18]. Из документа следует, что лицо, находящиеся в SDN с 6 апреля 2018 г., не вправе быть получателем услуг, оплачиваемых в долларах США. Обслуживание лодки обходится в 25–30 млн долл. в год, а поскольку оно осуществлялось в валюте США и проводилось в интересах бизнесмена, при этом никто ни разу не обратился за специальной лицензией OFAC — имеется факт совершения уголовно наказуемого деяния; речь идет о п. «с» ст. 5 профильного закона о санкциях США.

По такой категории дел под риском находится капитан яхты, менеджеры и владельцы компании-собственника яхты; руководитель и бухгалтер (казначей) подконтрольной компании, платившие в интересах бизнесмена в долларах США после 6 апреля 2018 г. через банк; личный помощник, руководивший перемещениями яхты.

***

Первый же долларовый платёж, конечным выгодоприобретателем которого станет попавшее под блокирующие санкции лицо, означает оконченный состав преступления. Нарушение режима санкций США — это федеральное преступление. По одному пункту обвинения можно получить судимость с лишением свободы на срок до 20 лет, штраф в миллион долларов или и то, и другое вместе. Если в запрещённом деянии участвуют несколько лиц, то вторым пунктом обвинения будет тайный сговор, а если используются офшорные компании, чтобы скрыть конечного выгодоприобретателя долларового платежа, проведённого через американский банк-корреспондент, или собственника актива, появится третий — обман Соединённых Штатов. Бывает в таких делах и четвертый, и пятый пункты — нарушение правил экспортного контроля и отмывание денег. Под последним скрывается незаконное использование банковской системы США запрещёнными подсанкционными лицами или в интересах таковых.

В США проповедуется принцип «длинных рук» правосудия. Но там публикуется менее 10% обвинительных заключений, поэтому о факте возбуждения уголовного дела и своём уголовно-процессуальном статусе публично становится известно только в момент задержания на территории США или в стране, которая имеет с США договор о выдаче. В рамках данного принципа США заключили 110 международных договоров об экстрадиции или выдаче обвиняемых и подозреваемых. Есть хорошо известная практика выдачи россиян в США из многих излюбленных юрисдикций — как дружественных, так и недружественных. Рассмотренные выше дела показывают какие риски у самих подсанкционных лиц и их активов, а также у их окружения. Власти США не будут закрывать глаза на нарушение собственного законодательства о санкциях, поэтому в 2023 г. мы услышим ещё о многих новых уголовных делах против россиян или о конфискации их активов как «орудия совершения преступления».

1. Title 50, United States Code (U.S.C.), Sections 1701 through 1708

2. Южный федеральный суд Нью-Йорка, дело US vs Yevgeniy Grinin et al, No. 22-CR-409 (S-1) (HG). Superseding indictment

3. 87 Fed. Reg. 13141

4. 15 C.F.R. §§ 730-774

5. 50 U.S.C. § 4819(a)(1)

6. 50 U.S.C. § 4819(b)

7. 15 C.F.R. §§ 734.2-3.

8. 87 Fed. Reg. 12226 (Mar. 3, 2022)

9. 87 Fed. Reg. 22130 (Apr. 14, 2022)

10. 13 U.S.C. § 305

11. USDC Southern District of New York. US v. Deripaska et al. 22-Cr-518. Indictment. Sep 28, 2022

12. 15 CFR § 746.8 Sanctions against Russia and Belarus

13. US v. A Boeing 787-8 Dreamliner Aircraft et al. 22 MAG 4860. Affidavit in support of seizure warrant in rem pursuant to 50 U.S.C. § 4820 and 18 U.S.C. § 981. June 6, 2022

14. US v. A Boeing 787-8 Dreamliner Aircraft et al. 22 MAG 4860. Warrant of seizure pursuant to 50 U.S.C. § 4820 and 18 U.S.C. § 981. June 6, 2022

15. US v. AIRBUS A319-100 AIRCRAFT. 22 MAG 6446. Warrant of seizure pursuant to 50 U.S.C. § 4820 and 18 U.S.C. § 981. Aug 8, 2022

16. US v. AIRBUS A319-100 AIRCRAFT. 22 MAG 6446. Affidavit in support of seizure warrant in rem pursuant to 50 U.S.C. § 4820 and 18 U.S.C. § 981. Aug 8, 2022.

17. In the Matter of the Seizure and Search of the Motor Yacht Tango, No. 22-SZ-5, 2022. WL 1165569, (D.D.C. Apr. 4, 2022)

18. In the Matter of the Seizure and Search of the Motor Yacht Amadea, No. 22-SZ-9, 2022, (D.D.C. Apr. 27, 2022)


Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.75)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся