От частого повторения в официальных речах фраза «Европа – наш общий дом» стала восприниматься абстрактно. И это притом, что за последние десятилетия мы на деле наблюдали процесс ликвидации или отмирания многочисленных барьеров, мешавших осознать и ощутить эту общность. Наиболее полное развитие этот процесс получил в Европейском союзе, но нет никаких причин для того, чтобы те элементы европейской интеграционной конструкции, которые делают жизнь и работу удобнее, обеспечивают соблюдение общепринятых правил и безопасность, не распространились за пределы сегодняшнего Евросоюза. Произойти это может только в результате равноправного взаимодействия ЕС с его европейскими партнерами, в том числе с крупнейшим из них – Россией. Свободное перемещение людей, товаров, капиталов и услуг – естественное состояние для Европы, залог ее конкурентоспособности в глобальном мире, а укоренение очередного «железного занавеса», будь то на границе с Украиной и Белоруссией или с Россией, сильно повредило бы будущему европейского пространства.
В последнее время Евросоюз предстает в международном медиа-пространстве не в лучшем виде. Бесконечные переговоры о мерах по преодолению последствий экономического кризиса наводят на грустные мысли о судьбе европейского интеграционного проекта. Общая пессимистичная атмосфера сказывается и на отношениях ЕС с не входящими в него странами. Для решения накапливающихся между Евросоюзом и его партнерами проблем не остается ни финансовых ресурсов, ни времени, ни политической воли.
В диалоге ЕС с Россией положение усугубляется еще и растущим внутри Евросоюза недовольством политикой российского руководства, дающим скептически настроенным экспертам основания говорить об ухудшении отношений. Однако состояние, которое кому-то представляется продолжающимся годами бегом на месте, может оказаться небыстрым, без рывков движением вперед по стайерской дистанции, и в пользу такой оценки можно привести немало аргументов.
Стратегия и тактика
Владимир Путин неоднократно и, как представляется, вполне искренне высказывался в пользу формирования единого общеевропейского пространства от Лиссабона до Владивостока. Чуть ли не единственным результатом деятельности российского экспертного сообщества, на который В. Путин счел нужным прямо сослаться в предвыборной статье, где излагались его внешнеполитические приоритеты, был доклад «Валдайского клуба» «К Союзу Европы». В нем получила развитие идея о стратегическом выигрыше, ожидающем Россию и ЕС в случае, если они смогут объединить усилия. Авторы доклада указывали, что альтернатива такому объединению – «закат Европы» в условиях обостряющейся конкуренции крупнейших международных центров силы.
Сама идея формирования общего пространства была принята Евросоюзом еще в 2003–2005 гг. Стороны закрепили ее сначала в совместном заявлении, а затем в «дорожных картах», недостаточно конкретных, но все же способных выступить в качестве задающих стратегические ориентиры направляющих.
В 2009 г. работе по «дорожным картам» было необходимо придать новый импульс, и он был обеспечен посредством инициативы «Партнерство для модернизации». Рабочий план данной инициативы включил довольно широкий спектр тем, причем отнюдь не только технического характера.
Наиболее заметные успехи в стратегическом планировании совместного будущего России и ЕС появились не вдруг. В 2004–2008 гг. за то, чтобы этот приоритет неизменно присутствовал в повестке дня российского руководства, отвечал специальный представитель Президента по связям с ЕС С. Ястржембский, а в Администрации Президента существовал соответствующий департамент. Это обеспечивало сущностное наполнение утвержденных на высоком уровне общих ориентиров и необходимую координацию деятельности государственных ведомств. Впоследствии это важное звено системы принятия решений было утрачено.
Своя перестройка внутренних механизмов происходила в последние годы и в Евросоюзе. Была создана Внешнеполитическая служба, которая в перспективе должна была обеспечить большую слаженность действий ЕС в отношениях с партнерами. В 2010–2012 гг. она переживала период становления, что неизбежно сказывалось на ее эффективности. Поэтому нам еще только предстоит увидеть, способна ли Внешнеполитическая служба произвести освежающую «перезагрузку» отношений ЕС с Россией.
Деньги и энергия
В январе – сентябре 2012 г. отношения с Евросоюзом обеспечили 48,8% российского внешнеторгового оборота (52,8% экспорта, 41,8% импорта), что почти на 1% превышает аналогичный показатель за тот же период 2011 г. Такое положение дел выводит Россию на второе после Китая место среди импортеров в ЕС, четвертое после США, Китая и Швейцарии среди экспортеров и третье место после США и Китая во внешней торговле Евросоюза в целом. Накопленные иностранные инвестиции в российскую экономику, приходящие из ЕС, составляют порядка 80%, а в евро номинированы около 40% золотовалютных резервов России, о чем хорошо помнят в нашем Министерстве иностранных дел.
Действовать на российском рынке компаниям из ЕС помогает Ассоциация европейского бизнеса, весьма позитивно оценивающая перспективы развития российской экономики. На протяжении многих лет основной претензией к переговорному процессу России и ЕС со стороны бизнесменов было неучастие России во Всемирной торговой организации. С завершением процесса присоединения к ВТО в августе 2012 г. появились условия для дальнейшего наращивания экономических связей на основе общепринятых международных правил.
Не секрет, что большая часть российского экспорта в ЕС – это энергоносители и полезные ископаемые (82,9% в 2011 г. – треть всех поставок такого рода в Евросоюз). Россия стремится диверсифицировать свои экспортные возможности, а ЕС – разнообразить список поставщиков ресурсов, но все это дело будущего, а на сегодняшний день можно констатировать устойчивую взаимозависимость России и ЕС в той жизненно важной сфере, которой невозможно пожертвовать под влиянием политической конъюнктуры.
Взаимозависимость, тем не менее, не означает отсутствия разногласий. В энергетике это, прежде всего, различное видение последствий вступления в силу норм так называемого «третьего пакета» законодательства ЕС, который должен способствовать демонополизации коммерческих отношений в этой сфере. Российское руководство полагает, что новые правила только увеличат число посредников, способствуя общему росту цен, и в любом случае намерено добиваться того, чтобы «третий пакет» не затрагивал уже заключенные контракты. В целом в сфере экономического сотрудничества ЕС настроен двигаться в направлении режима «ВТО плюс», к чему Россия пока относится настороженно, предпочитая сначала оценить функционирование договоренностей, которые уже легли в основу ее участия в ВТО.
Но «ВТО плюс» можно понимать чрезвычайно широко – положения, позволяющие оптимизировать условия ведения бизнеса, в конечном счете, могут быть выгодны обеим сторонам. В том, что к условиям «третьего пакета», а затем и возможного четвертого энергетическим компаниям, в том числе российским, удастся приспособиться, сомнений нет. Если, по крайней мере, часть высказываемых российским руководством замечаний будет услышана органами принятия решений в ЕС, процесс приспособления пойдет быстрее.
Люди и визы
Россияне любят ездить в Евросоюз. 14 из 20 наиболее посещаемых российскими гражданами стран – члены ЕС, причем в лидерах оказываются Финляндия и Эстония, популярные, прежде всего, у жителей близлежащих российских регионов. Сказывается едва ли оспариваемая всерьез принадлежность России к европейской культуре, исторический путь, тесно связавший ее с остальной Европой. Поездки, которые поколение назад были несбыточной мечтой, сегодня – ежедневная реальность, несмотря на сохраняющееся существенное препятствие для свободного передвижения – визовый режим.
Детали визового диалога уже рассматривались в одном из аналитических комментариев на сайте РСМД в феврале 2012 г. В течение года Россия и ЕС реализовывали «совместные шаги» по переходу к безвизовому режиму, одновременно готовя соглашение о новом облегчении визовых процедур. Работа по списку «совместных шагов» продолжится ориентировочно до конца 2013 г. Более скромное по целям соглашение об облегчении визовых процедур готовилось для подписания в конце 2012 г., но сторонам не удалось договориться по вопросу о предоставлении права безвизового въезда владельцам служебных паспортов, на чем настаивали российские переговорщики. Отсутствие соглашения может создать проблемы для пилотов гражданской авиации ряда стран ЕС, не имеющих соответствующих двусторонних договоренностей с Россией, – для выполнения рейсов в нашу страну пилотам придется получать визы.
Примечательно, что официальная позиция России подверглась жесткой критике со стороны российских журналистов, усмотревших в пункте о служебных паспортах попытку расширить список привилегий для чиновников и даже обеспечить им некий иммунитет от внесения в «черные списки». Такая позиция представляется необоснованной. Безвизовые поездки для владельцев служебных паспортов выглядят логичным первым шагом в сторону полноценного безвизового режима. Они позволят протестировать механизмы контроля и, в конечном счете, снизят опасения отдельных стран ЕС, в значительной степени основанные на предрассудках. При этом каждое государство сохраняет за собой право отказать во въезде иностранному гражданину в соответствии со своим законодательством.
Кризисы и миротворчество
В мире сохраняется немало горячих точек, которые вызывают озабоченность как у России, так и у Евросоюза. России уже приходилось помогать ЕС в осуществлении антикризисной операции в Республике Чад и Центральноафриканской Республике, где наша вертолетная группа в 2008–2009 гг. поддержала военных из стран ЕС, обеспечивавших безопасность дарфурских беженцев. России и Евросоюзу в обозримом будущем предстоит не раз задумываться о координации действий по борьбе с пиратством и наркоугрозой, о совместном противодействии терроризму и о взаимопомощи в оперативном развертывании миротворческих миссий. Проблемы нераспространения оружия массового уничтожения во избежание глобальной катастрофы необходимо обсуждать и решать общими усилиями России, ЕС и других международных акторов. Вся эта работа уже ведется, но для повышения ее эффективности требуется укрепление институциональной основы.
Все большее число стран, включая США и Канаду, заключают с ЕС рамочные соглашения о сотрудничестве в области кризисного урегулирования. Переговоры по этому вопросу с Россией безрезультатно продолжаются годами. Российские переговорщики настаивают на том, что соглашение должно предусматривать не только участие России в операциях ЕС, но и участие ЕС в миротворческих миссиях, руководимых Россией. При этом не принимается во внимание, что при проведении операций ЕС собственно структуры Евросоюза являются лишь координирующим центром для сил, предоставляемых странами-членами. Соответственно, вести речь можно скорее о двусторонних соглашениях между Россией и отдельными странами-членами ЕС об их участии в российских операциях, а не о подчинении одного координирующего центра другому.
Вопрос о равноправии выглядит более уместным в другом контексте – вполне возможно представить себе совместное принятие решений странами ЕС и Россией, если для этого будет создан соответствующий орган и проявлена политическая воля. Предложение о создании Комитета Россия–ЕС по вопросам внешней политики и безопасности в 2010 г. было сделано в меморандуме по итогам встречи Д. Медведева и А. Меркель в Мезеберге. Странам ЕС пока не удалось прийти к согласию относительно будущего этой инициативы, но как только стороны примут принципиальное решение о необходимости поднять уровень оперативного взаимодействия России и ЕС, такого рода структура неизбежно потребуется.
Двигаться дальше
Различия в подходах могут долго оставаться на повестке дня, но окажутся вполне преодолимыми, если партнеры проявят готовность двигаться навстречу друг другу. Сделать этот логичный и естественный выбор оказывается непросто. С обеих сторон хватает взаимных подозрений и предрассудков. И в ЕС, и в России на фоне событий выборного цикла новую остроту приобрели дискуссии о будущем российской политической системы. Диаметрально противоположные мнения высказываются о посткризисном развитии Евросоюза. Но кризисы конечны и предваряют новый этап развития. Вряд ли России и ЕС предстоит стать исключением из этого правила.
Для Евросоюза, остававшегося на протяжении десятилетий лидером в науке, технике и организации общества, кризис – это возможность осознать, что теперь он может отстать от прогресса, если не сделает механизмы управления гибче и эффективнее, если не будет более полно использовать силу частной инициативы там, где раньше полагались на государственное вмешательство. В совокупности эти задачи можно назвать модернизацией – а этот же вызов стоит и перед Россией.
Сегодняшние споры о ценностных различиях и демократических стандартах по мере развития российской демократии уйдут в прошлое. Новые поколения граждан России и ЕС уже не будут обременены стереотипами времен «холодной войны» и станут требовать одинаково высоких стандартов жизни и трудовой деятельности, вне зависимости от того, где в конкретный момент времени потребуются их профессиональные навыки – в Лиссабоне, Париже, Тюмени или Владивостоке.
Будут появляться новые условия и новые возможности для сотрудничества. С установлением общих для всех правил экономической деятельности, упрощением, а затем и ликвидацией визовых процедур, с интенсификацией совместной работы дипломатов единое общеевропейское пространство будет становиться реальностью.