Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 2.4)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Татьяна Воротникова

К.полит.н., старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН

Ряд важных событий, произошедших в 2016 г., прямо или косвенно затронул обе Америки. Сложно и неуместно складывать столь разные явления в одну корзину, тем не менее перечислить важнейшие вехи необходимо. Куба уже не будет прежней без Фиделя Кастро, легенды мировой политики и символа целой эпохи для кубинского народа. Имидж Бразилии как набирающего обороты регионального лидера серьезно испорчен масштабными социальными волнениями, неоднозначной Олимпиадой и беспрецедентным импичментом довольно популярного в свой первый президентский срок политика Дилмы Руссефф. До сих пор не преодолены разразившийся в Венесуэле крупнейший за последние десятилетия экономический кризис и последовавший за этим политический коллапс. В Колумбии подписано историческое мирное соглашение, давшее надежду на примирение истерзанного внутренним вооруженным противостоянием колумбийского народа. Наконец, избрание на пост президента США Дональда Трампа.

Ряд важных событий, произошедших в 2016 г., прямо или косвенно затронул обе Америки. Сложно и неуместно складывать столь разные явления в одну корзину, тем не менее перечислить важнейшие вехи необходимо. Куба уже не будет прежней без Фиделя Кастро, легенды мировой политики и символа целой эпохи для кубинского народа. Имидж Бразилии как набирающего обороты регионального лидера серьезно испорчен масштабными социальными волнениями, неоднозначной Олимпиадой и беспрецедентным импичментом довольно популярного в свой первый президентский срок политика Дилмы Руссефф. До сих пор не преодолены разразившийся в Венесуэле крупнейший за последние десятилетия экономический кризис и последовавший за этим политический коллапс. В Колумбии подписано историческое мирное соглашение, давшее надежду на примирение истерзанного внутренним вооруженным противостоянием колумбийского народа. Наконец, избрание на пост президента США Дональда Трампа.

Отношения двух гигантов западного полушария, Бразилии и США, в последние годы не были безоблачными и переживали настоящие взлеты и падения. В 2013 г. после резонансного скандала о шпионаже американскими спецслужбами за высокопоставленными лицами Бразилии Дилма Руссефф отменила уже запланированный государственный визит в США. Тогда многие заговорили о серьезном охлаждении в двусторонних отношениях, преодолеть которое будет нелегко. Тем не менее трезвая оценка экономических перспектив и прагматизм бразильских политиков взяли верх. В 2015 г. Б. Обама и Д. Руссефф пожали друг другу руки и перевернули страницу непонимания, подписав ряд важных межгосударственных документов, в том числе в сфере военного сотрудничества. Однако вскоре Бразилию накрыла серия коррупционных скандалов, в которые оказалась вовлечена президент. Падение роста экономики, ошибки в социальной политике и в довершение всего, по сути, провальная Олимпиада 2016 г. в Рио привели к нарастанию противоречий в бразильских политических элитах и краху лично президента Д. Руссефф. Ряд латиноамериканских лидеров-популистов осудили отстранение Дилмы от власти, назвав его переворотом. Официальный Белый дом занял взвешенную позицию, охарактеризовав импичмент как внутреннее дело Бразилии, признав законность решения Сената и отметив непоколебимость дальнейшего сотрудничества с новым правительством.

Приняв сторону Великобритании, Вашингтон рискует осложнить отношения как с Буэнос-Айресом, так и с большим количеством латиноамериканских правительств.

Пролонгированный политический кризис в Венесуэле, вызванный затягиванием процесса по подготовке референдума о недоверии правительству и в конечном счете отказом в его проведении, на фоне ухудшения криминогенной обстановки, высокой инфляции и увеличения бедности остается ключевым внутриполитическим конфликтом в Южном полушарии. Резкое ухудшение ситуации в экономике было спровоцировано падением мировых цен на нефть и привело к эскалации социального недовольства. При посредничестве Ватикана и третьих стран венесуэльское правительство было вынуждено сесть за стол переговоров с оппозицией, выигравшей парламентские выборы 2015 г. и составившей большинство в национальном конгрессе. США не скрывают своей заинтересованности в смене власти в Каракасе и в переговорах не участвуют. В 2016 г. Б. Обама продлил санкции против венесуэльских чиновников, введенные годом ранее, рассматривая ситуацию в латиноамериканском государстве как угрозу национальной безопасности США. Вашингтон обеспокоен нарушением прав человека, ограничением свободы СМИ, незаконными арестами, применением насилия и подавлением политической оппозиции в боливарианской стране. После этого решения еще сильнее накалились отношения между странами, уже отозвавшими своих послов. Тем не менее в усилении политической напряженности фактически не заинтересованы ни одна из сторон, чьи экономические связи несмотря ни на что остаются достаточно крепкими. Венесуэла экспортирует в США нефтепродукты на 15 млрд долл., а северный сосед по-прежнему продолжает активно инвестировать в венесуэльскую экономику (общим объемом в 11,2 млрд долл.). На площадках ОАГ США подтвердили готовность к диалогу, в то время как Н. Мадуро заявил о возможности возобновить дипломатические отношения в полном объеме.

В поисках врагов и союзников

Остров свободы неизбежно ждут перемены. Вопрос — когда и насколько серьезные? Какую роль сыграют в этом процессе Соединенные Штаты? Останутся в стороне, заморозят начатый Б. Обамой диалог или активно включатся в перезагрузку отношений с непокорным соседом? Д. Трамп — республиканец, а Республиканская партия США всегда занимала непримиримую позицию в отношении Кубы. За нее традиционно голосует кубинская диаспора в Майами, которая долгое время препятствовала идее взаимодействия с кубинским руководством. С критикой политики Б. Обамы выступал сенатор от штата Флорида Марко Рубио, чьи родители бежали от коммунистического режима на Кубе. Очевидно, дальнейшая нормализация отношений станет непростой задачей для обеих сторон. Краеугольный камень двустороннего сотрудничества — снятие торгово-экономического эмбарго, действующего с 1960 г., сегодня на повестке дня не стоит. США настаивают на уступках со стороны Гаваны, а Куба остается верной идеалам революции и выбранной политической модели. Д. Трамп уже огласил новые правила для лиц, путешествующих на Кубу, отменив «одностороннее соглашение предыдущей администрации».

Ближайший союзник Вашингтона в Южном полушарии — Колумбия. Страны связывает тесное политическое и экономическое взаимодействие, в первую очередь по вопросу урегулирования внутреннего вооруженного конфликта в южноамериканской стране, продолжающегося вот уже больше полувека и унесшего жизни более 220 тыс. человек. Соединенные Штаты последовательно проводят политику экономического и политического содействия колумбийским властям в рамках «Плана Колумбия», который, однако, за 15 лет привел к противоречивым результатам. Б. Обама инициировал создание нового фонда «Мир для Колумбии» (450 млн долл.), направленного на поддержание мира, борьбу с наркотрафиком и реинтеграцию в общество бывших повстанцев. Соединенные Штаты поддержали проходившие на Кубе переговоры между колумбийским правительством и отрядами Революционных вооруженных сил Колумбии (РВСК). Госсекретарь США Дж. Керри встретился с лидерами герильи и присутствовал на церемонии подписания исторического мирного соглашения, состоявшегося 26 сентября 2016 г. в Картахене. Достигнутые договоренности включили пакет мер по разоружению, амнистии, аграрной реформе, политическому участию и т.д. За усилия по достижению мира в своей стране президенту Колумбии Хуану Мануэлю Сантосу была присуждена Нобелевская премия мира. Тем не менее уже в октябре 2016 г. на общенациональном референдуме граждане Колумбии высказались против ратификации мирного договора с РВСК. 27 июня 2017 г. прошла официальная церемония по сдаче оружия членами герильи, в которой приняли участие более 7 тыс. сторонников РВСК. Президент страны охарактеризовал случившееся как достижение «настоящего и бесповоротного мира». В мае 2017 г. Х.М. Сантос встретился с Д. Трампом для обсуждения двусторонних отношений.

Союзники и партнеры

REUTERS/Kevin Lamarque
Д. Трамп и Х.М. Сантос

Болевой точкой в Западном полушарии по-прежнему остается территориальный спор о принадлежности Фолклендских островов, которые в Аргентине называют Мальвинскими. В очередную годовщину высадки британских войск на Фолкленды аргентинское правительство заявило о продолжении своей борьбы за право на суверенитет над архипелагом в Атлантическом океане. Латиноамериканская страна не признала результаты референдума 2013 г., на котором жители островов проголосовали за то, чтобы остаться британскими подданными. В то же время, согласно решению Комиссии ООН по границам континентального шельфа, вынесенному в 2016 г., Мальвины оказались в пределах морских границ Аргентины. Нынешний статус-кво устраивает Белый дом, который много лет сохраняет нейтралитет в отношении территориального конфликта. Несмотря на союзничество США и Великобритании по военно-политическому блоку НАТО, Вашингтон не спешит выражать солидарность с позицией Лондона. В таком случае США ничего не теряют, так как для двусторонних отношений этот вопрос слишком незначителен. Тогда как приняв сторону Великобритании, Вашингтон рискует осложнить отношения как с Буэнос-Айресом, так и с большим количеством латиноамериканских правительств. В отличие от предыдущего левого правительства Кристины Фернандес де Киршнер, нынешний президент Аргентины Маурисио Макри намерен кардинально изменить внешнеполитический курс своей страны, сделав ставку на сближение со США и разрешение проблемы государственного долга с целью привлечения иностранных инвестиций в аргентинскую экономику.

США остро волнует проблема роста организованной преступности, контрабанды оружия и наркотрафика, как цунами накрывшая Центральноамериканские государства. Америка ежегодно выделяет миллионы долларов на борьбу с транснациональным криминалом, что, однако, не приносит ощутимых плодов.

И наконец, соседка — Мексика, для которой отношения с США остаются ключевыми по многим стратегическим вопросам. Экономика Мексики отреагировала на избрание Д. Трампа падением национальной валюты — песо. Мексика выступает в качестве перевалочного пункта для мигрантов, стремящихся попасть в США со всего южноамериканского континента. Д. Трамп занимает жесткую позицию по отношению к мигрантам и намерен завершить строительство заградительного барьера — стены, разделяющей две страны. Также он заявлял о готовности выйти из Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой и ввести 35%-ую импортную пошлину для мексиканских товаров, чтобы остановить развитие практики «макиладорас» — переноса американских сборочных предприятий к югу от Рио-Гранде, что, по его мнению, негативно сказывается на экономике США. В какой-то степени заявления Д. Трампа не только не противоречат, но и продолжают политику демократов. Ведь именно при Б. Обаме было выслано наибольшее число нелегальных мигрантов, из которых почти половина не имели криминального прошлого: с 2009 по 2016 гг. страну покинули 2,8 млн человек. США остро волнует проблема роста организованной преступности, контрабанды оружия и наркотрафика, как цунами накрывшая Центральноамериканские государства. Гондурас и Сальвадор занимают лидирующие позиции в мире по уровню предумышленных убийств. Америка ежегодно выделяет миллионы долларов на борьбу с транснациональным криминалом, что, однако, не приносит ощутимых плодов.

Политика Д. Трампа может открыть новые грани в отношениях США со странами южного континента, особенно в свете наметившегося в ряде государств региона «правого поворота». Изначально в Латинской Америке по-разному отреагировали на известие об избрании нового президента. В Чили Мишель Бачелет, открыто поддерживавшая Хилари Клинтон, с огорчением восприняла поражение коллеги. Тем не менее президент Мексики Э. Пенья Ньето, как и стратегические союзники Вашингтона в регионе — лидеры Бразилии, Колумбии и Аргентины, — заявили о готовности к развитию и углублению двусторонних отношений. Позиционные противники США, Николас Мадуро и Эво Моралес, также выразили надежду на сотрудничество.

Когда в 2009 г. к власти в Соединенных Штатах пришел Барак Обама, Латинская Америка связывала с его фигурой большие надежды на перемены во внешнеполитическом курсе Белого дома. И надо признать, что его кабинет приложил немало усилий для преодоления атмосферы недоверия и даже враждебности, сложившейся между Соединенными Штатами и странами южноамериканского континента, но их оказалось недостаточно. Ставит ли такую цель новая администрация? Сегодня США переживают новый этап внутреннего экономического развития, который подталкивает Вашингтон к поиску выходов на новые рынки. По всей видимости, в этом процессе Латинская Америка будет играть не последнюю роль.


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 2.4)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся