Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Вольфганг Ишингер

Председатель «Мюнхенской конференции по вопросам безопасности»

Игорь Иванов

Президент РСМД, министр иностранных дел России (1998–2004 гг.), профессор МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН, член РСМД

Сэм Нанн

Бывш. председатель Комитета по делам вооруженных сил Сената США, главный исп. директор NTI

Десмонд Браун

Председатель Совета директоров Европейского сообщества лидеров за многостороннее ядерное разоружение и нераспространение, пэр Палаты лордов Парламента Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, министр обороны Великобритании (2006-2008 г.)

Когда на этой неделе лидеры стран Евроатлантического региона встретятся на Мюнхенской конференции по безопасности, наступит уже пятый год отношений между странами Запад и Россией, определяемых принципом «или победа, или поражение». И чем дольше это будет продолжаться, тем туже будет затягиваться возникший узел недоверия – и тем выше будет угроза реализации финального сценария, в котором проиграют все: военный конфликт. Мы обязаны вместе работать, чтобы разрубить этот узел, причём начать немедленно.

Когда на этой неделе лидеры стран Евроатлантического региона встретятся на Мюнхенской конференции по безопасности, наступит уже пятый год отношений между странами Запад и Россией, определяемых принципом «или победа, или поражение». И чем дольше это будет продолжаться, тем туже будет затягиваться возникший узел недоверия – и тем выше будет угроза реализации финального сценария, в котором проиграют все: военный конфликт. Мы обязаны вместе работать, чтобы разрубить этот узел, причём начать немедленно.

Четверо авторов этой статьи, вместе с группой бывших и нынешних высокопоставленных официальных лиц и экспертов из стран Евроатлантического региона (Группа лидеров евроатлантической безопасности, EASLG), уверены, что, несмотря на значительные разногласия, США, Россия и Европа могут и должны сотрудничать в сферах жизненно важных общих интересов. В Мюнхене мы вместе будем представлять и обсуждать наши идеи по улучшению безопасности всех народов, живущих в этом регионе, начиная с сокращения ядерной и другой военных угроз.

Сокращение и ликвидация ядерной угрозы – это жизненно важный интерес, которые разделяют все страны. Мы вступили в новую эру, в которой роковая ошибка, спровоцированная случайностью или просчётом, может привести к ядерной катастрофе.

Сегодня в Евроатлантическом регионе риски такой ошибки усугубляются напряжённостью между НАТО и Россией, а также недостатком коммуникаций между военными и политическими лидерами. Без появления каких-либо позитивных инициатив мы будем и дальше пассивно двигаться к опасной черте. В Мюнхене группа EASLG призовёт правительства работать вместе над смягчением рисков ядерного конфликта.

Во-первых, лидеры стран региона, обладающих ядерным оружием, должны ещё раз подтвердить принцип, что в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должны быть развязана. Согласие по поводу этого принципа даст важный сигнал (а именно: лидеры понимают свою обязанность работать вместе над предотвращением ядерной катастрофы) и может стать фундаментом для других практических шагов по сокращению рисков, создаваемых этим оружием.

Во-вторых, государства должны работать над сохранением и расширением действующих соглашений и договоров, которые критически важны для поддержания прозрачности и предсказуемости. Крах архитектуры контроля над вооружениями радикально повысит ядерные риски для всех европейцев и, более того, для всего мира.

Этот год может стать решающим. Все страны в Евроатлантическом регионе имеют общий интерес в сохранении договора 1987 года о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) между США и Россией, и они должны настаивать на полном соблюдении сторонами этого соглашения. Аналогичным образом все страны в Евроатлантическом регионе заинтересованы в полном выполнении американо-российского договора 2010 года СНВ-III и его обоюдном продлении до 2026 года.

В-третьих, все страны должны поддержать полное выполнение и строгое соблюдение Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) с Ираном. СВПД является критически важным бастионом на пути распространения ядерного оружия на Ближнем Востоке. Мы должны развивать его успех, а не помышлять о его ликвидации. Действия любой страны, которые могут привести к краху СВПД или нарушают его условия, повысят ядерную угрозу в регионе и ослабят возможности международного сообщества в решении проблемы ядерной опасности во всём мире.

Наконец, мы должны признать горькую правду: развитие киберпотенциала трансформирует ядерные риски, повышая вероятность случайностей, просчётов и ошибок. Эти риски осложняются возможностью кибератак, осуществляемых государствами или негосударственными субъектами, которые могут привести к краже ядерных материалов, саботажу атомных объектов, ложным предупреждениям о ракетном нападении или вмешательству в системы ядерного командования и контроля.

В Мюнхене EASLG призовёт правительства работать вместе над достижением хотя бы неформального понимания киберугроз, связанных с ядерными объектами, стратегическими системами предупреждения, а также ядерным командованием и контролем. Мы должны начать с разработки чётких «дорожных правил» для предотвращения катастрофических последствий возможной кибератаки на ядерные объекты или же войны, начатой из-за ошибки.

Евроатлантический регион столкнулся сегодня с целой серией значительных проблем. Но никто не должен отвлекать свои правительства от срочной необходимости в практических шагах по сокращению реальных угроз. Шаги, которые мы здесь перечислили, являются правильным началом; и мы должны начать сейчас, до того как мы потеряем возможность предотвратить финальную катастрофу.

Впервые опубликовано в Project Syndicate.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каким образом заявления В.В. Путина в послании Федеральному Собранию и показ новых стратегических вооружений скажется на международной безопасности в ближайшие годы?

    Следует ожидать гонки вооружений ведущих государств мира, что приведет к неконтролируемой эскалации военно-политической напряженности во всем мире  
     155 (43%)
    Сделанные заявления и показ супероружия скорее завершают начатый ранее процесс обновления Вооруженных Сил России в ответ на вызовы современности, к этому на Западе давно были готовы — существенных изменений в глобальном балансе сил не произойдет  
     142 (40%)
    На наших глазах возвращается Ялтинско-Потсдамский мировой порядок, в которой Россия определенно играет роль одного из полюсов, что позволит иметь более стабильную архитектуру международной безопасности  
     53 (15%)
    Ваш вариант ответа. В комментариях  
     8 (2%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся