Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Хенкин

Д.и.н., профессор, кафедра сравнительной политологии МГИМО МИД России, г.н.с. ИНИОН РАН, эксперт РСМД

Как и в других европейских странах, в Испании налицо явные симптомы кризиса мультикультурализма. Они выражаются в росте ксенофобии и расизма коренного населения, в обособлении многих иммигрантов, не желающих интегрироваться в испанское общество. Вместе с тем есть немало испанцев и мусульман, относящихся друг к другу дружелюбно и уважительно, готовых к совместному проживанию на основе полного равноправия. Учитывая это, можно ли утверждать, что мультикультурализм как идеология и политическая практика себя исчерпал?

Как и в других европейских странах, в Испании налицо явные симптомы кризиса мультикультурализма. Они выражаются, с одной стороны, в росте ксенофобии и расизма коренного населения, с другой – в обособлении многих иммигрантов, не желающих интегрироваться в испанское общество. Вместе с тем есть немало испанцев и мусульман, относящихся друг к другу дружелюбно и уважительно, готовых к совместному проживанию на основе полного равноправия. Учитывая это, можно ли утверждать, что мультикультурализм как идеология и политическая практика себя исчерпал?

Масштабы иммиграции

В 1970–1980-е годы Испания, из которой столетиями в массовом порядке эмигрировали коренные жители, сменила переселенческую парадигму, превратившись в страну иммиграции. С тех пор сюда прибывает все больше чужестранцев. В результате с 2000 по 2010 г. население Испании увеличилось с 40,2 до 47,2 млн чел. За это время количество иностранцев, легально проживающих здесь, возросло с 0,9 до 5,7 млн чел. (с 2,3 до 12,2 % населения). Испания выдвинулась на лидирующие позиции среди европейских стран, принимающих иммигрантов.

Переселенцы нужны испанскому обществу. Они смягчают напряженность на рынке труда и ослабляют последствия процессов снижения рождаемости и старения населения, которые в будущем чреваты незаполненными рабочими местами, падением производства и общественной стагнацией. «Вливание» в народное хозяйство миллионов работников заметно смягчает демографическую проблему. Вместе с тем возникает серьезнейшая социокультурная проблема интеграции этой огромной массы в испанское общество, превращения Испании в намного более полиэтничную и поликонфессиональную страну, чем сегодня.

Национальный и этнический состав иммигрантов весьма пестр, в их среде представлены уроженцы разных континентов. Вот как распределялись официально зарегистрированные иммигранты по стране происхождения (данные за 2011 г.): румыны – 901,4 тыс., марокканцы – 794,3 тыс., эквадорцы – 375,5 тыс., колумбийцы – 226,9 тыс., англичане – 232 тыс. Далее со значительным отрывом следовали выходцы из Италии, Болгарии, Китая, Перу и других стран.

«Мусульманский вызов»

Испания представляет собой первую линию европейской обороны против радикальных исламистов.

Степень интегрированности иммигрантов в общество зависит от их этнических и религиозных корней. Кто-то интегрируется лучше, кто-то хуже. При всех существующих проблемах в межэтнических контактах возможность сосуществования испанцев с европейцами, соседями по континенту, как с христианами, так и с католиками, например, выходцами из Латинской Америки, говорящими на испанском языке, не вызывает особых споров. Иначе обстоит дело с мусульманами – носителями иной культуры и обычаев. Испания – единственная европейская страна, часть территории которой расположена в Африке. Пограничные территории Испании – портовые города-анклавы на североафриканском побережье Сеута и Мелилья, Канарские острова, ряд принадлежащих ей островов и архипелагов Средиземноморья (общей площадью примерно 40 тыс. кв. км) – являются одновременно южной границей Евросоюза. Испания, таким образом, представляет собой первую линию европейской обороны против радикальных исламистов. Впрочем, последние составляют меньшинство переезжающих сюда африканцев.

Самая многочисленная национальная группа африканцев в Испании – марокканцы, которые с огромным отрывом опережают переселенцев из других мусульманских стран – алжирцев, сенегальцев, пакистанцев, гамбийцев, нигерийцев, мавританцев, малийцев, выходцев из Бангладеш и т. д. Многие из них уезжают с родины из-за тяжелых условий существования, ограниченных возможностей социального продвижения. Испания представляется им страной, где мечта об обеспеченном и стабильном будущем может осуществиться. Однако мечта нередко оборачивается разочарованием. Большинство африканцев становятся в Испании неквалифицированными рабочими или чернорабочими. Они выполняют (порой нелегально) тяжелую и недостаточно оплачиваемую работу и зачастую занимают те рабочие места, которые не спешат занимать коренные испанцы. Крушение надежд объясняется самыми разными причинами – отсутствием поддержки принимающей стороны и соотечественников, неблагоприятной конъюнктурой на рынке труда, неприятием со стороны коренного населения, незнанием испанского языка и обычаев страны, недостатком жизненного и производственного опыта и т.д.

Нормы и образ жизни секуляризованного испанского общества вызывают не только непонимание, но зачастую и отторжение у многих приверженцев ислама.

Проблемы, с которыми сталкиваются марокканцы в Испании, носят не только социально-экономический, но и культурно-религиозный характер. Придерживающиеся заповедей Корана мусульмане приезжают в общество, далеко продвинувшееся в плане секуляризации и превращения религии в личное дело каждого гражданина. Нормы и образ жизни секуляризованного испанского общества вызывают не только непонимание, но зачастую и отторжение у многих приверженцев ислама, суть которого – в слиянии религии, государства и общества. Мусульманам, основа бытия которых – патримониальная семья, где доминирует воля отца, непонятен мир, в котором существует равенство полов и женщины могут занимать руководящие посты. Мусульмане резко критикуют гонку за материальными благами в «секуляризованной и обмирщенной Испании», «духовное падение» общества потребления, расшатывание структуры семьи, отсутствие уважения к старшим. Критическое отношение к испанским реалиям усугубляется у части живущих здесь мусульман специфическим мироощущением. Они считают Испанию «своей землей», на которой их предки проживали семь веков назад. А теперь они «вернулись на историческую родину» (Аль-Андалус – так именовалась по-арабски в VIII–XV вв. мусульманская часть Пиренейского полуострова).

Критический настрой особенно распространен среди мужчин. Марокканки в большей степени удовлетворены новым местом жительства, поскольку часто имеют большие, чем мужчины, возможности для соприкосновения с испанской социокультурной средой. Работая домашней прислугой, встречая детей в колледжах, присутствуя на родительских собраниях, они как бы «изнутри» узнают реалии западного общества. Особенно восприимчивы к западным ценностям и образу жизни молодые, образованные и незамужние мусульманки, кредо которых – женское равноправие. Разумеется, влияние новой социокультурной среды не обходит стороной и перебравшихся в Испанию марокканцев. Так, для мужчины, привыкшего быть защитником и хранителем семейного очага, согласиться с тем, что его жена работает вне дома, – серьезная психологическая ломка, переосмысление традиционных представлений о распределении ролей в семье.

Главное, что резко отделяет немалую часть испанцев от магрибцев, – отношение к исламу как к агрессивной религии, отождествление мусульман с экстремистами.

Но, воспринимая некоторые западные ценности, мусульмане остаются в целом приверженцами традиционных норм поведения. Они высказываются против внебрачных связей, абортов. Большинство мусульманок, в том числе молодых, не отказываются от ношения хиджаба, который превращается для них в демонстрацию принадлежности к исламу, своего рода барьер, отделяющий их от «неверных женщин». Испытывая влияние двух социокультурных общностей и находясь как бы между ними, переселенцы живут, потребляют, вкладывают деньги и строят планы на будущее в Испании. И вместе с тем они хотят остаться марокканцами и мусульманами: с интересом следят за тем, что происходит на их родине, проводят там летние отпуска, переводят часть сбережений родственникам. Дети и внуки иммигрантов в большей степени, чем родители, готовы к культурному сосуществованию с коренным населением, к адаптации в испанский социум, хотя в своих семьях они следуют нормам ислама и говорят на родном языке. Отношения между представителями первого, с одной стороны, и второго и третьего, с другой, поколений мусульман порой не обходятся без конфликтов.

Кризис мультикультурализма?

Проблема мультикультурализма, под которым понимают равноправное и гармоничное сосуществование разных культур, разобщает испанское общество. Значительная часть его негативно относится к переселенцам, прежде всего к арабам-мусульманам. Главное, что резко отделяет немалую часть испанцев от магрибцев, – отношение к исламу как к агрессивной религии, отождествление мусульман с экстремистами. Чудовищный теракт, совершенный в Мадриде 11 марта 2004 г., в ходе расследования которого был обнаружен «магрибский след», только усилил антипатию коренного населения к выходцам из африканских стран.

Антииммигрантские настроения особенно усилились в условиях глобального экономического кризиса, больно ударившего по испанской экономике (по числу безработных – 5,3 млн чел., или 22,9 % самодеятельного населения в конце 2011 г. – Испания занимает первое место в Западной Европе). Переселенцы воспринимаются как конкуренты в борьбе за рабочие места. Все шире распространяется мнение, что им отдается предпочтение при получении социальных услуг и выплат. В повседневных разговорах испанцев, касающихся иммигрантов, обыденными стали слова «нашествие», «лавина», выражения типа «мы становимся иностранцами», «наступит время, когда иностранцев станет больше, чем испанцев». Немалая часть коренных жителей отождествляет интеграцию арабов-мусульман в испанское общество с их ассимиляцией. Такая позиция явно противоречит теории и практике мультикультурализма.

Однако отношение испанцев к арабам-мусульманам не ограничивается их неприятием. Социологические опросы показывают, что многие коренные жители, целый ряд организаций гражданского общества весьма позитивно относятся к иммиграции и мультикультурализму, воспринимают разнообразие и диалог культур как «богатство» все более глобализирующегося мира. В целом доли сторонников и противников толерантного сосуществования испанцев и арабов-мусульман не сильно различаются. По результатам одного из опросов, проведенного в апреле 2011 г., доли сторонников мультикультурализма и сторонников ассимиляции иммигрантов оказались равными – по 44%.

Представляется, что проблема иммиграции окончательного решения не имеет. С одной стороны, в Испании, как и в других европейских странах, налицо явные симптомы кризиса межкультурного диалога. Они выражаются как в росте ксенофобии и расизма коренного населения, так и в настрое многих мусульман, держащихся обособленно. С другой стороны, есть немало испанцев и мусульман, относящихся друг к другу дружелюбно и уважительно, готовых к совместному проживанию на основе полного равноправия. Традиция толерантного отношения к «иным» отнюдь не ушла в прошлое.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся