Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Денисов

Ст. науч. сотр. Центра исследований Восточной Азии и ШОС Института международных исследований МГИМО МИД России, ст. науч. сотр. Центра изучения стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН, эксперт РСМД

Визит премьер-министра Индии Нарендры Моди в США и его переговоры с Бараком Обамой продемонстрировали «новое лицо» более активной и целеустремленной внешней политики Нью-Дели. В ее основе тщательное выстраивание отношений с мировыми центрами силами, подчинение всего комплекса внешних связей решению задачи повышения инвестиционной привлекательности страны.

Визит премьер-министра Индии Нарендры Моди в США и его переговоры с Бараком Обамой продемонстрировали «новое лицо» более активной и целеустремленной внешней политики Нью-Дели. В ее основе тщательное выстраивание отношений с мировыми центрами силами, подчинение всего комплекса внешних связей решению задачи повышения инвестиционной привлекательности страны.

Программный лозунг «Бхаратия джаната парти», который привел ее в этом году к победе на парламентских выборах, гласит: «Национализм —наше вдохновение, развитие и хорошее управление — наша цель». Н. Моди, который весьма успешно привлекал инвестиции во время работы главным министром в штате Гуджарат, сделал основным содержанием курса своего кабинета поиск новых точек экономического роста, устранение бюрократических барьеров для внешнеэкономического сотрудничества. По его замыслу, это будет способствовать усилению позиций Индии в глобальном и региональном соперничестве.

Поездке в США предшествовали визит Н. Моди в Японию и переговоры индийского премьера с председателем КНР Си Цзиньпином. На декабрь 2014 года намечен визит Владимира Путина в Нью-Дели. Уже первые месяцы работы нового правительства показывают, что внешнеполитическая повестка Н. Моди отмечена не только активностью, но и многовекторностью. США играют здесь важную, но не исключительную роль.

Выступая перед представителями индийской общины в Нью-Йорке, Н. Моди подчеркнул, что индийско-американские отношения — это отношения между старейшей демократией и крупнейшей демократий в мире. Таким образом обозначено «равенство» партнеров и абсолютное неприятие Индией роли «ведомого» в этой связке.

Руководство «старейшей демократии» постаралось, как могло, загладить неприятный момент, связанный с тем, что в 2005 году Н. Моди было отказано в визе в соответствии с американским законодательством, которое запрещает въезд в Соединенные Штаты иностранцам, совершившим «особо грубое нарушение свободы вероисповедания». В ходе столкновений между индусами и мусульманами в Гуджарате в 2002 году погибли более тысячи человек. Верховный суд Индии признал непричастность Н. Моди к подстрекательству к беспорядкам. Прямо накануне визита ставшего «персоной грата» Н. Моди вновь пытались «уколоть» правозащитники – по тем же основаниям событий 2002 года организация Американский центр правосудия (AJC) подала против индийского премьера иск в суд. Однако Белый дом поспешил успокоить индийскую сторону, заявив, что в ходе официального визита Н. Моди пользуется иммунитетом от судебного преследования.

REUTERS/Lucas Jackson
Выступление Нарендры Моди в «Мэдисон-
сквер-гарден»

Шагом навстречу гостю стала редкая для дипломатической практики совместная статья двух лидеров в «Вашингтон пост». В ней подчеркивалось, что «Индия и Соединенные Штаты, как государства, преданные демократии, свободе, разнообразию и предпринимательству, связаны общими ценностями и взаимными интересами». Отступлением от привычного протокола стала общая поездка Б. Обамы и Н. Моди к мемориалу Мартину Лютеру Кингу.

Однако соображения реальной политики взяли верх над дипломатической символикой, призванной подчеркнуть общие демократические идеалы. Участвовать в построении «мира по-американски» Дели не собирается (в частности, индийская сторона четко высказалась против санкций в отношении России, отрицательно отнеслась к американскому приглашению присоединиться к коалиции против боевиков группировки «Исламское государство» (ИГ) в Сирии и Ираке.). Что касается экономического сотрудничества, то обширная бизнес-программа Н. Моди в США не означает, что американские инвесторы получат какие-то особые привилегии на индийском рынке. Однако, главное — Дели, похоже, не намерен делать партнерство с США основным инструментом сдерживания Китая, тем более он не нуждается в посредничестве в разрешении территориальных споров. Выступая в Нью-Йорке в Совете по международным отношениям, Нарендра Моди заявил, что Индия и Китай способны разрешить пограничные проблемы с помощью прямых переговоров. Иными словами, самый «запутанный узел» китайско-индийских отношений объявлен свободным от вмешательства «третьей стороны». Это создает основу для поиска приемлемого для Пекина и Дели решения территориального вопроса без американских советов.

Правда, определенное беспокойство в Пекине может вызвать выраженное в Вашингтоне стремление США и Индии «совместно работать для поддержания свободы навигации». Формулировка будет воспринята китайскими властями в контексте обострившихся конфликтов Пекина с рядом стран АСЕАН и Японией.

Xinhua Agency
Председатель КНР Си Цзиньпинь на встрече
с Премьер-министром Индии Нарендрой
Моди, бывшая резиденция Махатмы Ганди

С учетом программы превращения Китая в мощную океанскую державу для китайского руководства абсолютно неприемлемым представляется распространение военно-морского влияния Индии на АТР тем более при американской поддержке. Сегодня по возможностям флота Индия сравнима с Китаем, а по некоторым оценкам, мощь индийского ВМФ даже превосходит китайские возможности. Недавние совместные учения в Тихом океане под кодовым названием «Малабар» с участием Индии, США и Японии также говорят о нежелательном для Китая переформатировании военно-стратегических отношений в АТР. Если за учениями «Малабар» последует долгосрочное сотрудничество в трехстороннем формате Индия — США — Япония, то для Китая это может означать явное ослабление позиций в регионе. Выход из этой геополитической ловушки, которую устроили США, для Пекина может быть только один – скорейшее продвижение к более предсказуемым отношениям с Индией. При этом решающее значение имеет не столько объем китайско-индийского торгово-экономического сотрудничества (поскольку сам по себе он не снижает конфликтность), сколько уровень взаимного доверия.

Между тем в китайском экспертном сообществе преобладают завышенные ожидания в связи щедрыми предложениями по развитию торговли и инвестиций, сделанными Си Цзиньпином в Дели. «Вашингтон не может предложить такие же экономические преимущества, которые может предложить Китай», — уверен профессор Гуандунского института международной стратегии Чжо Фан’инь. Научный сотрудник Шанхайского института международных исследований Лю Цзун’и обращает внимание на то, что с точки зрения стратегии и безопасности, по-прежнему существуют расхождения между целями Индии и США. Эти оценки говорят о том, что в Пекине внимательно следят за динамикой развития отношений Вашингтона и Дели. В любом случае, там отмечают, что у Китая есть определенная фора, поскольку до окончания второго срока Б. Обамы в 2017 году вряд ли удастся достичь серьезного прогресса в индийско-американской перезагрузке.

Россия, развивающая стратегическое сотрудничество и с Индией, и с Китаем, заинтересована в нормальных и конструктивных отношениях между ними. Обе страны — наши важные торгово-экономические и политические партнеры, в частности, по ШОС (где Индия является наблюдателем, но в перспективе может стать государством — членом ШОС) группе БРИКС и по трехстороннему формату Россия — Индия — Китай (РИК).

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся