Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Маркедонов

К.и.н., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, эксперт РСМД

У стран постсоветского Закавказья не накоплен значительный опыт собственной «празднично-мемориальной» политики. До того, как стать независимыми образованиями в результате распада СССР Азербайджан, Армения и Грузия пользовались символикой и памятными датами союзных республик (прежде всего они относились к установлению в них советской власти). Опыт же национальной государственности после распада Российской империи у всех трех стран был недолгим.

У стран постсоветского Закавказья не накоплен значительный опыт собственной «празднично-мемориальной» политики. До того, как стать независимыми образованиями в результате распада СССР Азербайджан, Армения и Грузия пользовались символикой и памятными датами союзных республик (прежде всего они относились к установлению в них советской власти). Опыт же национальной государственности после распада Российской империи у всех трех стран был недолгим (Азербайджанская демократическая республика просуществовала всего 23 месяца, Армения – 30 месяцев, а Грузия – немногим менее трех лет).

Сегодня «празднично-мемориальная» политика трех закавказских республик выстраивается вокруг пяти основных сюжетов:

— идентификация государственного проекта (либо посредством восстановления политико-правовой преемственности с «первыми республиками», либо путем инициирования нового проекта),

  • советское и российское имперское наследие,
  • первая национальная государственность,
  • этнополитические конфликты,
  • внешнеполитическое позиционирование.

В трех странах Закавказья, не говоря уже о непризнанных республиках, такая политика не может быть сведена к единому знаменателю. Здесь каждый конкретный случай имеет как общие, так и уникальные черты. У всех стран региона различное символическое оформление отношения к историческому прошлому и к актуальной политике. В наибольшей степени разрыв с российским и советским прошлым демонстрирует Грузия, у Азербайджана и Армении более избирательное отношение к данным сюжетам. При этом даже у конфликтующих стран можно найти примеры парадоксальных сближений праздничных приоритетов. Самый яркий пример такого рода – День победы в Великой Отечественной войне.

В Грузии 9 мая сохраняется в качестве государственного праздника и выходного дня, который отмечается как День победы над фашизмом. Данная традиция сохранялась даже в период президентской легислатуры Михаила Саакашвили (когда отношения между Тбилиси и Москвой достигли наивысшей точки конфронтации), хотя это время было отмечено и «войной с памятниками». Так, в декабре 2009 г. был взорван Мемориал славы во втором по величине городе Грузии Кутаиси, а в феврале 2012 г. демонтирован памятник в Батуми [1].

REUTERS/David Mdzinarishvili
Ветераны Второй мировой войны, Тбилиси,
9 мая 2011 г.
Лейла Мачавариани:
Грузинский акцент во Второй мировой войне

Однако с уходом от власти «Единого национального движения» и его лидера такая неизбирательная борьба с символами прошлого прекратилась. В наши дни в парке Ваке в грузинской столице, где есть могила неизвестного солдата, регулярно проводятся церемонии с участием ветеранов (по данным на февраль 2015 г. их осталось 1814 человек). Официально они именуются «ветеранами Второй мировой войны». В 2014 г. им была выделена одноразовая денежная помощь в размере 400 лари на человека (примерно 200 долларов США), еще по 200 лари было выделено 637 лицам, потерявшим кормильцев в 1941-1945 гг. Ветераны также пользуются стопроцентной государственной медицинской страховкой (включающей расходы на медикаменты). Тем не менее в академических и политических кругах Грузии не прекращаются споры об оптимальной дате для праздника (8 вместе с Европой или 9 мая вместе с Россией).

В Азербайджане День Победы также по-прежнему остается государственным праздником. Однако если в советский период в его основе лежала идея «общего подвига» советского народа, то сегодня официальные лица и историки в прикаспийской республике делают акцент на особый вклад Азербайджана в победу Советского Союза. В этом плане показательна инициатива Полада Бюль-Бюль оглы, азербайджанского посла в Москве и Зияфета Аскерова, вице-спикера республиканского парламента, озвученная в канун 70-летнего юбилея Победы о присвоении Баку звания города-героя. По мнению З. Аскерова, «победа в Великой Отечественной войне была достигнута также благодаря труду азербайджанских нефтяников и бакинской нефти. Мир должен узнать и признать этот исторический факт». В апреле 2015 г. в соответствие с распоряжением президента Азербайджана Ильхама Алиева участникам Великой Отечественной войны была оказана единовременная помощь в размере 800 манатов (порядка 760 американских долларов), а работникам тыла, блокадникам Ленинграда – 400 манатов. Получателями первой категории пособия стали 1341 человек, а второй – чуть более 17 тысяч. Эта сумма считается одной из самых высоких на просторах бывшего Советского Союза.

День победы – один из наиболее почитаемых государственных праздников в постсоветской Армении. Следует оговориться, что здесь 9 мая вспоминают не только ветеранов Великой Отечественной войны, но и годовщину взятия Шуши в 1992 году (некогда азербайджанского форпоста в Нагорном Карабахе, овладение которым позволило через Лачинский коридор установить прямую связь между непризнанной республикой и «большой Арменией»). Однако и вне привязки к современному этнополитическому конфликту в республике значение Великой Отечественной войны остается велико.

www.flickr.com/photos/panarmenian_photo
PanARMENIAN Photo / Davit Hakobyan
Ветеран Второй мировой войны в Парке
Победы, Армения, 9 мая, 2010

Имена выдающихся советских полководцев армянского происхождения Ивана Баграмяна, Амазаспа Бабаджаняна, Ивана Исакова и Сергея Худякова (Арменака Ханферянца) украшают названия центральных улиц и площадей, воинских частей в Армении и в непризнанном Нагорном Карабахе. На сегодняшний день количество ветеранов Великой Отечественной в Армении составляет около 1000 человек. В контексте юбилейных мероприятий в правительстве была создана специальная комиссия. Хотя специального парада в Ереване не будет, представители республики примут участие в торжествах в Москве, пройдут мемориальные мероприятия в столице и других городах Армении. К сожалению, не слишком удовлетворительно обстоят дела с социальным обеспечением ветеранов, их пенсия составляет порядка 40-50 тысяч драм (84-105 долларов США), а компенсация за услуги по оплате ЖКХ составляет и вовсе порядка 7 тысяч драм. Что, впрочем, объясняется не столько нерадением властей, сколько сложной социально-экономической и политической ситуацией. Две из четырех границ Армении (турецкая и азербайджанская) закрыты. Выход же в мир через два других рубежа (российский и иранский) отягощен сложным контекстом взаимоотношений между Россией и Грузией, Ираном и Западом.

Таким образом, несмотря на острые противоречия, конфликты и различия в подходах к историческому прошлому страны Закавказья по-прежнему сохраняют и на государственном, и на общественном уровне уважительное отношение к истории Великой Отечественной войны и памяти о своих земляках, принявших в ней участие. Меняются акценты в оценках событий 1941-1945 гг., происходит неизбежное для новых национальных государств выдвижение собственного нарратива на первый план за счет вытеснения на обочину сюжетов, подчеркивающих общесоветское единство. Профессиональные историки уже без нравоучительного и обличительного пафоса пишут о националистах, выбравших в 1940-х годах путь коллаборационизма с нацистской Германией. Однако эти переоценки не вылились в девятый вал переписывания истории и отрицания значения победы Советского Союза. Сегодня для закавказских республик День победы все еще остается одной из немногих объединяющих дат.

1. В ходе осуществления взрывных работ в Кутаиси погибли жительница города Эка Джинчарадзе и ее малолетняя дочь Нино.

(Нет голосов)
 (0 голосов)

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся