Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Артем Данков

К.и.н., доцент каф. мировой политики Томского государственного университета

В конце января 2017 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дважды выступил по национальному телевидению и представил гражданам предложения по конституционной реформе и идею «Третьей модернизации» страны в рамках основных вызовов, стоящих перед республикой. Многие эксперты расценили эти предложения как шаги к демократизации и трансформации политического режима в Казахстане. Однако вопрос в данном случае не столько о демократии, сколько о решении актуальных социально-экономических задач, поэтому необходимо рассматривать предложения Н. Назарбаева в контексте вызовов, которые стоят перед Казахстаном. Только так можно понять всю сложность и неоднозначность принимаемых решений.

Эпоха, когда государство имело возможность перераспределять растущую природную ренту, быть крупнейшим инвестором и работодателем, уходит в прошлое.

В конце января 2017 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дважды выступил по национальному телевидению и представил гражданам предложения по конституционной реформе и идею «Третьей модернизации» страны в рамках основных вызовов, стоящих перед республикой. Многие эксперты расценили эти предложения как шаги к демократизации и трансформации политического режима в Казахстане. Однако вопрос в данном случае не столько о демократии, сколько о решении актуальных социально-экономических задач, поэтому необходимо рассматривать предложения Н. Назарбаева в контексте вызовов, которые стоят перед Казахстаном. Только так можно понять всю сложность и неоднозначность принимаемых решений.

Во-первых, Казахстан находится в процессе смены экономической модели. Республике в 2000-е гг. на фоне бурно растущих мировых цен на углеводороды удалось построить ресурсную экономическую модель, которая позволила достичь впечатляющих успехов. Однако завершение сырьевого суперцикла на мировых рынках, экономический кризис в России и замедление экономик Китая и Европейского союза поставили точку в развитии этой модели. В результате эпоха, когда государство имело возможность перераспределять растущую природную ренту, быть крупнейшим инвестором и работодателем, уходит в прошлое.

Предстоящая реформа по перераспределению власти в Казахстане опирается на логику развития страны. Это не «игра в демократию», а попытка начать осуществление сбалансированного транзита власти в сложных политических и экономических условиях.

Во-вторых, в Казахстане в ближайшие годы произойдет переход к постпостсоветскому обществу. Демографические изменения (эмиграция первых лет независимости и рост рождаемости в последние годы) привели к тому, что уже сейчас более половины населения Казахстана моложе 30 лет [1]. Эти люди выросли и получили образование уже в независимом Казахстане, а большая часть сознательной жизни этого поколения прошла на фоне начавшегося в 1999 г. непрерывного роста экономики Казахстана, которая даже в кризисы 2007–2008 гг. и 2014–2015 гг. демонстрировала положительную динамику. Как эти люди отнесутся к сформировавшейся общественно-политической системе, как они будут оценивать приоритеты внешней и внутренней политики, какие требования они будут предъявлять к государству в условиях транзита власти и, самое важное, как они отнесутся к ухудшению экономического положения на фоне смены экономической модели и что они смогут дать экономике республики в новой геоэкономической реальности — на эти вопросы только предстоит дать ответы.

В-третьих, очевиден мировой тренд на развитие автоматизации, роботизации и широкое внедрение цифровых технологий. Это актуализирует проблему занятости населения Казахстана. В рамках предыдущей модели эта проблема решалась двумя способами. Первый способ — за счет высокой занятости в государственном и квазигосударственном секторе. По данным РБК, доля чиновников, работников госучреждений и госкомпаний в общей численности населения Казахстана в 2014 г. составляла 20,9%, что значительно превышает показатели многих развитых европейских государств. Второй способ — за счет перераспределения природной ренты и роста внутреннего потребительского рынка, создававшего условия для предпринимательства. Ситуация изменилась, и это порождает серьезный вызов. Обеспечить работой растущее население за счет развития трудоемких отраслей сейчас невозможно из-за растущей автоматизации труда и конкуренции со стороны развивающихся стран, а поддерживать занятость в государственном и квазигосударственном секторе у Казахстана ресурсов больше не будет. В-четвертых, все эти изменения происходят в условиях того, что ведущие глобальные и региональные игроки снижают свое внимание к Центральной Азии. Это сокращает возможности для привлечения иностранных инвестиций и международной помощи. На этом фоне происходит значительное усиление экономического влияния Китая, который постепенно превращается в крупнейшего торгового партнера и основного инвестора для стран региона.

В сложившихся условиях предложения по проведению конституционной реформы необходимо рассматривать в контексте послания президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», опубликованного 31 января 2017 г. Тем более что правительству и парламенту Казахстана переданы полномочия, которые в основном касаются экономического блока и реализации экономических стратегий, а некоторые изменения в конституцию Казахстана, например, новая редакция статьи 26, где право частной собственности гарантируется каждому, а не только гражданам республики, явно сделаны для повышения привлекательности страны для иностранных инвесторов.

В своем послании Н. Назарбаев обозначил пять основных приоритетов. Среди них — ускоренная технологическая модернизация экономики и формирование новых отраслей, а также развитие традиционных базовых отраслей. Это должно способствовать структурной перестройке экономики и расширению несырьевого экспорта из Казахстана. Сокращение финансовых возможностей бюджета и стремление к повышению эффективности бизнеса неизбежно повлекут за собой сокращения государственных служащих, работников бюджетной сферы и сотрудников крупных компаний. В этих условиях предлагается провести радикальную модернизацию рынка труда и кардинально улучшить и расширить бизнес-среду. Более того, речь идет о массовом предпринимательстве, когда малый и средний бизнес в структуре занятости и национальном ВВП будут играть ведущую роль. Однако необходимо понимать, что развитие малого и среднего бизнеса невозможно без дерегуляции экономики. О том, что существующая регулятивная нагрузка на бизнес несовместима с задачей создания новой модели роста, говорит и сам Н. Назарбаев в своем Послании. Несмотря на все успехи в развитии экономики и институциональных реформ, для Казахстана остается актуальной проблема коррупции. По данным международной организации Transparency International, Казахстан относится к странам с достаточно высоким уровнем коррупции, занимает в рейтинге лишь 131 место в компании с Россией, Украиной и Сьерра-Леоне. Проблема коррупции актуальна и в свете того, что республику ждет новая волна приватизации. Можно с уверенностью говорить, что в ближайшее время мы станем свидетелями скандалов, связанных с проведением приватизационных сделок, что станет серьезным испытанием для политической системы Казахстана.

Непростыми будут решения, связанные с выполнением социальных обязательств государства. Предложенные в Послании меры по реформированию пенсионной системы, системы обязательного медицинского страхования и социальных выплат указывают на возможное сокращение социальных программ, переход к адресной помощи и активному вовлечению бизнеса и граждан к софинансированию социальных расходов.

Подводя итог, можно сказать, что предстоящая реформа по перераспределению власти в Казахстане опирается на логику развития страны. Это не «игра в демократию», а попытка начать осуществление сбалансированного транзита власти в сложных политических и экономических условиях. Новые полномочия правительства и парламента Казахстана повышают их ответственность за текущую социально-экономическую ситуацию, которая в ближайшие годы будет оставаться крайне сложной. С одной стороны, Н. Назарбаеву удалось переложить бремя ответственности за непопулярные решения и возможные просчеты на плечи исполнительной и законодательной власти, при этом оставаясь «над схваткой», поддерживая баланс сил и общественно-политическую стабильность. Тем более что за президентом сохранятся функции верховного арбитра в отношениях между ветвями власти, внешняя политика, национальная безопасность и обороноспособность страны. С другой стороны, планируемые изменения — это тест на зрелость политической системы. Парламент, правительство и политические партии Казахстана должны доказать свою способность принимать важные и сложные решения без опоры на личный авторитет руководителя государства. Может ли опыт Казахстана быть полезен для России? Безусловно, может. Социальная структура и экономические модели России и Казахстана очень похожи. Обе страны сталкиваются со схожими вызовами, поэтому должны использовать опыт друг друга для успешного выхода из кризиса.

1. Рассчитано по данным: The Military Balance 2014. Chapter Five: Russia and Eurasia. P. 176.


Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся