Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

В настоящее время перед Россией и Грецией стоит задача разработки новой повестки дня, и значительную роль в этом могут сыграть инструменты публичной дипломатии. Исследовательские центры могут подготовить предпосылки для создания российско-греческого лобби, которое впоследствии станет ключевым фактором развития двусторонних связей. С этой целью эксперты РСМД и Института европейских и американских исследований (Афины) представляют 15 предложений по развитию российско-греческого партнерства.

Авторы:

Квашнин Юрий Дмитриевич, к.и.н., заведующий сектором исследований ЕС ИМЭМО РАН, эксперт РСМД

Оленченко Владимир Анатольевич, к.ю.н., старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, эксперт РСМД

Джон Номикос, директор Института американских и европейских исследований (RIEAS)

Джордж Протопапас, медиа-аналитик Института американских и европейских исследований (RIEAS)

Российско-греческие связи представляют собой уникальный опыт межгосударственных отношений в том смысле, что у России и Греции отсутствуют серьезные претензии друг к другу, которые могли бы служить препятствием для развития и углубления сотрудничества. Не наблюдается и постоянно действующих раздражителей, которые сковывали бы инициативу с обеих сторон. Однако, несмотря на общие исторические и культурные корни, в последние несколько лет после фактической отмены проекта нефтепровода Бургас – Александруполис и приостановки военно-технического сотрудничества отношения между нашими странами развивались очень медленно, утратив прежнюю значимость.. Негативное влияние на двусторонние связи оказал экономический кризис в Греции, вследствие которого греческие власти уделяют основное внимание вопросам финансового оздоровления.

В настоящее время перед Россией и Грецией стоит задача разработки новой повестки дня, и значительную роль в этом могут сыграть инструменты публичной дипломатии – активизация контактов на экспертном уровне по вопросам политики, безопасности, истории и культуры, проведение научных конференций и семинаров при активном взаимодействии со СМИ. Исследовательские центры могут подготовить предпосылки для создания российско-греческого лобби, которое впоследствии станет ключевым фактором развития двусторонних связей. С этой целью эксперты РСМД и Института европейских и американских исследований (RIEAS, Афины) представляют 15 предложений по развитию российско-греческого партнерства на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

1. Активизировать контакты на экспертном уровне

2. Внедрять программы изучения греческого языка в России и русского – в Греции

3. Начать заблаговременную подготовку к перекрестному Году России и Греции

4. Продолжить межпарламентское сотрудничество

5. Содействовать туристическому обмену

6. Максимально упростить процедуру выдачи виз

7. Расширить транспортные связи между двумя странами

8. Развивать совместные проекты в области туризма и гостиничного бизнеса

9. Оценить возможности углубления деловых связей

10. Рассмотреть возможность участия российских компаний в приватизации греческих активов

11. Обеспечить стабильность дальнейшего сотрудничества в сфере энергетики

12. Проводить мониторинг военно-технического сотрудничества

13. Воспользоваться председательством Греции в ЕС в целях улучшения отношений между Евросоюзом и Россией

14. Координировать работу на ближневосточном направлении

15. Активизировать диалог в рамках ОЧЭС


1. Активизировать контакты на экспертном уровне

Посвятить текущий год поиску рычагов активизации российско-греческих контактов с целью оживления двусторонних связей, максимально полно выявить те направления, которые обладают потенциалом развития. На основе совместной работы российских и греческих исследовательских центров изыскать реальные возможности для возрождения и углубления российско-греческого сотрудничества как на официальном уровне, так и на уровне бизнеса, научного сообщества, общественных и молодежных организаций.

2. Внедрять программы изучения греческого языка в России и русского – в Греции

Развитие российско-греческих отношений во многом сдерживается из-за языкового барьера. В связи с этим необходимо расширить образовательную деятельность российских культурно-просветительских учреждений в Греции (в первую очередь, Российского центра науки и культуры в Афинах), использовать потенциал получивших греческое гражданство понтийских греков, большинство из которых являются носителями русского языка. Для продвижения греческого языка в России можно задействовать потенциал Греческого культурного центра в Москве и других организаций, поддерживаемых греческой диаспорой, при более тесном сотрудничестве с Министерством образования Греции. Для интенсификации научно-образовательных контактов между нашими странами следует расширить практику стажировок российских студентов и аспирантов в греческих вузах (в том числе по уже существующей стипендиальной программе при Афинском университете) и ввести аналогичные программы для греческих граждан на базе ведущих российских университетов и исследовательских организаций (МГУ, МГИМО, ИМЭМО РАН, РСМД и других).

3. Начать заблаговременную подготовку к перекрестному Году России и Греции

По просьбе греческой стороны было решено перенести Год России в Греции и Греции в России с 2014 на 2016 год. Дополнительное время на подготовку позволит осуществить более масштабные мероприятия, чем изначально планировалось. Помимо реализации культурно-просветительских проектов (выставок, фестивалей, презентаций) целесообразно провести расширенный российско-греческий бизнес-форум, направленный на поиск новых возможностей для экономического взаимодействия, и серию специализированных мероприятий по отдельным направлениям сотрудничества (энергетика, транспорт, сельское хозяйство, туризм и так далее).

4. Продолжить межпарламентское сотрудничество

Межпарламентское сотрудничество было и остается важной составляющей межгосударственных отношений России и Греции, оно имеет давние традиции и серьезную нормативно-правовую базу. Парламентариям двух стран следует продолжить согласование подходов по ключевым вопросам в парламентских ассамблеях Совета Европы, ОБСЕ, ОЧЭС и других организациях, привлекать к межпарламентским встречам представителей бизнеса, научно-экспертного сообщества, православных церквей, гражданского общества. Также разумным шагом могло бы стать включение ведущими парламентскими партиями России и Греции в свои программные документы тезиса о перспективности развития двусторонних связей, прежде всего в области экономики.

5. Содействовать туристическому обмену

В последние годы Греция стала одной из самых популярных стран среди российских туристов, количество которых в 2013 году превысило один миллион человек. Для дальнейшего привлечения отдыхающих из России греческому бизнесу необходимо диверсифицировать предлагаемые туристические продукты (перспективными направлениями могут стать медицинский туризм, агротуризм и паломнические поездки), а также привлекать инвестиции из-за рубежа (в том числе из России). Также следует активнее проводить рекламу Греции как туристического направления в российских регионах, в том числе при поддержке посольства Греции в Москве, консульств и действующих на территории России греческих культурно-просветительских организаций.

6. Максимально упростить процедуру выдачи виз

Эффективным способом увеличения туристического потока из России станет улучшение возможностей для краткосрочных поездок в Грецию по национальным визам в пределах, установленных общеевропейским и греческим законодательством. Греческим консульствам следует расширить практику выдачи национальных виз (например, для владельцев недвижимости), продолжить предоставление краткосрочных виз россиянам, прибывающим на греческие острова с территории Турции и из других стран, не входящих в ЕС, активнее выдавать многократные визы с более длительным сроком действия (более одного года). Россия, в свою очередь, может перейти к более либеральной визовой политике в отношении греческих граждан. В частности, имеет смысл увеличить срок действия туристических виз с 30 дней до полугода, облегчить получение виз самостоятельным путешественникам (помимо туристического ваучера в качестве документа о наличии места проживания признавать онлайн-бронирование гостиниц), увеличить продолжительность рабочего дня (часов приема документов) в российских консульствах.

7. Расширить транспортные связи между двумя странами

Несмотря на постепенное увеличение числа авиарейсов между крупнейшими городами России и Греции, их количество по-прежнему недостаточно. Стоимость перелета в Грецию в среднем заметно выше, чем в другие европейские страны (например, в Германию), вследствие чего значительное их число совершается стыковочными рейсами (через Стамбул, Белград, Кишинев и другие города). Перспективным представляется развитие лоукост-перевозок по направлениям Москва / Санкт-Петербург – Афины / Салоники. В случае возобновления железнодорожного сообщения между Грецией и Болгарией можно вернуться к пассажирским перевозкам по маршруту Москва – Салоники, который проходит через Софию.

8. Развивать совместные проекты в области туризма и гостиничного бизнеса

Опыт греческих предпринимателей в области туристического и гостиничного бизнеса мог бы быть востребован в Крыму, Краснодарском крае и других регионах, где следует ожидать роста деловой активности в названных отраслях. Греческие инвесторы располагают неоспоримым конкурентным преимуществом, принимая во внимание благожелательное отношение к ним со стороны россиян и проживание на юге России большой греческой общины. Россия, в свою очередь, должна разработать комплекс мер по привлечению иностранного (в том числе, греческого) капитала в туристический сектор (проведение презентаций рекреационного потенциала, дополнительные гарантии защиты инвестиций и так далее).

9. Оценить возможности углубления деловых связей

Для оценки потенциала российско-греческого делового сотрудничества целесообразно провести среди предпринимателей России и Греции опрос, позволяющий выявить перспективные направления взаимодействия (инвестиции, торговля, инфраструктурные проекты) и основные факторы, стимулирующие это взаимодействие или, наоборот, препятствующие ему. На основе данных опроса можно подготовить аналитический доклад на двух языках с рекомендациями по улучшению делового климата. 

10. Рассмотреть возможность участия российских компаний в приватизации греческих активов

Постепенное восстановление греческой экономики в сочетании с проведением в Греции структурных реформ открывает новые возможности для участия российского бизнеса в приватизации греческих компаний. Примером могут служить инвестиции китайской компании COSCO в греческий порт Пирей, благодаря которым Греция сможет упрочить свои позиции в международной торговле, а китайские компании – расширить доступ на европейские рынки. Российские инвестиции в энергетический сектор могут пострадать из-за ужесточившегося европейского законодательства (принятие Третьего энергетического пакета) и антимонопольных расследований в отношении «Газпрома». Но в других отраслях, включая железнодорожный транспорт, российские капиталовложения могут быть обоюдовыгодными. Успешной реализации инвестиционных проектов будет способствовать проведение греческой стороной презентаций инвестиционного потенциала страны и максимально полное информирование российских покупателей об утвержденных к приватизации государственных активах.

11. Обеспечить стабильность дальнейшего сотрудничества в сфере энергетики

Оставаясь крупным покупателем российских сырьевых товаров (в первую очередь, газа и нефти), Греция (как на политическом, так и экспертном уровне) стремится к диверсификации импорта. Следует признать, что это связано не только с общей энергетической стратегией ЕС, направленной на уменьшение зависимости от российского газа, но и с обеспокоенностью греческой стороны по поводу надежности России как поставщика энергоносителей. Эти опасения особенно возросли в последние месяцы из-за кризиса на Украине. Российским энергетическим концернам необходимо обратить внимание на эту обеспокоенность и активизировать нефтегазовый диалог с греческими акторами (правительством, политическими партиями, газораспределительными компаниями, экспертным сообществом).

12. Проводить мониторинг военно-технического сотрудничества

В докризисный период Греция являлась крупным покупателем российского вооружения, однако в связи с мерами бюджетной экономии ей пришлось отказаться от значительной части планируемых сделок. Учитывая существующие бюджетные ограничения, целесообразно рассмотреть возможность поставок в кредит, а также обратить внимание на иные формы сотрудничества в военной сфере – обслуживание уже закупленного российского оружия, создание в Греции дополнительных пунктов снабжения и ремонта российских военных судов, проведение совместных штабных тренировок.

13.  Воспользоваться председательством Греции в ЕС в целях улучшения отношений между Евросоюзом и Россией

Греция может укрепить свои позиции в Евросоюзе, проявив активность на российском направлении. Благодаря председательству в Совете ЕС, которое продолжится до конца июня 2014 года, она может способствовать преодолению текущего кризиса во взаимоотношениях России и Евросоюза в связи с ситуацией на Украине и, в частности, выдвинуть инициативу о запуске неформального диалога между структурами Евросоюза и структурами Таможенного Союза (ТС). В рамках этого нового формата при посредничестве Греции может быть продолжено и даже активизировано политическое взаимодействие, даже несмотря на режим санкций ЕС в отношении России. Дипломатическая поддержка Греции позволила бы продолжить совместную работу евроатлантических стран по традиционным направлениям сотрудничества, таким как контроль за изменением климата, борьба с торговлей людьми, организованной преступностью и другими глобальными вызовами. 

14. Координировать работу на ближневосточном направлении

Сохраняющийся конфликтный потенциал на Ближнем Востоке (гражданская война в Сирии, политический кризис в Египте, напряженная обстановка в Ираке) и распространение исламского фундаментализма являются общей угрозой безопасности для России и стран Запада. Так как прогресса в регионе не наблюдается, возрастает роль близлежащих государств, в том числе Греции как главного форпоста НАТО и ЕС на Востоке. Для Греции особенно важным представляется не допустить распространения террористической угрозы на Балканы, а для России – на Северный Кавказ. Ответ на эти вызовы требует более активного сотрудничества между Грецией, Россией, США, Израилем и другими игроками на ближневосточном направлении. Разработка совместной повестки дня в этом вопросе может быть дополнена работой по другим направлениям – противодействию нелегальной иммиграции, распространению наркотиков и незаконному обороту оружия.

15. Активизировать диалог в рамках ОЧЭС

В условиях усиления напряженности в Черноморском регионе в связи с событиями вокруг Украины имеет смысл активизировать диалог в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества, где Греция могла бы инициировать ряд совместных встреч и конференций. ОЧЭС может стать основной площадкой для обсуждения вопросов не только экономического взаимодействия, но и внутрирегиональной безопасности. Греция, не имеющая прямого выхода к Черному морю, получила бы дополнительную возможность для продвижения собственных инициатив на этом направлении (усиление контроля за миграцией через Черное море и прилегающие территории, реализация совместных энергетических проектов на Балканах и так далее).

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся