Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

27 апреля 2024 г. в рамках II Санкт-Петербургского конгресса исследователей международных отношений «Глобальные и региональные вызовы в меняющемся мире» состоялась секция Российского совета по международным делам (РСМД) «Трансформация угроз европейской безопасности: влияние на Союзное государство».

В ходе мероприятия, посвященного задачам развития Союзного государства России и Республики Беларусь в современных условиях, эксперты с обеих сторон рассмотрели вызовы, с которыми Москва и Минск сталкиваются в условиях кризиса в области европейской безопасности. С российской стороны доклады представили директор Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России Владислав Воротников, заведующая кафедрой международных отношений и политических процессов стран Азии и Африки Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ Светлана Кривохиж, научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России Артем Соколов, программный менеджер РСМД Юлия Мельникова, научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности ИМИ МГИМО МИД России Александр Чеков. С белорусской стороны видением ситуации поделились доцент кафедры международных отношений Белорусского государственного университета (БГУ) Игорь Авласенко, аналитик Белорусского института стратегических исследований Ольга Лазоркина, преподаватель кафедры экологического и аграрного права БГУ Александра Михнюк и доцент кафедры государственного управления БГУ Ольга Хотько.

Секция состоялась в рамках гранта РНФ 24-48-10015 Трансформация военно-политических, энергетических и социально-гуманитарных аспектов системы европейской безопасности: значение для Союзного государства.

27 апреля 2024 г. в рамках II Санкт-Петербургского конгресса исследователей международных отношений «Глобальные и региональные вызовы в меняющемся мире» состоялась секция Российского совета по международным делам (РСМД) «Трансформация угроз европейской безопасности: влияние на Союзное государство».

В ходе мероприятия, посвященного задачам развития Союзного государства России и Республики Беларусь в современных условиях, эксперты с обеих сторон рассмотрели вызовы, с которыми Москва и Минск сталкиваются в условиях кризиса в области европейской безопасности. С российской стороны доклады представили директор Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России Владислав Воротников, заведующая кафедрой международных отношений и политических процессов стран Азии и Африки Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ Светлана Кривохиж, научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России Артем Соколов, программный менеджер РСМД Юлия Мельникова, научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности ИМИ МГИМО МИД России Александр Чеков. С белорусской стороны видением ситуации поделились доцент кафедры международных отношений Белорусского государственного университета (БГУ) Игорь Авласенко, аналитик Белорусского института стратегических исследований Ольга Лазоркина, преподаватель кафедры экологического и аграрного права БГУ Александра Михнюк и доцент кафедры государственного управления БГУ Ольга Хотько.

Секция состоялась в рамках гранта РНФ 24-48-10015 Трансформация военно-политических, энергетических и социально-гуманитарных аспектов системы европейской безопасности: значение для Союзного государства.

Тезисы выступлений участников:

Владислав Воротников 

  • Ключевой неизвестной переменной для прогнозирования ситуации в области европейской безопасности остается конечная цель милитаризации в Европе. В зависимости от того, являются ли действия стран Запада подготовкой к реальному серьезному столкновению с РФ или нет, представления о том, как стороны воспринимают друг друга, могут оказаться правдивыми или ложными. Это особенно актуально в контексте расширения НАТО за счет Швеции и Финляндии. 

  • Еще один принципиальный вопрос — это перспективы «эффекта перелива» конфликтности из одного субрегионального пространства в другие, например, из Европы на территорию Арктики или стран Балтии. 

  • Важно изучать особенности подхода ЕС и НАТО к государствам, расположенным к Востоку от границ объединений. Попытки распространить свою сферу влияния на эти пространства могут отличаться по форме и степени интенсивности. Например, Россия позиционируется как абсолютное зло, а в отношении Беларуси позиция в скором времени может стать более гибкой. 

Игорь Авласенко

  • Новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь отвечает изменениям международно-политических условий в Европе. Предыдущая версия принималась в период, когда отношения Беларуси с Западом были более теплыми. В связи с этим документ содержит ряд новых положений. 

  • Рост региональной напряженности в начале 2020-х гг. привел к усилению давления на Беларусь, в том числе со стороны непрофильных на первый взгляд международных организаций, таких как МОТ. Поэтому в Концепцию вошел пункт о новых методах давления в рамках международных организаций. 

  • Новые внешние условия повлияли и на государственную политику Беларуси в отношении диаспор. Размывание культурной идентичности белорусской диаспоры, использование ее в целях подрыва общности в самой республике, соответственно, стали новыми внешними источниками угроз в политической сфере.

  • Одним из новых источников угроз для безопасности Беларуси выделяется ограничение доступа белорусских научных работников и субъектов хозяйств к результатам исследований и разработкам мирового уровня на фоне тренда на снижение интенсивности научно-технического сотрудничества западных стран с Россией и Беларусью. Также угрозой рассматривается стремление отдельных стран стимулировать отток человеческого капитала, в том числе научных кадров, из Беларуси.

  • Среди мер в области международного сотрудничества упоминаются сохранение и укрепление Союзного государства, развитие ЕАЭС без изъятий и ограничений, но вместе с тем поддержание конструктивного диалога со странами и структурами Европейского союза, США и другими странами Запада по вопросам, представляющим взаимный интерес, например, по отмене дискриминационных мер в отношении Белорусского государства, физических и юридических лиц. 

  • Вектор на поддержание союзнических отношений с Россией в области реформирования общеевропейской системы безопасности сохраняется, но при этом Беларусь готова точечно восстанавливать прагматичный диалог с другими участниками международных отношений в Европе.

Ольга Лазоркина 

  • В последние годы Россия и Беларусь стали еще более близкими союзниками. Так, например, теперь Минск стал первой точкой, куда звонит Москва в случае какого-либо происшествия и наоборот. Отношения Москвы и Минска теперь уже не просто дружеские или братские, они вышли на абсолютно новый уровень. Беларусь перестает быть просто средним региональным государством. Минск должен быть реальным помощником, единомышленником для Москвы и оказывать ей не просто поддержку, а качественную помощь в глобальных вопросах.

  • Предполагается, что, с одной стороны, Союзное государство будет исключать конкуренцию, однако на практике она присутствует в некоторых аспектах. Национальные интересы России и Беларуси идентичны, но определенные несовпадения остаются. Фактор конкуренции двух государств позволяет разрушить западный нарратив о попытках России возродить СССР.

  • В экономической сфере появился особый интерес со стороны России к Беларуси. Если раньше экономическое сотрудничество сводилось в основном к торговле, то теперь в нынешних условиях Беларусь может предложить России свои промышленные площадки, интерес также представляет научно-технический потенциал, который может помочь закрыть некоторые позиции, попавшие под западные санкции. Особенно важным аспектом двусторонних отношений является также активное развитие сотрудничества Беларуси с российскими регионами.

  • Проседание двусторонних отношений происходит по линии бизнеса. Если в России экономика капиталистическая, то в Беларуси она комбинированная. Не хватает импульса в развитии бизнес-диалога.

  • Отдельной целью развития экономического сотрудничества является импортозамещение западной продукции. Москва и Минск активно включились в данный формат сотрудничества, промышленные предприятия Беларуси выполняют государственные заказы Российской Федерации, закрывая определенную долю российских потребностей, однако страны еще в начале своего пути. Проблемой в этой области остается увязывание технологического импортозамещения с обеспечением технологического суверенитета.

  • У Москвы и Минска появилась конкретная идеологическая цель, которая касается исторической памяти — противодействие пересмотру истории двух государств и назначении новых ролей третьими странами для России и Беларуси. Для достижения этой цели Беларусь, в частности, ведет активную работу по реализации механизма расследования геноцида белорусского народа. Другим идеологическим аспектом является сохранение традиционных ценностей — они остаются скрепой для обеих стран.

  • Нет необходимости подводить итоги работы Союзного государства, поскольку подведение итогов — западная парадигма. Необходимо работать и идти вперед шаг за шагом, стремясь решить поставленные задачи, не сводя их в общий список.

Светлана Кривохиж

  • Пекин выделяет несколько причин текущего кризиса безопасности в Европе. Для поддержания гегемонии США используется «блоковое мышление» и «менталитет холодной войны» — по всему миру создаются эксклюзивные партнерства, а в Европе применяется стратегия по созданию образа России как главного соперника Европы, фокус делается на противостояние одной стране, а не на решении общих проблем безопасности (миграция, энергетика, продовольствие и пр.)

  • Стратегические интересы США и НАТО часто противоречат интересам Евросоюза, прежде всего это проявилось в энергетической сфере. Как только ЕС станет более стратегически самостоятельным и начнет балансировать в треугольнике Россия — Китай — Соединенные Штаты, ситуация в области европейской безопасности станет лучше.

  • Китай выделяет проблему неэффективных институтов в Европе. В регионе присутствует большое число многосторонних институтов, однако они все малоэффективны — вместо обеспечения безопасности, они стимулируют конфронтацию между государствами. Более того, нет никаких механизмов взаимодействия между многосторонними структурами, что свидетельствует о «блоковости» в Европе.

  • К неэффективным решениям по преодолению европейского кризиса Китай относит секьюритизацию и политизацию экономических и коммерческих связей, рассматривая санкции как неэффективный инструмент, наносящий ущерб законным правам и интересам стран. Кроме того, Пекин видит расширение НАТО как один из факторов усугубления кризиса, которое к тому же представляет опасность и для самого Китая.

  • Для решения текущего европейского кризиса в Китае призывают отказаться от блокового мышления и внедрять инклюзивные инициативы, направленные на противостояние проблемам, а не странам; поддерживать стратегический баланс в треугольнике ЕС — США — КНР; соблюдать приверженность идеалам интеграции в экономике и многополярности политике; создать пан-европейскую многостороннюю инициативу по безопасности и избегать при этом маргинализации стран региона.

Александра Михнюк

  • С 2024 г. Россия и Беларусь начали сталкиваться с внешнеэкономическим давлением на продовольственный сектор со стороны Соединенных Штатов и некоторых европейских стран. Предстоящий 14-й пакет антироссийских санкций ЕС с высокой долей вероятности будет включать в себя вопрос запрета на импорт российского и белорусского продовольствия, что создает сложности в поддержании стабильности продовольственных систем двух государств. В этом контексте особенно важно извлечь выгоду из интеграционного взаимодействия стран.

  • Вопрос о коллективной продовольственной безопасности неоднократно поднимался в рамках ЕАЭС — была даже разработана соответствующая концепция. Однако казахстанская сторона отказалась принимать концепцию, поскольку Договор о ЕАЭС не включает правовые основы для регулирования этой сферы, и ряд ее аспектов выходит за пределы исключительно экономической интеграции. В 2021 г. Евразийской экономической комиссией было принято решение, которое закрепило общие принципы и подходы к продовольственный безопасности. Однако документ носит скорее декларативный характер, и никаких конкретных механизмов реализации принципов заложено не было. Лишь часть направлений агропромышленной политики, касающихся продовольственной безопасности, регулируется на уровне союза.

  • То, что Россия и Беларусь не могут урегулировать в рамках ЕАЭС, можно попробовать урегулировать в рамках Союзного государства, поскольку у двух государства много точек соприкосновения в этой сфере и они во многом зависят друг от друга. Однако существует ряд проблем. В первую очередь, для обеих стран приоритетом остается национальная продовольственная безопасность. Белорусские производители часто сталкиваются с применением Россией нетарифного регулирования при экспорте сельскохозяйственной продукции. Для России, в свою очередь, проблемой является реэкспорт из Беларуси запрещенной продукции.

  • России и Белоруссии необходимо использовать существующие возможности совместного укрепления продовольственной безопасности. Для этого двум государствам необходимо идти на уступки, согласовывать совместные программы и меры государственной поддержки. Также обеим странам необходимо продвигать вопрос формирования чрезвычайного продовольственного фонда в рамках ЕАЭС.

Ольга Хотько 

  • Союзное государство создает технологическую независимость. Успешная и эффективная реализация союзных программ остается одним из приоритетов интеграционного объединения. За все время уже выполнено 82 программы узкого направления на 65 млрд руб., затрагивающих различные сферы: микроэлектроника, автомобилестроение, промышленность, космос и др. Создание единого научно-технического пространства — абсолютно достижимая задача в рамках Союзного государства. Курс Союзного государства направлен на обеспечение интересов человека.

  • Новая концепция национальной безопасности Республики Беларусь изменила понятие угрозы: если раньше под угрозой понималось потенциально существующая, то сейчас — реально существующая опасность нанесения вреда национальным интересам. Также само понятие национальной безопасности теперь разработано через призму устойчивого развития.

  • В отношении Союзного государства сохраняется ряд угроз, которые можно разделить на внешние и внутренние. Внутренние угрозы преодолимы: и Россия, и Беларусь имеют все возможности развиваться самостоятельно, несмотря на западные санкции. Для противодействия внешним угрозам необходимо продолжить координацию усилий в рамках интеграционного объединения. России и Беларуси важно проводить совместную политику, направленную на применение превентивных мер по недопущению враждебного влияния на деятельность государственных институтов и общества, а также на мирное разрешение споров.

  • Обеспечение безопасности на региональном уровне нуждается в многоаспектной системе и предполагает усиление роли гражданского общества в устранении угроз, а также использование механизмов контроля за всеми сферами деятельности. Необходимо работать над созданием и регулированием совместных нормативно-правовых актов, касающихся всех видов безопасности, включая транспортную, экологическую, информационную и т.д.

Юлия Мельникова

  • На фоне активного развития железнодорожных маршрутов Китай — Европа одной из точек роста для экономик России и Республики Беларусь должен был стать заработок на транзите товаров. По территории Российской Федерации проходят восточный коридор из прибрежных городов Китая через Манчжоули на территорию России и далее в Беларусь, а также западный коридор из центральной части КНР через территорию Монголии в Россию и далее в Беларусь. Это два из трех основных имеющихся сухопутных коридоров Китай — Европа.

  • После перехода конфликта между Россией и Западом вокруг Украины в острую фазу в 2022 г. товаропоток на КПП Брест — Малашевичи между Республикой Беларусь и Польшей сократился, а европейские и китайские подрядчики начали искать альтернативные маршруты для контейнерных перевозок. Ими постепенно становятся средний коридор из центральной части Китая по территории Казахстана и Транскаспийский маршрут. Несмотря на инфраструктурные проблемы на каждом из них, ЕС и КНР проявляют интерес к использованию именно этих артерий.

  • Сокращение товаропотока через Россию и Беларусь представляет угрозу транспортной безопасности Союзного государства. Этот процесс происходит не из-за санкций как таковых. Ограничения на перевозку товаров по территории России и российским железным дорогам отсутствуют, несмотря на действующие запреты на продажу, передачу, установку и экспорт из ЕС в РФ ряда товаров, а также на новые сделки в РЖД. Выбор альтернативных маршрутов, таким образом, пример оверкомплайенса со стороны европейских компаний.

  • Для России и Республики Беларусь сокращаются возможности не только заработка на транзите, но и использования маршрута для компенсации недогруженности поездов из Европы в Китай. Если с Востока на Запад поезда идут, наполненные товарами, то назад они возвращались наполовину пустыми, и популярной была идея их дозагрузки в Беларуси и России, которая бы одновременно способствовала наращиванию товарооборота Минска и Москвы с Пекином.

  • В текущих условиях необходимо прорабатывать возможности присоединения к эксплуатации коридора Север — Юг не только Россией и Казахстаном для реализации своего транспортного и торгового потенциала, но всех государств — членов ЕАЭС, в том числе Беларуси. Это не только комплексные железнодорожные перевозки, но и возможность аренды мест и судов в российских портах в Каспийском море. Развитие этого коридора, в свою очередь, зависит от масштаба экономического сотрудничества, прежде всего, России и государств, расположенных на маршруте.

Александр Чеков

  • Сегодня, спустя почти пять лет после прекращения действия ДРСМД, проблема соответствующих вооружений приобретает особенно острый характер, в том числе в контексте обеспечения безопасности Союзного государства России и Беларуси.

  • В апреле этого года США во второй раз осуществили переброску пусковой установки для наземных ракет средней и меньшей дальности за пределы национальной территории, развернув ее на Филиппинах в ходе совместных военных учений. Первое такое развертывание имело место осенью прошлого года на датском острове Борнхольм. Продолжается процесс формирования и подготовки персонала оперативных соединений, которые будут обслуживать создаваемый потенциал. Открыто обсуждается оптимальная география размещения новых вооружений.

  • В совокупности все это свидетельствует, что уже в ближайшей перспективе американские наземные ракеты средней и меньшей дальности могут появиться на постоянной основе в различных регионах мира. Сегодня речь идет в первую очередь о наземных версиях крылатой ракеты «Томагавк» и универсальной ракеты SM-6, однако в дальнейшем стоит ожидать появления новых систем, разработка которых активно ведется в настоящее время.

  • Ответом России на действия США может стать развертывание собственных систем средней и меньшей дальности. О начале их разработки официально заявлялось еще осенью 2019 г., сразу после прекращения действия ДРСМД. Продолжится укрепление соответствующего китайского потенциала. Обе стороны будут развивать потенциал обороны от новых американских вооружений — системы ПВО/ПРО. Возникнет мощный импульс для усиления оборонного сотрудничества России и Китая.

  • Таким образом, гонка вооружений в сегменте ракет средней и меньшей дальности сегодня находится на пороге нового витка. С учетом общего состояния международной напряженности не остается пространства для ее комплексного ограничения посредством механизмов контроля над вооружениями. Возможны лишь отдельные меры по недопущению чрезмерной эскалации. К примеру, США могут воздержаться от размещения за пределами своей национальной территории вооружений, способных создать угрозу столицам России и Китая.

Артем Соколов

  • Объявленное правительством Олафа Шольца начало масштабной военной реформы ФРГ по замыслу немецкого руководства должно внести существенные изменения в оборонный потенциал Германии. Бундесвер ожидает модернизация материально-технической базы, оптимизация структуры управление и увеличение численности личного состава. Обсуждается вопрос возращения комплектования вооруженных сил на основе призыва.

  • Данные изменения представляют вызов для Союзного государства, поскольку усиление боевых возможностей немецкой армии вносит серьезные изменения в европейскую систему безопасности, в рамках которой объединенная Германия традиционно выступала прежде всего как ведущая экономическая держава, но с ограниченным силовым инструментарием.

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju