Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

16 июня 2023 г. Российский совет по международным делам (РСМД) совместно с аналитическим центром Synergia Foundation (Бангалор, Индия) провел круглый стол «Российско-индийские отношения в широком геополитическом контексте», посвященный обсуждению актуальных проблем двусторонних отношений России и Индии.

В рамках мероприятия российские и индийские эксперты рассмотрели влияние украинского кризиса на дальнейшее развитие сотрудничества между Москвой и Нью-Дели в двустороннем и многостороннем форматах, в том числе, в торговой и инвестиционной сферах в условиях санкций, а также проанализировали новые направления расширения сотрудничества в сферах высоких технологий и продовольственной безопасности.

16 июня 2023 г. Российский совет по международным делам (РСМД) совместно с аналитическим центром Synergia Foundation (Бангалор, Индия) провел круглый стол «Российско-индийские отношения в широком геополитическом контексте», посвященный обсуждению актуальных проблем двусторонних отношений России и Индии.

В рамках мероприятия российские и индийские эксперты рассмотрели влияние украинского кризиса на дальнейшее развитие сотрудничества между Москвой и Нью-Дели в двустороннем и многостороннем форматах, в том числе, в торговой и инвестиционной сферах в условиях санкций, а также проанализировали новые направления расширения сотрудничества в сферах высоких технологий и продовольственной безопасности.

С российской стороны в мероприятии приняли участие научный руководитель РСМД Андрей Кортунов, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России и Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ Сергей Величкин, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ Анвар Азимов. С индийской стороны выступили президент Synergia Foundation Тобби Саймон, бывший министр иностранных дел Индии Ранджан Матхай, бывший посол Республики Индии в РФ Панкадж Саран, бывший посол Республики Индии в РФ Венкатеш Варма. Модератором выступила программный менеджер РСМД Юлия Мельникова.

Тезисы участников

Андрей Кортунов

  • Начало СВО России на Украине, как и начало пандемии COVID-19 в свое время, вызвало панические настроения и стимулировало риторику о системных изменениях в мировом порядке. Спустя год можно констатировать, что и мировой порядок, и все ключевые игроки демонстрируют впечатляющий уровень устойчивости. Можно сделать вывод, что система абсорбировала кризис и устояла.

  • Несмотря на прогнозы западных экспертов о крахе российской экономики под давлением санкций, этого не произошло благодаря оперативной адаптации российской финансовой системы. Согласно макроэкономической статистике, экономика России в настоящее время работает намного эффективнее, чем до кризиса. Меры по балансированию федерального бюджета и мобилизации ресурсов привели к тому, что глобальной рецессии не наблюдается, а цены на энергоносители находятся на докризисном уровне.

  • Глобальный Юг в условиях конфликта стремится к невмешательству. Наиболее отчетливо этой позиции придерживается Республика Индия — крупнейшая евразийская держава, активный член БРИКС, ШОС. Тем не менее обсуждается и поворот Индии в сторону Индо-Тихоокеанского региона, где Индия инвестирует в отношения с США и другими морскими странами.

  • На предстоящем саммите Группы двадцати (G20) в Нью-Дели в 2023 г., Индии важно стимулировать широкое обсуждение вопросов безопасности, более амбициозное реформирование мирового порядка и выступать не только в качестве региональной, но и глобальной державы.

  • Можно выделить три группы переменных, которые определят контуры нового мирового порядка и будущее глобализации: исход конфликта вокруг Украины, американо-китайские отношения, в которых «яблоком раздора» выступает, прежде всего, Тайвань, и дальнейшее сохранение единства в западной коалиции после выборов в США. Пока коалиция «либеральных демократий» остается сплоченной. Страны Запада демонстрируют устойчивое единство в поддержке Украины.

  • В 2024 г. в Индии предстоят следующие общенациональные выборы. Россия надеется, что после выборов российско-индийское партнерство продолжит развиваться в благоприятном направлении для обеих стран.

  • Вместо попыток выровнять торговый дисбаланс, Россия могла бы наращивать инвестиции в Индию, чтобы использовать полученные от поставок энергоресурсов рупии. Однако реализации этого подхода пока препятствует протекционистская политика Индии на инвестиционном рынке и ее опасения вторичных санкций. Тем не менее необходимо искать способы расширить сотрудничество за пределы привычных торговых сфер, в том числе начать более активное взаимодействие в области исследовательских проектов. Перспективно и сотрудничество с третьими странами в Африке или на Ближнем Востоке.

Панкаж Саран

  • Для Индии конфликт вокруг Украины начался как нельзя невовремя. В этот период страна только начала восстанавливаться после пандемии COVID-19 и индийско-китайского пограничного конфликта. Планы по развитию пришлось скорректировать.

  • В начале кризиса было замечено резкое снижение запасов продовольствия и энергоносителей, усилившее опасения, что в стране наступит энергетический кризис. Россия предоставила Индии льготный доступ к своему энергетическому рынку, что делает ее важным партнером. Однако возникает проблема торгового баланса и накопления в России большого количества индийских рупий. Для преодоления этих проблем необходимо заключение соответствующих двусторонних соглашений.

  • Вне энергетической сферы различные прогнозы свидетельствовали о возможности глобальной рецессии, которая бы оказала отрицательное влияние на экспортные показатели Индии. Между тем режим поставок в настоящее время продемонстрировал значительную устойчивость.

  • Глобальный Юг сегодня чувствует себя маргинализированным, поскольку повестка безопасности в глобальном масштабе отвлекла всеобщее внимание от проблем развития. На саммите G20 Индия будет стремиться исправить это.

  • Индия находится в сложном положении, так как НАТО и западные страны продолжают усиливать давление на Россию, что может привести к дальнейшему росту напряженности и даже расколу в мировом сообществе. Столкновения на границе с Китаем в свою очередь свидетельствуют о сохранении регионального вызова безопасности Индии. Таким образом, Индия вынуждена тщательно следить за развитием отношений между США и Китаем, а также между Россией и Китаем, быть готовой наращивать национальную мощь, чтобы справиться с существующими вызовами.

  • Россия должна учитывать в стратегическом планировании, что ВВП Индии будет устойчиво расти, и она останется важным глобальным игроком и партнером Москвы.

Сергей Величкин

  • Как великая держава Индия получает выгоду от конфликта вокруг Украины и более тесного сотрудничества с Россией. В этих условиях трудно предположить, что она пойдет на заключение формального союза с США. Известно, что Индия является стратегическим партнером Америки с 1971 г., но, несмотря на это, Индия продолжает испытывать недоверие к Западу. К тому же Россия остается стратегически важным партнером Индии в сфере энергетических поставок.

  • Ухудшение отношений с Россией может запустить для Индии цепочку неблагоприятных событий, которая приведет к усилению конфронтации с Китаем. Учитывая чувствительность пограничного вопроса для обеих стран, едва ли развитие этого сценария отвечает интересам Нью-Дели.

  • Используя платформу G20, Индия стремится стать признанным лидером глобального Юга. С укреплением лидерства Индии в этом регионе сегодня связаны большие ожидания, поскольку от Нью-Дели во многом зависит дальнейшее развитие многополярности, построение нового мира.

Венкатеш Варма

  • Конфликт вокруг Украины имеет не только региональное, но и глобальное измерение. Наиболее очевидные глобальные последствия — это волатильность цен на энергоносители и продовольствие. Вместе с тем, развитие ситуации способствует формированию многополярности.

  • Нарастание ядерной риторики в российском медиапространстве вызывает беспокойство в Индии. Сегодня симпатии индийского общества в основном на стороне России, но также и на стороне мира, скорейшего урегулирования конфликта. Москва остается ключевым игроком в построении многополярности, но важно, чтобы этот процесс происходил на основе переговоров, а не за счет борьбы.

  • Российско-индийским отношениям нужны новые драйверы развития. Первым может стать сотрудничество в области энергетики. Например, в Каспийском регионе. Вторым — взаимодействие в инвестиционной сфере, поиск путей совместной работы в условиях санкционных режимов. Индия заинтересована в привлечении российского капитала в страну, однако, частным компаниям понадобится больше смелости, чтобы работать в условиях западных санкций. Соответственно, необходимо работать над снижением этих рисков, находить способы обойти ограничения. Третий драйвер — это новые технологии, в том числе в сельском хозяйстве. Четвертый — развитие новых торговых маршрутов, в том числе коридора Север — Юг.

  • России нужно понимать, что Индия идет на существенный риск, поддерживая экономическое сотрудничество. Сложности с применением рупий понятны, но индийская экономика надежная, она будет устойчиво расти, поэтому Москва должна искать возможности для инвестирования в индийские производства. Такую возможность предоставляет в том числе программа Make in India.

  • Российско-индийская дружба имеет исторические корни. Рост индийской экономики впервые гарантирует России партнерство с экономически успешной, открытой рынку дружественной страной.

Анвар Азимов

  • Индия — глобальная держава и важный экономический игрок. Россия и Индия установили уникальную прочную связь, основанную на взаимном доверии и сотрудничестве, и сегодня в Москве высоко ценят сбалансированную позицию Нью-Дели.

  • Россия выражает надежду, что США не воспользуются сотрудничеством с Индией во вред двусторонним отношениям между Москвой и Нью-Дели. В свою очередь российско-китайские отношения никогда не будут направлены против Индии.

  • Россия могла бы скорректировать дисбаланс в торговле, приобретая товары у Индии, которые она ранее закупала в Европе. В этой ситуации неизбежно возникает конкуренция между индийским и китайским рынками, поэтому Россия будет адаптировать свою экономическую политику к тому рынку, который является более выгодным для нее.

Ранджан Матай

  • Советский период сформировал прочные связи между Индией и Россией. Такие страны, как Индия, понимают, что стратегическая автономия имеет большую ценность. В Индии приоритетом политики является обеспечение безопасности ядерной сферы. Cтраны глобального Юга противостоят принуждению со стороны Запада принимать антироссийскую позицию. Сегодня в условиях кризиса для них открывается пространство для развития.

  • Индия рассматривает Россию в качестве стратегического союзника для балансирования влияния Китая, и осуществляет сотрудничество в рамках Индо-Тихоокеанского региона и БРИКС, чтобы противостоять доминированию КНР.

  • Идея БРИКС была заложена Евгением Примаковым, когда он разработал идею треугольника Россия — Индия — Китай. Сегодня все три страны находятся процессе адаптации к новым условиям, перехода к инновационной экономике.

  • Индийские эксперты могут рассмотреть возможность создания специальных площадок для привлечения непрямых инвестиций из России. Необходимо разработать механизм обеспечения безопасности государственных цепочек поставок. Потенциал можно проследить в таких областях, как угледобыча и переработка, возобновляемые источники энергии, металлургия.

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся