22 мая 2019 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся «городской завтрак» РСМД Úrbi et órbi на тему «Интернационализация вузов — благо или вред для российского образования?».
Своим мнением по поводу плюсов и минусов интернационализации российских вузов поделились Марк Агранович, директор Научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования РАНХиГС при Президенте РФ; Вячеслав Шупер, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. Ломоносова; Ирина Дежина, руководитель Аналитического департамента научно-технологического развития Сколковского института науки и технологий, профессор кафедры менеджмента инноваций НИУ «Высшая школа экономики».
22 мая 2019 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся «городской завтрак» РСМД Úrbi et órbi на тему «Интернационализация вузов — благо или вред для российского образования?».
Своим мнением по поводу плюсов и минусов интернационализации российских вузов поделились Марк Агранович, директор Научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования РАНХиГС при Президенте РФ; Вячеслав Шупер, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. Ломоносова; Ирина Дежина, руководитель Аналитического департамента научно-технологического развития Сколковского института науки и технологий, профессор кафедры менеджмента инноваций НИУ «Высшая школа экономики».
Дискуссия началась с выступления Марка Аграновича, который обратил внимание в первую очередь на то, что единого определения интернационализации нет. По его мнению, в России под этим понятием преимущественно понимают два процесса: применение зарубежных практик и привлечение иностранных студентов. Что касается последнего, Марк Львович отметил, что, несмотря на то, что, например, в странах ОЭСР привлечение студентов из других стран ведет к повышению качества образования, в нашей стране в силу определенных причин этого не происходит. Также в своем выступлении Марк Львович обратил внимание на достаточно низкую мобильность российских студентов в другие страны (на 4-х иностранных граждан, учащихся в РФ, приходится всего 1 российский студент, обучающийся за границей). После этого спикер обратился к теме международных рейтингов университетов и их восприятию в нашей стране. В связи с этим Марк Львович выразил обеспокоенность «погоней» российских вузов за публикациями и ростом последних в так называемых «хищных» журналах (т.е. в тех, которые за деньги публикуют любой материал). Закончил же Марк Агранович свое выступление заявлением о том, что в процессе интернационализации необходимо не заимствовать, а включаться в научный процесс, в исследования, проводимые коллегами из других стран.
Следующий выступающий, Вячеслав Шупер, выразил сильную обеспокоенность процессом интернационализации, связав его с проблемой качества российского образования в целом, которое, по его мнению, не выиграло от перенимания некоторых зарубежных практик. Выразив сомнения по поводу эффективности образования на Западе, профессор призвал не судить об уровне образования в западных странах по их экономическим успехам и поэтому не пытаться слепо перенимать их систему образования. Говоря о России, Вячеслав Александрович отметил несколько задач по реформированию образовательной системы, которые стоят перед нашей страной в настоящий момент. Признавая неправильным все, что делалось в годы реформ (обращение к зарубежным практикам), Вячеслав Шупер считает необходимым выбрать другие ориентиры в образовательной политике. По его мнению, России придется развиваться в ближайшие годы в тяжелых условиях, что потребует мобилизации инвестиционных и образовательных ресурсов внутри страны. В целом Владимир Шупер выразил скептический взгляд на интернационализацию, призвав создать собственную российскую систему образования.
В более оптимистичном ключе высказалась Ирина Дежина, рассказавшая про интернационализацию в науке. Обращая внимание слушателей на то, что этот процесс ведет к повышению качества научных исследований и видимости российской науки, она отметила недостаточную развитость российских университетов в данной области. Выделив несколько основных направлений интернационализации (создание совместных проектов, привлечение иностранных ученых и аспирантов), Ирина Геннадьевна отметила, что в России существует ряд препятствий для их развития. Во-первых, недостаточное финансирование таких проектов за счет как внутренних, так и внешних ресурсов. Во-вторых, негативное влияние напряженной международной политической обстановки, выражающееся, например, в отказе от совместных проектов со стороны зарубежных партнеров. В-третьих, ограниченное количество программ на английском языке, что создает трудности для привлечения иностранных аспирантов. В заключении своего выступления Ирина Дежина отметила, что интернационализация нужна и важна, однако наши ресурсы не позволяют ее реализовывать в полной мере.