Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

15 марта 2023 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак Российского совета по международным делам (РСМД), посвященный реакции Европейского союза на энергетический кризис 2022 года. В мероприятии приняли участие заведующий кафедрой интеграционных процессов МГИМО МИД России, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Николай Кавешников и профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России Юрий Боровский.

Модератором мероприятия выступил программный координатор РСМД Милан Лазович.

В ходе завтрака была представлена аналитическая записка РСМД «Реакция Евросоюза на энергетический кризис 2022 г.»

15 марта 2023 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак Российского совета по международным делам (РСМД), посвященный реакции Европейского союза на энергетический кризис 2022 года. В мероприятии приняли участие заведующий кафедрой интеграционных процессов МГИМО МИД России, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Николай Кавешников и профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России Юрий Боровский.

Модератором мероприятия выступил программный координатор РСМД Милан Лазович.

В ходе завтрака была представлена аналитическая записка РСМД «Реакция Евросоюза на энергетический кризис 2022 г.»

Тезисы

Николай Кавешников

Энергетическая политика ЕС формировалась с конца 1990-х годов. На союзный уровень сначала были переданы меры по либерализации энергетики, далее — вопросы зеленой энергетики и энергосбережения. В 2010-х гг. в ЕС стали интересоваться устойчивостью энергопотребления, сформировался «энергетический треугольник»: дешевая энергетика — устойчивая энергетика — надежность поставок. 2019 год ознаменовался поворотом в сторону зеленой энергетики: сокращение АЭС, уменьшение потребление угля, а природный газ стал считаться переходным топливом, постепенно замещаемым «зеленой» энергией.

В 2003 г. ЕС мягко обозначил свою импортную зависимость от российских энергоносителей. В то же время произошел ряд шоков: рост цен на энергоносители в середине 2000-х гг., кризис транзита российского газа 2006 и 2009 годов, а также проблема 2014 года (с вопросами о сохранении дальнейшего транзита через Украину). ЕС принял ряд мер для избежания негативных последствий возможных кризисов: был взят курс на энергосбережение, диверсификацию поставок, развитие интерконнекторов внутри ЕС. Тем не менее риск прекращения поставок из России рассматривался только как гипотетический.

В марте 2022 г. произошло переосмысление энергетического взаимодействия с РФ; поставки из России теперь были кодифицированы как представляющие политическую опасность. Это принципиальное изменение отношений, которое вывело энергетическое взаимодействие из экономической сферы в сферу политики и безопасности. В ЕС оказались готовы платить высокие издержки, чтобы ликвидировать эту зависимость. Они понимали, что отказ от поставок повлияет на рост цен на энергоносители, окажет негативное влияние на конкурентоспособность европейской промышленности в целом.

ЕС пока не вводил санкций против российского газа, в отличие от нефти и угля; сокращение поставок было прерогативой «Газпрома». При этом ЕС ввели и длинные переходные периоды по углю и нефти из-за сложностей с диверсификацией; газовая проблема была существеннее.

Основные направления реагирования ЕС на этот шок: энергосбережение, стимулирование развитие ВИЭ, поиск новых поставщиков и развитие инфраструктуры (строительство интерконнекторов и СПГ-терминалов). Весной 2022 г. был принят пакет мер REPowerEU, в августе — регламент о сокращении потребления газа на 15%. Эти меры были даже перевыполнены, в среднем по ЕС потребление газа сократилось до 20% — в основном за счет промышленности.

Замещение части поставок из РФ происходило естественным путем: весь свободный на тот момент СПГ пошел в Европу (не только из США, но и из стран Залива и других регионов). Далее были достигнуты политические договоренности с Азербайджаном о расширении поставок, а также с Норвегией, Египтом и Израилем. Долгосрочные контракты были заключены с США и Катаром — эффект от них будет достигнут только через 2–3 года. На территории Европы произошел бум строительства терминалов СПГ: анонсировано строительство более 20 терминалов, способных обслуживать мощности до 80% объема прежних поставок из России.

ЕС пережил зиму сложно, но без крупных негативных последствий. Этому поспособствовали эффективность комплексных мер ЕС и погодный фактор — сильных морозов в этом году не было. Газохранилища сейчас заполнены на 60%: это означает, что политика работает, следующую зиму тоже можно пережить.

Иные последствия нового кризиса:

  • ЕС в условиях чрезвычайной ситуации пока отошел от «зеленого трека»: изменилось отношение к атому, временно увеличено использование угля. По экспертным оценкам, ЕС сможет вернуться на «зеленый трек» через 2 года.

  • Существенно возросла нагрузка на бюджеты домохозяйств. Но настроения населения в среднем по Европе не изменились: отношение к конфликту на Украине и к политике ЕС осталось прежним.

  • Ущерб конкурентоспособности европейской промышленности высок: пострадала химическая промышленность — в основном, промышленность удобрений; разрабатываются меры поддержки — вводится налог на энергетические компании, например.

  • Европа на ближайшие два года превратилась в премиальный рынок (вместо ЮВА и Китая): все поставщики меняют ценовую политику и вводят надбавки к европейской цене, уменьшая надбавки для стран ЮВА.

Перспективы: через два года выпавшие российские поставки будут незаметны для нефтяного и газового рынка Европы. Тем не менее, если произойдет существенная деэскалация конфликта на Украине, европейцы вряд ли будут готовы восстановить прежние объемы импорта газа и нефти. Возможно заключение некоторых сделок, но только в случае, если они не будут ограничивать маневренность ЕС; такие сделки не сыграют большой роли и для России.

Юрий Боровский

США на протяжении прошлых 20 лет пытались секьюритизировать поставки из РФ и представить Россию как ненадежного поставщика (и в 2009, и в 2014 гг., и сейчас). В принципе, им это удалось. При этом необходимо также учитывать вопрос о самостоятельности европейских элит. Возникают вопросы и о правдивости приводимой европейцами статистики.

Политический фактор пока доминирует над экономическим. Сейчас нет и большого договора о принципах отношений в области энергетики; ДЭХ уже давно развалился, вместо него не возникло ничего нового. Россию раньше часто обвиняли в том, что она использует энергетическое оружие; теперь энергетическое оружие применил Запад.

В части зависимости ЕС от поставок российской нефти проблем не возникнет: Россия начнет поставлять ресурсы в другие регионы, ЕС найдет новых поставщиков; с углем ситуация аналогична. Ключевая проблема здесь, впрочем — цена на энергоносители.

Тем не менее есть проблема с поставками газа. Да, Европе удалось наполнить газохранилища перед зимой; при этом также продолжались поставки из России (хотя и их объем уменьшался). Диверсификация поставок с помощью СПГ неизбежно приведет к скачку цен; прогнозы на следующую зиму нужно делать с учетом и этого фактора.

Турецкий хаб тоже стоит на повестке дня: Россия может нарастить поставки газа в Турцию, чтобы последняя продавала его Европе. Также не стоит сбрасывать со счетов большую инфляцию в ЕС, как и фактор возможного нового энергетического кризиса — это может привести к росту неплатежеспособности ЕС.

«Зеленый трек» при этом никуда не пропадет. С окончанием энергетического кризиса все способно вернуться на круги своя. При этом ЕС не сможет совершить энергетический переход только с помощью ВИЭ: необходимо менять отношение к атомной энергетике и искать поставщиков водорода. Дорогие энергоносители снижают конкурентоспособность европейской промышленности; на этом играет США, приглашая работников из Европы, возвращая производство из Азии.

Видео


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju