21 марта 2024 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся Городской завтрак РСМД на тему «Политика Китая в области охраны окружающей среды: тренды и перспективы». Эксперты обсудили значимость экологической повестки в политическом дискурсе КНР, обозначили текущие приоритеты китайского правительства в этом вопросе и рассмотрели перспективы развития ситуации в ближайшем будущем.
В городском завтраке приняли участие:
Екатерина Заклязьминская, старший научный сотрудник Центра мировой политики и стратегического анализа Института Китая и современной Азии РАН.
Владимир Скосырев, научный сотрудник Центра мировой политики и стратегического анализа Института Китая и современной Азии РАН.
Модератором встречи выступил Константин Суховерхов, программный менеджер РСМД.
21 марта 2024 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся Городской завтрак РСМД на тему «Политика Китая в области охраны окружающей среды: тренды и перспективы». Эксперты обсудили значимость экологической повестки в политическом дискурсе КНР, обозначили текущие приоритеты китайского правительства в этом вопросе и рассмотрели перспективы развития ситуации в ближайшем будущем.
В городском завтраке приняли участие:
Екатерина Заклязьминская, старший научный сотрудник Центра мировой политики и стратегического анализа Института Китая и современной Азии РАН.
Владимир Скосырев, научный сотрудник Центра мировой политики и стратегического анализа Института Китая и современной Азии РАН.
Модератором встречи выступил Константин Суховерхов, программный менеджер РСМД.
Тезисы
Екатерина Заклязьминская
Китай за последние 45 лет накопил значительный груз экологических проблем и является мировым лидером по количеству выбросов СО2 в атмосферу. Долгое время китайские власти недостаточно эффективно занимались экологической повесткой, что было обусловлено экономическим развитием страны и необходимостью её индустриализации.
Во времена «культурной революции» «зеленая» повестка не реализовывалась, т.к. у Китая были другие задачи. Однако с конца1970-х гг. Китай постепенно был вынужден координировать свой экономический рост с зеленой повесткой. Стремительная индустриализация привела к значительному загрязнению окружающей среды, росло количество промышленных отходов, правильной утилизацией которых никто не занимался. Накапливался весь тот объем проблем, с которыми власти стремятся справиться сегодня.
Ещё до XX в. плодородные почвы КНР значительно деградировали. В XX в. эти процессы ускорились, произошел значительный рост населения, что только усугубило ситуацию. Также в Китае на протяжении всей истории масштабно вырубались леса. К моменту образования КНР только 5% территории страны было покрыто лесами.
В 1979 г. был принят закон о защите окружающей среды, появились первые концепты гармоничного развития. С 1980-х гг. начались активные «зеленые» кампании: в частности, по высадке лесов. В 1990-е гг. Китай столкнулся с наводнениями, пересыханием рек, новыми вырубками лесов. Накапливание экологических проблем привело к тому, что игнорировать их стало невозможно.
После вступления в ВТО в 2001 г. страна приступила к построению «экологической цивилизации» и стала уделять больше внимания «зеленым» инициативам, что отражалась на пятилетних планах.
При Си Цзиньпине задача построения «экологической цивилизации» вошла в устав КПК. С 2015 г. власти стали иначе относиться к экологическим проблемам и взяли на себя ряд обязательств. Был принят ряд документов и экологических реформ, в конституцию страны вошла концепция построения «экологической цивилизации».
С 10-го пятилетнего плана Китай стал отказываться от директивных показателей в пользу индикативных. Тем не менее всегда существовал пласт директивных задач с особым учетом, и «зеленые» задачи входят в их число, т.е. являются обязательными. С 2006 г. страна взяла курс на переработку отходов, рациональное использование земель, снижение расходования воды и повышения ее качества. Китай стремился развивать экономику замкнутого цикла, использование возобновляемых ресурсов, а модель «зеленого» потребления прививалась на всех уровнях. С 2012 г. проявляется внимательное отношение к «зеленой» повестке, а уже с 2024 г. она выступает приоритетом.
Главный приоритет КНР сейчас — достижение пика выбросов к 2030 г. В 13-й пятилетке продолжается борьба за поддержание нынешнего объема пахотных земель, экономного использования воды и снижение энергоемкости ВВП. В каждой пятилетке ужесточаются меры по «зеленым» инициативам. Можно сказать, что Китай приступает к деиндустриализации — он переносит свои заводы в другие страны для улучшения экологической ситуации. Также ведется борьба за чистый воздух, снижение использования ископаемого топлива и за наращивание потребления газа, долю которого планируется увеличить до 10%.
Владимир Скосырев
Зеленая повестка далеко не сразу стала приоритетной для КНР. Долгое время после объявления «реформ открытости» главными задачами были модернизация и индустриализация страны. Однако общественная мысль начала задумываться о проблеме раньше.
В 2012 г. в отчетном собрании к XVIII съезду впервые был употреблен термин «экологическая цивилизация», и сейчас власти Китая позиционируют свою повестку именно с помощью этого термина.
При Си Цзиньпине экологическая повестка становится одной из «мейнстримных». На XIX съезде партии он объявил, что Китай вошел в новую эпоху, которую можно неофициально рассматривать как надстройку и коррекцию эпохи «реформ открытости». Заявляется, что старая эпоха привела к ряду проблем и дисбалансов, которые необходимо решать.
В первом выпуске журнала КПК 2024 г. статья Си Цзиньпина посвящена экологической повестке. Он заявляет, что следующие 5 лет будут годами строительства «прекрасного Китая», что выразится в улучшении условий жизни населения.
В документе «Решение по вопросам истории» климатическая повестка называется вопросом стратегической важности, которая определит выживание Китая.
В 2010-е гг. КПК перешла к переосмыслению процесса своего развития, что связано и с замедлением экономического роста. Однако климатическая повестка будет являться одной из самых приоритетных и в будущем и, возможно, станет важным фактором поддержания легитимности партии.