Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 5)
 (17 голосов)
Поделиться статьей

2 июня 2025 г. в пресс-центре ТАСС состоялся круглый стол РСМД «Российско-армянское взаимодействие на современном этапе». В ходе мероприятия состоялась презентация одноименной аналитической записки РСМД.

Участники отметили, что российско-армянские отношения на протяжении большей части истории отличались высоким уровнем доверия и теплотой, обусловленной культурной близостью между двумя народами. Однако с 2022 г. отношения Москвы и Еревана вступили в состояние некоторого похолодания. Вместе с тем с визитом министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ереван 21 мая 2025 г. появилась перспектива потепления двухсторонних отношений.

2 июня 2025 г. в пресс-центре ТАСС состоялся круглый стол РСМД «Российско-армянское взаимодействие на современном этапе». В ходе мероприятия состоялась презентация одноименной аналитической записки РСМД.

Участники отметили, что российско-армянские отношения на протяжении большей части истории отличались высоким уровнем доверия и теплотой, обусловленной культурной близостью между двумя народами. Однако с 2022 г. отношения Москвы и Еревана вступили в состояние некоторого похолодания. Вместе с тем с визитом министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ереван 21 мая 2025 г. появилась перспектива потепления двухсторонних отношений.

Участники:

  • Тигран Мелоян, аналитик Центра Средиземноморских исследований НИУ ВШЭ;

  • Николай Силаев, ведущий научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО МИД России;

  • Анна Пак, доцент кафедры международных экономических отношений РУДН имени Патриса Лумумбы;

  • Евгения Горюшина, руководитель сектора кавказских исследований ИКСА РАН, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ;

  • Дмитрий Сидоров, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения МГЛУ;

  • Андрей Арешев, политолог, эксперт Фонда стратегической культуры.

Тезисы

Тигран Мелоян

  • Россия продолжает рассматривать Армению в качестве стратегического партнера и союзника в регионе Южного Кавказа и настроена на конструктивный диалог с Ереваном.

  • Геополитическая турбулентность обнажила проблемы в способности России и Армении соответствовать взаимным ожиданиям, в результате чего отношения двух стран подвергаются некоторой эрозии, несмотря на наличие потенциала по активизации более тесного сотрудничества.

  • Стремление Еревана к привлечению внерегиональных государств, которые могли бы помочь решить проблемы обеспечения безопасности, а также выбор в пользу широкого круга поставщиков вооружений и военной техники не могли не сказаться на снижении интенсивности военно-технического взаимодействия с Москвой.

  • Экономические взаимосвязи Армении и России остаются широкими, несмотря на декларативные шаги Еревана в направлении евроинтеграции (предметный разговор ЕС с Республикой не ведет) и наличие политической напряженности в отношениях с Москвой.

  • Для перезагрузки взаимодействия двух стран прежде всего необходимо начать с восстановления доверия. Это определяющий фактор и недостающий элемент в современных российско-армянских отношениях, без которого у сторон будет сохраняться доля скепсиса к действиям друг друга.

Николай Силаев

  • Следует избегать иллюзий, что внешнеполитический курс Армении целостен и стратегически выверен. После 2022 года Ереван предпринимал попытки одновременно наладить отношения с Россией и ускоренно договориться с Азербайджаном и Турцией, рассчитывая на поддержку со стороны ЕС.

  • Реальные юридические гарантии безопасности для Армении до сих пор предоставляют только Россия и ОДКБ.

  • Попытки Еревана переключиться на сотрудничество с другими внешними игроками пока не дали реальных результатов. Без подписанных соглашений с Азербайджаном и Турцией вопрос безопасности для республики остается открытым.

  • В текущих условиях наблюдается осторожный поворот армянского руководства к восстановлению полноценных связей с Россией и укреплению прежнего стратегического партнерства.

Анна Пак

  • Формат евразийской интеграции, в которой Армения остается важным игроком, создает устойчивую платформу для торгово-инвестиционного сотрудничества.

  • Объемы экспорта Армении в страны ЕАЭС стабильно растут, при этом почти половина всех поставок приходится на Россию.

  • Экономических оснований для потенциального выхода Армении из ЕАЭС не наблюдается: связи между странами слишком плотные и структурно важные.

  • Возможные последствия выхода Армении из ЕАЭС включают резкое сокращение экспорта, ограничение инвестиционной активности и потерю доступа к единому рынку. Членство в интеграционном объединении предоставляет Армении широкий спектр экономических преимуществ, которые в настоящее время являются важным фактором ее стабильности.

Евгения Горюшина

  • В условиях нестабильной безопасности необходимо учитывать реакцию соседей и выстраивать стратегические решения с оглядкой на региональный баланс сил.

  • Одной из новых тенденций в оборонной политике Армении становится сотрудничество с Индией и Францией в области закупок вооружения, что вызывает беспокойство со стороны Азербайджана и других региональных акторов.

  • Рассматривается возможность пересмотра механизма участия Армении в ОДКБ, включая переход к более гибким двусторонним форматам взаимодействия.

  • Наблюдается определенная дистанция Армении в отношениях с Россией, и для преодоления этого разрыва может потребоваться стратегическая переоценка приоритетов.

Дмитрий Сидоров

  • Предложения по реформированию ОДКБ в условиях текущих реалий выглядят малореалистичными, однако в перспективе возможно восстановление полноценного участия Армении в Организации.

  • Руководство Армении делает акцент на диверсификацию внешней политики, развивая партнерство с Европейским союзом. Однако, несмотря на эти усилия, только Россия в настоящее время может гарантировать Армении реальные механизмы обеспечения безопасности.

  • Важно активизировать диалог не только с официальным руководством страны, но и с армянским обществом, где зафиксированы разочарования и тревожные настроения.

  • Позитивным сигналом стал недавний визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ереван, по итогам которого стороны выразили готовность оставить в прошлом взаимные обиды и начать новый этап диалога. Это может стать основой для укрепления российско-армянских отношений в будущем.

Андрей Арешев

  • Особое внимание следует уделить стагнации переговорного процесса в рамках ОДКБ. Премьер-министр Армении Никол Пашинян и его команда последовательно продвигают повестку мира, делая акцент на стабилизации и нормализации отношений в регионе.

  • При этом возможным следующим шагом может стать вывод российских военных с территории Армении, что будет символизировать изменение формата взаимодействия по вопросам безопасности.

  • В дальнейшем будущее двусторонних отношений будет зависеть от способности сторон найти баланс между историческими ожиданиями, политическими интересами и актуальными вызовами безопасности.

Видео

(Голосов: 17, Рейтинг: 5)
 (17 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся