2 июня 2025 г. в пресс-центре ТАСС состоялся круглый стол РСМД «Российско-армянское взаимодействие на современном этапе». В ходе мероприятия состоялась презентация одноименной аналитической записки РСМД.
Участники отметили, что российско-армянские отношения на протяжении большей части истории отличались высоким уровнем доверия и теплотой, обусловленной культурной близостью между двумя народами. Однако с 2022 г. отношения Москвы и Еревана вступили в состояние некоторого похолодания. Вместе с тем с визитом министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ереван 21 мая 2025 г. появилась перспектива потепления двухсторонних отношений.
2 июня 2025 г. в пресс-центре ТАСС состоялся круглый стол РСМД «Российско-армянское взаимодействие на современном этапе». В ходе мероприятия состоялась презентация одноименной аналитической записки РСМД.
Участники отметили, что российско-армянские отношения на протяжении большей части истории отличались высоким уровнем доверия и теплотой, обусловленной культурной близостью между двумя народами. Однако с 2022 г. отношения Москвы и Еревана вступили в состояние некоторого похолодания. Вместе с тем с визитом министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ереван 21 мая 2025 г. появилась перспектива потепления двухсторонних отношений.
Участники:
-
Тигран Мелоян, аналитик Центра Средиземноморских исследований НИУ ВШЭ;
-
Николай Силаев, ведущий научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО МИД России;
-
Анна Пак, доцент кафедры международных экономических отношений РУДН имени Патриса Лумумбы;
-
Евгения Горюшина, руководитель сектора кавказских исследований ИКСА РАН, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ;
-
Дмитрий Сидоров, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения МГЛУ;
-
Андрей Арешев, политолог, эксперт Фонда стратегической культуры.
Тезисы
Тигран Мелоян
-
Россия продолжает рассматривать Армению в качестве стратегического партнера и союзника в регионе Южного Кавказа и настроена на конструктивный диалог с Ереваном.
-
Геополитическая турбулентность обнажила проблемы в способности России и Армении соответствовать взаимным ожиданиям, в результате чего отношения двух стран подвергаются некоторой эрозии, несмотря на наличие потенциала по активизации более тесного сотрудничества.
-
Стремление Еревана к привлечению внерегиональных государств, которые могли бы помочь решить проблемы обеспечения безопасности, а также выбор в пользу широкого круга поставщиков вооружений и военной техники не могли не сказаться на снижении интенсивности военно-технического взаимодействия с Москвой.
-
Экономические взаимосвязи Армении и России остаются широкими, несмотря на декларативные шаги Еревана в направлении евроинтеграции (предметный разговор ЕС с Республикой не ведет) и наличие политической напряженности в отношениях с Москвой.
-
Для перезагрузки взаимодействия двух стран прежде всего необходимо начать с восстановления доверия. Это определяющий фактор и недостающий элемент в современных российско-армянских отношениях, без которого у сторон будет сохраняться доля скепсиса к действиям друг друга.
Николай Силаев
-
Следует избегать иллюзий, что внешнеполитический курс Армении целостен и стратегически выверен. После 2022 года Ереван предпринимал попытки одновременно наладить отношения с Россией и ускоренно договориться с Азербайджаном и Турцией, рассчитывая на поддержку со стороны ЕС.
-
Реальные юридические гарантии безопасности для Армении до сих пор предоставляют только Россия и ОДКБ.
-
Попытки Еревана переключиться на сотрудничество с другими внешними игроками пока не дали реальных результатов. Без подписанных соглашений с Азербайджаном и Турцией вопрос безопасности для республики остается открытым.
-
В текущих условиях наблюдается осторожный поворот армянского руководства к восстановлению полноценных связей с Россией и укреплению прежнего стратегического партнерства.
Анна Пак
-
Формат евразийской интеграции, в которой Армения остается важным игроком, создает устойчивую платформу для торгово-инвестиционного сотрудничества.
-
Объемы экспорта Армении в страны ЕАЭС стабильно растут, при этом почти половина всех поставок приходится на Россию.
-
Экономических оснований для потенциального выхода Армении из ЕАЭС не наблюдается: связи между странами слишком плотные и структурно важные.
-
Возможные последствия выхода Армении из ЕАЭС включают резкое сокращение экспорта, ограничение инвестиционной активности и потерю доступа к единому рынку. Членство в интеграционном объединении предоставляет Армении широкий спектр экономических преимуществ, которые в настоящее время являются важным фактором ее стабильности.
Евгения Горюшина
-
В условиях нестабильной безопасности необходимо учитывать реакцию соседей и выстраивать стратегические решения с оглядкой на региональный баланс сил.
-
Одной из новых тенденций в оборонной политике Армении становится сотрудничество с Индией и Францией в области закупок вооружения, что вызывает беспокойство со стороны Азербайджана и других региональных акторов.
-
Рассматривается возможность пересмотра механизма участия Армении в ОДКБ, включая переход к более гибким двусторонним форматам взаимодействия.
-
Наблюдается определенная дистанция Армении в отношениях с Россией, и для преодоления этого разрыва может потребоваться стратегическая переоценка приоритетов.
Дмитрий Сидоров
-
Предложения по реформированию ОДКБ в условиях текущих реалий выглядят малореалистичными, однако в перспективе возможно восстановление полноценного участия Армении в Организации.
-
Руководство Армении делает акцент на диверсификацию внешней политики, развивая партнерство с Европейским союзом. Однако, несмотря на эти усилия, только Россия в настоящее время может гарантировать Армении реальные механизмы обеспечения безопасности.
-
Важно активизировать диалог не только с официальным руководством страны, но и с армянским обществом, где зафиксированы разочарования и тревожные настроения.
-
Позитивным сигналом стал недавний визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ереван, по итогам которого стороны выразили готовность оставить в прошлом взаимные обиды и начать новый этап диалога. Это может стать основой для укрепления российско-армянских отношений в будущем.
Андрей Арешев
-
Особое внимание следует уделить стагнации переговорного процесса в рамках ОДКБ. Премьер-министр Армении Никол Пашинян и его команда последовательно продвигают повестку мира, делая акцент на стабилизации и нормализации отношений в регионе.
-
При этом возможным следующим шагом может стать вывод российских военных с территории Армении, что будет символизировать изменение формата взаимодействия по вопросам безопасности.
-
В дальнейшем будущее двусторонних отношений будет зависеть от способности сторон найти баланс между историческими ожиданиями, политическими интересами и актуальными вызовами безопасности.
Видео