В условиях усиления геополитического соперничества ключевые международные игроки стремятся найти новые инструменты для максимизации своего влияния на международной арене. Возможность прирастить ресурсы и статус, в частности, создает структурное лидерство, умение организовать окружающее пространство — т.е. развитие проектов в области региональной связанности.
Большая Евразия, где сходятся интересы России, Китая, Индии, Ирана, Турции, Европейского союза и других акторов, имеет потенциал превращения из пространства сотрудничества в арену конкуренции крупных и средних региональных игроков. Каждая из сторон стремится вовлечь партнеров в свои инициативы в области связанности, формирует модель транспортно-логистического сотрудничества в регионе.
Так, Пекин активно реализует инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП) в странах Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, использует маршруты ОПОП для наращивания торговых потоков в Европу. Москва, Тегеран и Нью-Дели за последние несколько лет значительно продвинулись в строительстве международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг» и координируют усилия по проработке новых маршрутов. Неочевидным, но не менее важным игроком в области евразийской связанности становится и ЕС: с 2021 г. интеграционное объединение продвигает собственный проект «Глобальные ворота» в качестве альтернативы ОПОП.
Активно предпринимаются попытки развития связанности и в других субрегионах Евразии: в частности, Армения и Азербайджан проводят работу в разблокировке коммуникаций и налаживанию торгово-логистических цепочек на Южном Кавказе. На структурирующую роль в регионе претендует Турция.
-
Обречены ли проекты на конкуренцию или могут содействовать гармонизации транспортно-логистического и торгового взаимодействия в Евразии?
-
Как соотносятся китайские и российские инфраструктурные проекты в Центральной Азии, и что необходимо Пекину для поддержания транзита по маршруту Китай — Европа?
-
Какова реакция ЕС и как оценивается эффективность реализации проекта Брюсселя «Глобальные ворота»?
-
Какова роль Индии в налаживании региональной связанности на евразийском пространстве?
-
В чем заключаются основные проблемы транспортных коридоров Южного Кавказа? Каково будущее проектов «Перекресток мира», продвигаемого Ереваном, Зангезурского транспортного коридора, инициированного Баку, проекта Араксского коридора, который может пройти через территорию Ирана?
Эти и другие вопросы будут обсуждаться в ходе городского завтрака 24 апреля 2024 г. в 10:30 в Библиотеке им. Ф. М. Достоевского по адресу Чистопрудный бульвар, 23, с.1.
В условиях усиления геополитического соперничества ключевые международные игроки стремятся найти новые инструменты для максимизации своего влияния на международной арене. Возможность прирастить ресурсы и статус, в частности, создает структурное лидерство, умение организовать окружающее пространство — т.е. развитие проектов в области региональной связанности.
Большая Евразия, где сходятся интересы России, Китая, Индии, Ирана, Турции, Европейского союза и других акторов, имеет потенциал превращения из пространства сотрудничества в арену конкуренции крупных и средних региональных игроков. Каждая из сторон стремится вовлечь партнеров в свои инициативы в области связанности, формирует модель транспортно-логистического сотрудничества в регионе.
Так, Пекин активно реализует инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП) в странах Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, использует маршруты ОПОП для наращивания торговых потоков в Европу. Москва, Тегеран и Нью-Дели за последние несколько лет значительно продвинулись в строительстве международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг» и координируют усилия по проработке новых маршрутов. Неочевидным, но не менее важным игроком в области евразийской связанности становится и ЕС: с 2021 г. интеграционное объединение продвигает собственный проект «Глобальные ворота» в качестве альтернативы ОПОП.
Активно предпринимаются попытки развития связанности и в других субрегионах Евразии: в частности, Армения и Азербайджан проводят работу в разблокировке коммуникаций и налаживанию торгово-логистических цепочек на Южном Кавказе. На структурирующую роль в регионе претендует Турция.
-
Обречены ли проекты на конкуренцию или могут содействовать гармонизации транспортно-логистического и торгового взаимодействия в Евразии?
-
Как соотносятся китайские и российские инфраструктурные проекты в Центральной Азии, и что необходимо Пекину для поддержания транзита по маршруту Китай — Европа?
-
Какова реакция ЕС и как оценивается эффективность реализации проекта Брюсселя «Глобальные ворота»?
-
Какова роль Индии в налаживании региональной связанности на евразийском пространстве?
-
В чем заключаются основные проблемы транспортных коридоров Южного Кавказа? Каково будущее проектов «Перекресток мира», продвигаемого Ереваном, Зангезурского транспортного коридора, инициированного Баку, проекта Араксского коридора, который может пройти через территорию Ирана?
Эти и другие вопросы будут обсуждаться в ходе городского завтрака 24 апреля 2024 г. в 10:30 в Библиотеке им. Ф. М. Достоевского по адресу Чистопрудный бульвар, 23, с.1.
В ходе завтрака также будет представлена рабочая тетрадь РСМД «Конкуренция в области развития региональной связанности: «Глобальные ворота» ЕС».
Спикеры:
-
Анна Киреева, доцент кафедры востоковедения, старший научный сотрудник Центра перспективных американских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России
-
Юлия Мельникова, программный менеджер РСМД
-
Алексей Захаров, научный сотрудник Международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ ВШЭ
-
Милан Лазович, программный координатор РСМД
Модератором дискуссии выступит программный ассистент РСМД Даниил Растегаев.