Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

25 сентября 2025 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД «Внерегиональные игроки на Балканах: игра на паузе?». Эксперты обсудили роль и влияние основных внешних акторов в Балканском регионе, проанализировали плюсы и минусы данного влияния для балканских государств, а также поделились своим видением перспектив дальнейшего развития ситуации. Особое внимание было уделено развитию отношений России с Сербией и Республикой Сербской Боснии и Герцеговины.

25 сентября 2025 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД «Внерегиональные игроки на Балканах: игра на паузе?». Эксперты обсудили роль и влияние основных внешних акторов в Балканском регионе, проанализировали плюсы и минусы данного влияния для балканских государств, а также поделились своим видением перспектив дальнейшего развития ситуации. Особое внимание было уделено развитию отношений России с Сербией и Республикой Сербской Боснии и Герцеговины.

На городском завтраке выступили младший научный сотрудник Отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН Яков Смирнов; научный сотрудник Сектора региональных проблем и конфликтов ИМЭМО им. Е.М.  Примакова РАН Полина Соколова; старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Амур Гаджиев; руководитель проектов Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова Анастасия Котова; руководитель программного направления РСМД Юлия Мельникова.

Модерировал дискуссию программный менеджер РСМД Милан Лазович.

Тезисы

Яков Смирнов

  • В российско-сербских отношениях нужно выделить три акцента: политический, экономический и историко-культурный. В первых двух в последние несколько лет наблюдается некоторое снижение роли России. Двухсторонние контакты после 2022 г. достаточно ограничены.

  • В своей приверженности не вводить санкции Сербия была и остается последовательной, Россия, в свою очередь, придерживается своей прежней позиции в вопросе статуса Косово и соблюдения резолюции №1244.

  • В экономической сфере роль и влияние России в Сербии также упали. В 2019 г. РФ входила в топ-5 торговых партнеров Сербии, в 2023 г. — замыкала топ-10. Это связано с санкционным режимом: затруднено проведение платежей, усложнена ситуация для бизнеса.

  • В экономическом плане России сложно сейчас что-то предложить Сербии. Сказывается и соперничество с Китаем, не только в Сербии, но и в Балканском регионе в целом. Говорить о перспективах развития экономических отношений сейчас тяжело, все будет определяться будущей внешнеполитической конъюнктурой.

  • В историко-культурном плане сложившийся статус-кво находится в стабильном состоянии: осуществляет деятельность Русский дом в Белграде, одной из лучших школ является школа при российском посольстве. Именно в гуманитарной сфере Россия могла бы делать больше, продвигать свою повестку. При этом, в прошлом и настоящем велико влияние западных НКО, аффилированных с европейскими и американскими институтами.

Полина Соколова

  • Российско-сербские отношения в последние годы представляют собой нечто уникальное. В сложных внешнеполитических условиях Сербия сохраняет верность политическим и гуманитарным контактам с Россией.

  • В отношениях стран Балканского региона с ЕС на первый план выходят вопросы внешней политики и политики безопасности. «Белая книга» ЕС по безопасности 2025 г. рассматривает Западные Балканы как место, где Россия подогревает напряжение. Цель ЕС — укреплять союзнические связи с Албанией, Северной Македонией и Черногорией.

  • Страны Западных Балкан уже значительно интегрированы в европейскую повестку. Изначально целью европейской политики на Балканах была стабилизация ситуации. Она полностью гармонизирована с подходами ОБСЕ и НАТО. Включение региона в международное сообщество происходит по нормам и стандартам, предлагаемым Европейским союзом. Для балканских стран это остается стратегией внутри- и внешнеполитического курса. Все страны заключили с ЕС соглашения о стабилизации и ассоциации и являются кандидатами в члены Союза. При этом, нынешняя политика Брюсселя не направлена на стабилизацию ситуации, так как стратегическая цель ЕС — сдерживание России.

  • По словам еврокомиссара по расширению, Албания и Черногория могут рассчитывать на членство в ЕС. Белград к концу 2026 г. также планирует завершить переговорный процесс. При этом, в Сербии и в Республике Сербской преобладают евроскептические настроения, которые ЕС пытается гасить финансовыми проектами: в частности, есть План роста, предполагающий масштабные финансовые вливания. Повестка ЕС представляет собой комплексный подход, включающий в себя все аспекты политической и экономической жизни.

  • Перспектива членства западнобалканских государств в ЕС остается настолько привлекательной, что страны региона готовы обсуждать свои проблемы под эксклюзивной эгидой Брюсселя. Все региональные стратегии по противодействию терроризму, нелегальной миграции и иным угрозам пишутся в соответствии с обязательствами по отношению к ЕС.

  • Трансформация ЕС приведет к трансформации европейской политики на Балканах. Сейчас наблюдается тенденция к суверенизации ЕС как международного актора, что приводит к аналогичным тенденциям в странах Балкан. Например, А. Вучич на Генассамблее ООН заявил о готовности к международному сотрудничеству, но с сохранением сербского суверенитета. Дилемма о соотношении суверенитета с интеграцией в ЕС остается.

  • Русский философ Н. Бердяев выделял три идеи, способных помешать мировому хаосу: мировая империя, множество суверенных государств и международная федерация отказавшихся от суверенитета. Сейчас мы наблюдаем откат от третьего подхода, ранее привлекательного для Балкан, ко второму.

Амур Гаджиев

  • Турция считает себя частью Балкан, и ее активность в регионе не на паузе. Ключевые принципы: региональная ответственность и инклюзивность. В политической сфере провозглашается диалог на разных уровнях и участие в разных форматах, в сфере безопасности — состояние неделимой безопасности для всех стран и общин, в экономической — максимальная интеграция, в гуманитарной — принципы полиэтничности, мультикультурализма и многоконфессиональности.

  • В политической сфере особое значение имеют ОЧЭС, саммиты Юго-Восточной Европы. В этом году в Стамбуле состоялось первое заседание новой «Платформы мира».

  • Балканская политика Анкары сочетается с ее черноморской политикой. Балканы для Турции — зона приоритетного внимания с потенциалом для расширения своего влияния.

  • Турция активно участвует в международных военно-политических форматах на Балканах. Турецкие военные участвуют в KFOR, гражданские служащие — в Миссии ООН. Стоит выделить конференцию начальников генеральных штабов балканских стран, прошедшую в Стамбуле в мае. В апреле 2025 г. прошли учения спецназа балканских стран. Также стоит отметить турецкие военные поставки и инвестиции военного характера, особенно в Косово. В Косово строится турецкий завод по производству боеприпасов.

  • В экономической сфере политика Турции также активна. В визитах Р. Эрдогана на Балканы обычно принимают участие предприниматели. Также для Анкары Балканы — это экономические ворота в Европу. На Балканском инвестиционном форуме в г. Эдирне в конце 2024 г. был отмечен рост товарооборота и объявлена задача — увеличить торговлю до 40 млрд долл. в 2025 г.

  • Турецкая мягкая сила привлекательна для граждан стран Балкан, особенно для мусульман. В регионе популярен турецкий ислам, сочетающийся с идеей светского государства. В основе гуманитарной политики Турции лежат принципы полиэтничности, мультикультурализма и многоконфессиональности, однако ЕС видит в турецких инициативах стремление к продвижению политического ислама.

Анастасия Котова

  • Кульминацией участия США в балканской политике стало вмешательство в региональную ситуацию в ходе развала Югославии. Вашингтон был и посредником (Дейтонские соглашения), и одним из участников конфликта (бомбардировки 1999 г.).

  • В свете кризиса евроидентичности, противоборства с КНР и РФ Балканы для США остаются важным направлением политики. Приоритетами являются обеспечение стабильности, продвижение евроатлантической интеграции, ограничение роли внешних акторов.

  • В области безопасности для США особое значение имеет НАТО, куда интегрированы все страны региона, кроме Сербии. При этом, Белград является частью «Партнерства ради мира» с 2006 г. При этом, в косовском вопросе американская повестка во многом остается на бумаге. Вопрос Боснии и Герцеговины является заметно менее важным для Вашингтона, чем косовская проблематика.

  • С 1999 г. функционирует американская база в Косово и Метохии, с 2020 г. — модернизируется военная инфраструктура в Албании и Болгарии. Стоит отметить также закупки американских вооружений странами региона, в частности, Хорватией.

  • Экономическое присутствие США в регионе заметно ниже, чем, например, у Китая или ЕС. Однако, стоит отметить инициативу «Открытые Балканы», активизацию которой можно ожидать в каденцию Д. Трампа. Велики также инвестиции.

  • Гуманитарная политика США на Балканах направлена на подготовку кадров через американские и европейские университеты, а также через обучение на территории самих стран региона. С 1990-х гг. американские советники участвовали в формировании кадрового ресурса балканских стран в государственных структурах.

Юлия Мельникова

  • Для Китая Балканы — регион системного интереса и системного присутствия.

  • Все страны стали частью инициативы ОПОП за счет нормативных механизмов — меморандумов о взаимопонимании. Китаю удалось также выстроить институциональный формат взаимодействия с регионом — «14+1».

  • На Балканах Китай вступает в прямую конкуренцию с ЕС. Китайские проекты, в частности, транспортно-логистической направленности, являются альтернативой европейским.

  • Для КНР страны Балкан можно разделить на морские и сухопутные. В морских (Греция, Хорватия) Пекин интересует развитие инфраструктуры Морского шелкового пути, в сухопутных (прежде всего, Сербия) — развитие континентальных маршрутов от портов приема вглубь Европы, а также наращивание своего экспорта. При этом у всех стран Балкан в торговле с Китаем колоссальный дефицит. Лидером по объему товарооборота выступает Сербия, но даже ее показатели скромны — около 4,5 млрд евро.

  • Укреплению позиций Китая в отдельных балканских странах способствуют два системных фактора: это отсутствие полной европеизации их политического курса и наличие инвестиций в транспортную инфраструктуру. В тех государствах, где эти параметры сочетаются, КНР наиболее успешна. Кроме того, есть несистемный фактор притяжения — смена правительств. Балканская Румыния после смены правительства свела на нет все контакты с Китаем в рамках «14+1».

  • По всем трем аспектам наиболее привлекательна для КНР Сербия. Пекин инвестировал в сербскую часть железной дороги Белград — Будапешт, несколько автомагистралей, мостов через Дунай и промышленное развитие страны в целом. Сегодня реализуется уже третья очередь проектов ОПОП в Сербии.

  • Важное значение для Пекина имеет Греция: китайское присутствие в греческой экономике составляет 1,5% ВВП, КНР инвестирует в порт Пирея. Также стоит отметить Хорватию и Черногорию: взаимодействие по портовой линии, строительство дорог. Все остальные страны (Албания, Босния и Герцеговина, Болгария) находятся в «серой зоне»: системного взаимодействия с Китаем не выстроено.


Видео

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся