Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Лидеры России и США договорились продлить Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3), который истекает 5 февраля 2021 г. Договор продлевается на 5 лет без каких-либо дополнительных условий и изменений. Что это значит для стратегической стабильности и мировой безопасности; можно ли говорить, что традиционный контроль над вооружениями устарел, и что может прийти ему на смену, расскажут 5 февраля на экспертном мероприятии Пресс-центра МИЦ «Известия» эксперты:

— Евгений Бужинский, Председатель Пир-Центра, вице-президент РСМД (Онлайн)

— Дмитрий Стефанович, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, эксперт РСМД

— Андрей Баклицкий, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, консультант ПИР-Центра, эксперт РСМД (Онлайн)

— Андрей Павлов, руководитель программы «Стратегические исследования» СПбГУ (Онлайн)

Начало трансляции в 12:00.

Лидеры России и США договорились продлить Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3), который истекает 5 февраля 2021 г. Договор продлевается на 5 лет без каких-либо дополнительных условий и изменений. Что это значит для стратегической стабильности и мировой безопасности; можно ли говорить, что традиционный контроль над вооружениями устарел, и что может прийти ему на смену, рассказали 5 февраля на экспертном мероприятии Пресс-центра МИЦ «Известия» эксперты:

— Евгений Бужинский, председатель Пир-Центра, вице-президент РСМД

— Дмитрий Стефанович, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, эксперт РСМД

— Андрей Баклицкий, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, консультант ПИР-Центра, эксперт РСМД

— Андрей Павлов, руководитель программы «Стратегические исследования» СПбГУ

Тезисы

Евгений Бужинский:

  • Договор не останавливает развитие ядерных программ, и обе страны продолжают модернизировать ядерное оружие. Однако продление договора обеспечивает прозрачность разработок и возможность контроля.

  • Даже без продления договора количественная гонка вооружений не повторилась бы, учитывая предыдущий опыт государств и ограниченный ресурсный потенциал США. Что касается качественной гонки, то она идет и будет продолжаться.

  • Администрация Трампа выступала против заключения каких-либо договоренностей с Москвой, тогда как американские военные всегда поддерживали эту инициативу. Договор позволяет контролировать процесс вооружения России. Разведка и спутники не обеспечивают должного результата. Например, мобильные комплексы наземного базирования невозможно отследить в облачную погоду. Тогда как в рамках проведения инспекции можно, например, увидеть точное количество боезарядов.

  • По крайней мере на 4 года договор обеспечит стабильность отношений двух стран. Пожеланием новой администрации стало обсуждение новых положений договора, однако официальной позиции по данному вопросу стороны не выразили. Необходимо сотрудничество и дальнейший диалог по данному вопросу.

  • Если говорить об особенности продления данного договора по сравнению с заключением аналогичных в сфере стратегической безопасности, то она состояла в упорном сопротивлении американской стороны. Прежние администрации осознавали угрозу ядерной войны или понимали свою выгоду и заинтересованность, поэтому более легко шли на этот шаг.

  • Договор по открытому небу был важным инструментом и для Европы, не имеющей своих спутников, и для России, так как помогал отслеживать американские объекты. Однако существуют трудности с его продлением и вопрос о его существовании открыт.

  • Необходимость восстановления ДРСМД в прежнем виде вызывает вопросы, так как его условия нельзя назвать неактуальными. Сейчас необходимо ограничивать ракеты не только наземного, но и морского, и воздушного базирования.

Дмитрий Стефанович:

  • Продление договора само по себе не гарантирует дальнейшее плодотворное сотрудничество двух сторон даже по вопросу контроля над вооружениями. Однако договор даёт возможность решать вопросы и выстраивать диалог.
  • Говоря об иранской ядерной программе, необходимо отметить, что ядерная сделка не ограничивает ракетную программу Ирана, и это является одним из постоянных поводов для критики, однако СВПД изначально фокусировался именно на ядерных вопросах, в противном случае и его бы не было. СВПД необходимо восстанавливать "как есть". Вместе с тем, иранская ракетная программа развивается стремительно, поэтому необходимо искать и новые форматы, ограничивающие, управляющие развитием ракетных технологий. Начать можно было бы с двусторонних и многосторонних режимов уведомлений о пусках.
  • Говоря о будущем договоров о ядерной безопасности, необходимо учитывать важность контроля не только систем, а именно угроз. Продумывание операций и стратегий, открытая дискуссия вокруг концептуальных подходов, доктринальных установок и их восприятия позволит сохранить стратегическую стабильность.

Андрей Баклицкий:

  • Республиканские администрации традиционно менее склонны идти на ограничения, тогда как демократы более сговорчивы.

  • Администрация Байдена в данном вопросе повела себя более профессионально. Это связано с тем, что команда Байдена имеет профильный бэкграунд, например, среди них есть бывшие военные. Поэтому у нее есть понимание важности продления и заключения договоров.

  • Однако возможно возникновение трудностей на этапе ратификации договора, так как добиться большинства от демократов невозможно по вопросу в данной сфере, а договариваться с республиканцами будет трудно.

  • Продление договора положительно сказывается на отношениях двух стран и закладывает почву для дальнейшего сотрудничества. Во-первых, государства таким образом демонстрируют готовность и открытость к диалогу, во-вторых, показывает надёжность администрации Байдена и надежду на дальнейшее сотрудничество.

  • Договор по открытому небу вряд ли будет продлен. Договор был полезен в рамках выполнения совместных полетов, взаимодействия между лётчиками, однако в военном плане он бессмыслен. Например, с помощью спутников можно получать необходимую информацию.

  • У администрации Байдена есть понимание о необходимости согласовать условия возвращения к ядерной сделке с Ираном. Однако как в администрации президента, так и на международной арене есть как союзники, так и противники данной инициативы. Например, Израиль и страны Персидского залива выступают против, тогда как Великобритания, Франция и Германия поддерживают.

Андрей Павлов:

  • Будущее договора СНВ-3 просматривается не более чем на 5 лет.

  • Спектр оружия, который войдёт в новый договор, будет расширяться, технологии и военная стратегия — изменяться. Однако наличие политической воли будет способствовать разработке новых договоренностей, в то время как политическая обстановка может препятствовать заключению новых соглашений.

Видео


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся