Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.75)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

19 ноября 2025 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД «Безопасность и развитие в Евразии». Ведущие российские эксперты обсудили перспективы построения архитектуры евразийской безопасности и развития экономического сотрудничества. Особое внимание было уделено возможностям и препятствиям объединения регионов Евразии в единое континентальное пространство.

19 ноября 2025 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД «Безопасность и развитие в Евразии». Ведущие российские эксперты обсудили перспективы построения архитектуры евразийской безопасности и развития экономического сотрудничества. Особое внимание было уделено возможностям и препятствиям объединения регионов Евразии в единое континентальное пространство.

На городском завтраке выступили ведущий научный сотрудник Института международных исследований, профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России Иван Сафранчук; руководитель Центра центральноазиатских исследований Института Китая и современной Азии РАН, заместитель руководителя Департамента международных отношений Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Дмитрий Новиков, а также заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Александр Королев.

Модератором дискуссии выступил программный координатор РСМД Глеб Грызлов.

Тезисы

Иван Сафранчук

  • В российском экспертном сообществе продолжаются обсуждения определения понятия «Евразия» и российской стратегии на этом пространстве. Однако формально евразийская инициатива Москвы позиционируется как общеконтинентальная. Евразийское пространство включает 92 государства, которые целесообразно делить на две категории: «западные» (42 государства) и «незападные» (49 государств). Российская инициатива предназначена в первую очередь для «незападных» государств, а «западные» могут присоединиться к ней в процессе нормализации отношений.

  • Евразия — значимая часть мирового сообщества. Голоса государств региона составляют почти половину всех голосов в Генеральной Ассамблее ООН (43%). На территории континента расположены 8 из 10 государств с наибольшим ВВП по паритету покупательной способности, 9 из 10 ядерных держав, 4 из 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН. Однако континент традиционно рассматривают не как единое целое с совокупным потенциалом, а как шесть отдельных регионов.

  • Евразийское пространство имеет высокую конфликтность: 35–40% всех столкновений в мире за последние 30 лет происходили в незападной части Евразии. При этом для урегулирования таких ситуаций, как правило, привлекаются внешние силы: 11 стран региона были объектами, а 19 — субъектами интервенции за последние 30 лет. В незападной части Евразии сегодня насчитывается 25 устойчивых стратегических соперничеств, из них только два — с внешними державами, остальные — между странами континента. Таким образом, две третьих незападных государств Евразии так или иначе участвуют в конфликтах.

  • Диспаритет военных расходов стран (63% от общего объема приходятся на Китай, Россию и Индию) и опасения в отношении сильных соседей вынуждает малые и средние государства обращаться за помощью к внерегиональным игрокам, в частности США. А Вашингтон в обмен на обеспечение безопасности просит их о поддержке в соперничестве с Россией и Китаем. Такое положение дел формирует модель воспроизведения небезопасности.

  • Крупнейшие державы незападной Евразии видят ключевую проблему в существовании гегемона на глобальном уровне, а малые и средние государства — в возможной региональной гегемонии самих крупных держав континента.

  • Все перечисленные особенности, прежде всего, воспроизводящаяся нестабильность в области безопасности, мешают экономическому развитию незападной части Евразии. Построение евразийской безопасности должно включать нормализацию отношений между крупными игроками и снижение напряженности в существующих долгосрочных стратегических соперничествах. При этом не менее важными, но значительно менее проработанными вопросами остаются диспаритет потенциалов и привлечение в регион внешних игроков. Именно разработка механизмов гармонизации отношений между евразийскими государствами должна быть ключевой задачей для экспертного сообщества и специалистов-практиков в области международных отношений.

Дмитрий Новиков

  • Новая архитектура евразийской безопасности в данный момент является скорее концепцией, чем реальностью. Многие страны континента не осознают себя частью Евразии, определяя себя в рамках более узких регионов. При этом существуют предпосылки для того, чтобы проблемы континента начали восприниматься в общеевразийском ключе, так как растет логистическая, экономическая и миграционная взаимосвязанность стран Евразии. Сама идея расширения региональных пространств предшествовала возникновению евразийского дискурса и проявлялась, например, в американском термине «Большой Ближний Восток», а также концепции «Нового Шелкового пути».

  • Современная архитектура евразийской безопасности носит неоднородный и во многом устаревший характер. В Евразии существуют пространства с высокой степенью институционализации, например, постсоветское, где есть такие организации как СНГ, ОДКБ, ЕАЭС. Функционируют также такие крупные институты, как ШОС и СВМДА, куда входит широкий набор государств, однако это достигается за счет существенного снижения обязательств. Наконец, есть пространства, где не существует никаких институтов, и находящиеся там государства не видят в них нужды. При этом многие существующие институты были созданы в других геополитических условиях — в период однополярной системы. В то время соперничество между государствами «замораживалось», а гегемон и его союзники стремились монополизировать военную безопасность в Евразии. Создаваемые в этот период институты фокусировались на противодействии «нетрадиционным» угрозам, таким как терроризм. Сейчас «традиционная» безопасность снова выходит на первый план: военные расходы стран мира выросли на 28% за последние пять лет. Все эти факторы необходимо учитывать при создании новой системы безопасности на континенте.

  • Выстраивание новой архитектуры евразийской безопасности на теоретическом уровне требует решения нескольких задач. Во-первых, необходимо определить географические границы ее пространства. Во-вторых, нужно выработать принципы, на которых будет основываться новая архитектура. В данный момент российская позиция заключается в том, что Москва не хочет навязывать им свое видение этой проблематики, а лишь стремится вовлечь их в диалог. Такой подход обладает своими преимуществами ввиду неоднородности евразийского пространства, однако отсутствие понимания того, на каких основах должна строиться новая архитектура безопасности, создает затруднения. В-третьих, необходимо тонко перенастроить уже существующую архитектуру, не нарушая консенсус в таких организациях как, например, ШОС или СВМДА. Наконец, самая важная задача — убедить другие страны в необходимости создания единой и неделимой архитектуры евразийской безопасности. В настоящее время во многих государствах сильна тенденция к регионализации, а иногда и локализации своих интересов в сфере безопасности. Разъяснение необходимости создания новой архитектуры — это задача в том числе и экспертного сообщества.

  • Создание новой архитектуры безопасности в Евразии сталкивается с рядом серьезных проблем. Ключевой из них является отсутствие подходящих исторических прецедентов: все модели прошлого носили блоковый характер и основывались на балансе сил. Подобный подход вряд ли будет эффективен в Евразии. Новую модель евразийской безопасности придется выстраивать с нуля. При этом даже в России пока не до конца сформировано представление о том, как в конечном итоге должна выглядеть новая система евразийской безопасности.

Александр Королев

  • Идея Большого Евразийского партнерства (БЕП) за последнее десятилетие так и не прижилась в Юго-Восточной Азии. На стратегическом уровне АСЕАН не воспринимает себя как часть евразийского пространства. У стран Ассоциации нет ни одного стратегического документа, в котором они относят себя к Евразии. Традиционно они связывают себя с двумя регионами — Азиатско-Тихоокеанским и Индо-Тихоокеанским.

  • В России пока нет конкретного понимания, что такое «Большая Евразия» и как должна реализовываться инициатива БЕП. Например, в Евразийской экономической комиссии видят БЕП как сеть преференциальных и непреференциальных соглашений, которые заключает ЕАЭС с третьими странами. В этом смысле страны АСЕАН уже участвуют в БЕП: существует зона свободной торговли ЕАЭС — Вьетнам, есть интерес к заключению подобных соглашений со стороны ряда других государств объединения. При этом взаимодействие в более широком формате сталкивается с существенными сложностями.

  • Институционализация обсуждаемого в России формата многостороннего сотрудничества ЕАЭС, ШОС, БРИКС и АСЕАН представляется маловероятной. Все эти организации обладают принципиально разной структурой и кругом задач. Кроме того, неясно, кто будет выступать инициатором продвижения совместной повестки.

  • Страны Ассоциации сейчас чувствуют давление как со стороны США, так и со стороны Китая. При этом АСЕАН стремится избежать привнесения «логики холодной войны» в регион и не желает примыкать к одной из сторон. Ассоциация нуждается в третьем центре силы для хеджирования рисков. Россия рассматривается как один из потенциальных вариантов, однако следует понимать, что Юго-Восточная Азия не стоит достаточна высоко в списке внешнеполитических приоритетов Москвы. Кроме того, Россия не обладает таким же объемом ресурсов, как США и КНР. При этом существует значительный потенциал для расширения сотрудничества по ряду направлений, где Москва опережает конкурентов: в сфере энергетической безопасности, химической промышленности, экспорта вооружений, кибербезопасности, разработки платежных механизмов и т.д.

  • Для интеграции АСЕАН в новую архитектуру евразийской безопасности, необходимо, в первую очередь, объяснить государствам-членам, какую практическую пользу они от этого получат. Так, китайская концепция «сообщества единой судьбы человечества» имеет определенный успех в регионе ввиду того, что ее подкрепляет экономическая инициатива «Один пояс, один путь». Также необходимо дать АСЕАН понимание того, какую роль Ассоциация будет играть в новой архитектуре.

Доклад Александра Королева на городском завтраке подготовлен в рамках гранта Российского научного фонда №25-78-10133 «Формирование Евразийского макрорегиона в контексте разнонаправленного влияния глобальных и региональных процессов на внешнеполитические стратегии евразийских государств».

Видео

(Голосов: 4, Рейтинг: 4.75)
 (4 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju