Украинский кризис и европейский космический сектор
11 июня 2022
0
комментариев
1291
Просмотр
В ридер
Распечатать
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Ниже читатели увидят перевод Аналитической записки №57 Европейского института космической политики (май 2022 г.). Примечателен данный текст тем, что суммирует озабоченности европейской стороны относительно влияния украинского кризиса на динамику развития космического сектора. Ознакомление с документом может быть полезно с точки зрения представленной в нем фактологии (хотя и частично вырванной из контекста), равно как и общего видения европейской стороной эволюции места космоса в общих военно-политических расчетах.«Вооруженный конфликт на Украине* и европейский космический сектор» 2. Кризис как локомотив европейских усилий по обеспечению собственной автономии и безопасности После начала конфликта связи между российским и европейскими стейкхолдерами были разорваны – шаг, последствия которого в долгосрочной перспективе еще неочевидны. Вооруженный конфликт выдвинул на первый план политической повестки стратегические вызовы, которые Европе необходимо незамедлительно преодолеть, и, таким образом, должна привести к ускорению текущих космических усилий. Сложившаяся ситуация указала на уязвимость зависимого положения Европы от России. Изначально выстраивавшиеся по принципу взаимного выигрыша отношения превратились в отношения односторонней зависимости. Речь идет не только о сырье. Космический сектор оказался одним из немногих промышленных секторов, в котором наблюдается прямая зависимость Европы от российских возможностей – преимущество, которым государство умело оперирует в отместку за европейские санкции. Ситуация иллюстрирует ограниченность европейской стратегической автономии Европы и вынуждает Европу принимать соответствующие меры. Вопрос доступа к космическому пространству стоит особенно остро в свете резкого прекращения запусков «Союзов» с Куру и зависимости европейской пусковой деятельности от российских деталей и компонентов. Эта зависимость от России трансформируется в сложности со своевременной доставкой на орбиту, в том числе, наиболее критических космических аппаратов, что наносит как операционный, так и символический удар по Европе. По сути приостановка запусков «Союзов» с Куру уже привела к невозможности отправки в космос пяти спутников, включая два «Галилео» и французский спутник военного назначения, т.е. космические аппараты, направленные на выполнение задач безопасности и обороны. Помимо этого, текущая ситуация указывает на необходимость расширения системы европейской безопасности и обороны и в перспективе должна послужить стимулом для ускорения соответствующих усилий в русле принятой в марте 2022 г. программы «Стратегический компас». Документ, задающий рамки будущей деятельности ЕС в сфере безопасности и обороны, содержит ряд посвященных космосу тематических блоков и поддерживает нынешнюю космическую деятельность Европы, подтверждая необходимость ее дальнейшей интенсификации, в том числе, за счет развития новых возможностей и технологий. Помимо этого стратегического документа, заявления о целесообразности дальнейшей интеграции космоса в повестку безопасности и обороны содержит Декларация, принятая Европой по случаю украинского конфликта (Версаль, март). Новая обстановка порождает новые вопросы и ожидания. Во-первых, наиболее вероятно, что военное измерение (вопросы безопасности и обороны) Космической программы ЕС получит дополнительный импульс в ближайшие месяцы, что соответствует опубликованному в феврале намерению Европейской Комиссии вносить больший вклад в общую безопасность. Так, уже звучали мнения о необходимости повышения военной значимости программы «Коперникус», в том числе, за счет создания специального сервиса, сопоставимого с сервисом по предоставлению данных системы «Галилео» для авторизованных правительством пользователей («Галилео ПРС»). Схожим образом ожидается, что в рамках Инициативы ЕС по безопасной взаимосвязанности космические аппараты будут использоваться в целях разведки, антикризисного управления, а также для интеграции и защиты критической инфраструктуры. Во-вторых, до сих пор неочевиден ответ Европы в случае атаки на один из европейских спутников, а также тип операторов, которые могли бы остаться в выигрыше от действий Европы. Наряду с этим, на повестке дня стоит вопрос о повышении устойчивости, так как имевшие место кибератаки на спутники и (критическую) инфраструктуру обнажили европейскую уязвимость в данной области.
1. Кризис, имеющий значительные последствия для европейского космического сектора
Вооруженный конфликт на Украине, начало которого было положено в феврале 2022 г., в очередной раз подчеркивает уникальное значение и критическую важность прикладного применения космических технологий для целей безопасности и обороны (выдел. – авт.), включая задачи по сбору разведывательных данных и обеспечению доступности каналов связи. Недавняя кибератака на коммерческий спутник американской компании ViaSat, функционирование которого поддерживало военные действия на Украине, нарушила работоспособность терминалов гражданских пользователей по всей Европе, а также тысяч ветряных турбин в Германии, таким образом продемонстрировав рост вызовов для защиты космической инфраструктуры. Конфликт стал серьезным потрясением для европейского космического сектора в связи с чередой санкций и эмбарго, повлекших за собой разрыв дружественных отношений, выстраивавшихся западными космическими стейкхолдерами и их российскими визави на протяжении последних десятилетий. Последствия войны для европейского космического сектора включают: - отмену Роскосмосом пусков «Союзов» с космодрома Куру во Французской Гвиане, отразившуюся на динамике запуска ключевых космических аппаратов, и отказ российского космического агентства запускать европейские коммерческие спутники;
- отсрочку миссии «ЭкзоМарс» (возможно до 2026 г. или более позднего срока), изначально запланированной на сентябрь этого года. Сложившаяся ситуация вынуждает Европейское космическое агентство заниматься поисками альтернативного оператора пусковых услуг, в связи с чем было незамедлительно инициировано исследование возможных опций реализации миссии. ЕКА также решило приостановить сотрудничество в части будущих российских лунных миссий;
- последствия для европейских пусковых услуг: так как РН «Вега» и «Вега-С» используют двигатели украинского производства, разрушение украинских заводов (например, Южмаша) и ограниченные запасы соответствующих двигателей могут привести к нарушению производства и пусковой активности обеих ракет.
В этом контексте Стратегия европейской космической безопасности и обороны, публикация которой ожидается в 2023 г., согласно «Стратегическому компасу», представляется краеугольным моментом для ЕС и его государств-членов, возможностью транслировать собственную позицию по указанным вопросам и сформировать четкий план действий. Принципиально необходимо артикулировать видение будущей системы управления космическими делами: Стратегия должна разъяснить процедуры и компетенции отдельных акторов по обеспечению защиты и устойчивости европейских космических активов в условиях кризиса. Безусловно, переплетение задач на уровне государств-членов и ЕС создает определенные сложности и приводит к потере эффективности, что обязательно следует учесть и урегулировать. Хотя в планы Комиссии входит расширение механизма реагирования на угрозы в рамках системы «Галилео» системами и услугами, подпадающими под другие задачи Космической программы ЕС, это намерение еще только предстоит утвердить на уровне государств-членов ЕС. Параллельно следует скорректировать усилия ЕКА в области безопасности так, чтобы они соответствовали новому политическому ландшафту и дополняли инициативы, принимаемые на уровне государств-членов и ЕС.
3. Кризис, вынудивший Европу взглянуть на космос с политической точки зрения
Ранее европейские космические усилия фокусировались большей частью на гражданской и коммерческой деятельности, на международной торговле и кооперации. Сообразно такой позиции европейцы старались изолировать космическую повестку от геополитики, ставя в приоритет возможные благоприятные последствия и бонусы от синергии космических программ. Текущая ситуация резко контрастирует с таким подходом. В целом переплетение череды новых факторов подрывает ряд «исторических» позиций Европы по вопросам космической деятельности. Наступление эры «космической экономики» и ее последствия для космического предпринимательства, равно как и текущий кризис знаменуют собой новую веху, в ответ на которую европейским стейкхолдерам следует пересмотреть образ политического мышления и направления космической деятельности (в том числе, направленной вовне). Действительно, европейские лица, принимающие решения, продемонстрировали готовность использовать космос в качестве инструмента геополитики – космос приравняли к другим политическим плацдармам (доменам). Вследствие этого взаимозависимость с другими стейкхолдерами в космическом секторе может использоваться государствами для оказания давления и активного продвижения их собственных стратегических интересов. Такой образ мысли, которому на протяжении многих лет следовало большинство космических держав, до сих пор не является мейнстримом в Европе. Однако, именно он должен лечь в основу будущего международного сотрудничества Европы в космосе, особенно в части проработки модальностей дальнейшей зависимости Европы от внешних поставок в условиях крайне неопределенной космической обстановки.
* Название аналитической записки изменено в целях выполнения требований Законодательства РФ.
Поделиться статьей
Автор
Евгения Дрожащих
Аспирант Факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова
Блог: Блог Евгении Дрожащих
Рейтинг: 1
ДРУГИЕ ЗАПИСИ
Космическая Индонезия
10 декабря 2015
Евгения Дрожащих
Пинг-понг «по-вишеградски»
3 июля 2015
Евгения Дрожащих