Блог Евгении Дрожащих

Украинский кризис и европейский космический сектор

11 июня 2022
Распечатать
Ниже читатели увидят перевод Аналитической записки №57 Европейского института космической политики (май 2022 г.). Примечателен данный текст тем, что суммирует озабоченности европейской стороны относительно влияния украинского кризиса на динамику развития космического сектора. Ознакомление с документом может быть полезно с точки зрения представленной в нем фактологии (хотя и частично вырванной из контекста), равно как и общего видения европейской стороной эволюции места космоса в общих военно-политических расчетах.

«Вооруженный конфликт на Украине* и европейский космический сектор»

1. Кризис, имеющий значительные последствия для европейского космического сектора

Вооруженный конфликт на Украине, начало которого было положено в феврале 2022 г., в очередной раз подчеркивает уникальное значение и критическую важность прикладного применения космических технологий для целей безопасности и обороны (выдел. – авт.), включая задачи по сбору разведывательных данных и обеспечению доступности каналов связи. Недавняя кибератака на коммерческий спутник американской компании ViaSat, функционирование которого поддерживало военные действия на Украине, нарушила работоспособность терминалов гражданских пользователей по всей Европе, а также тысяч ветряных турбин в Германии, таким образом продемонстрировав рост вызовов для защиты космической инфраструктуры.

Конфликт стал серьезным потрясением для европейского космического сектора в связи с чередой санкций и эмбарго, повлекших за собой разрыв дружественных отношений, выстраивавшихся западными космическими стейкхолдерами и их российскими визави на протяжении последних десятилетий. Последствия войны для европейского космического сектора включают:
  • отмену Роскосмосом пусков «Союзов» с космодрома Куру во Французской Гвиане, отразившуюся на динамике запуска ключевых космических аппаратов, и отказ российского космического агентства запускать европейские коммерческие спутники;
  • отсрочку миссии «ЭкзоМарс» (возможно до 2026 г. или более позднего срока), изначально запланированной на сентябрь этого года. Сложившаяся ситуация вынуждает Европейское космическое агентство заниматься поисками альтернативного оператора пусковых услуг, в связи с чем было незамедлительно инициировано исследование возможных опций реализации миссии. ЕКА также решило приостановить сотрудничество в части будущих российских лунных миссий;
  • последствия для европейских пусковых услуг: так как РН «Вега» и «Вега-С» используют двигатели украинского производства, разрушение украинских заводов (например, Южмаша) и ограниченные запасы соответствующих двигателей могут привести к нарушению производства и пусковой активности обеих ракет.
Помимо краткосрочного воздействия на космические программы ожидаются и более долгосрочные негативные эффекты, в частности, как следствие ухудшения международных отношений. В результате текущие события могут нанести урон сотрудничеству, международной торговле и многостороннему переговорному процессу по таким вопросам космической повестки, как контроль над вооружениями в космосе или управление космическим движением.

2. Кризис как локомотив европейских усилий по обеспечению собственной автономии и безопасности

После начала конфликта связи между российским и европейскими стейкхолдерами были разорваны – шаг, последствия которого в долгосрочной перспективе еще неочевидны. Вооруженный конфликт выдвинул на первый план политической повестки стратегические вызовы, которые Европе необходимо незамедлительно преодолеть, и, таким образом, должна привести к ускорению текущих космических усилий.

Сложившаяся ситуация указала на уязвимость зависимого положения Европы от России. Изначально выстраивавшиеся по принципу взаимного выигрыша отношения превратились в отношения односторонней зависимости. Речь идет не только о сырье. Космический сектор оказался одним из немногих промышленных секторов, в котором наблюдается прямая зависимость Европы от российских возможностей – преимущество, которым государство умело оперирует в отместку за европейские санкции. Ситуация иллюстрирует ограниченность европейской стратегической автономии Европы и вынуждает Европу принимать соответствующие меры. Вопрос доступа к космическому пространству стоит особенно остро в свете резкого прекращения запусков «Союзов» с Куру и зависимости европейской пусковой деятельности от российских деталей и компонентов. Эта зависимость от России трансформируется в сложности со своевременной доставкой на орбиту, в том числе, наиболее критических космических аппаратов, что наносит как операционный, так и символический удар по Европе. По сути приостановка запусков «Союзов» с Куру уже привела к невозможности отправки в космос пяти спутников, включая два «Галилео» и французский спутник военного назначения, т.е. космические аппараты, направленные на выполнение задач безопасности и обороны.

Помимо этого, текущая ситуация указывает на необходимость расширения системы европейской безопасности и обороны и в перспективе должна послужить стимулом для ускорения соответствующих усилий в русле принятой в марте 2022 г. программы «Стратегический компас». Документ, задающий рамки будущей деятельности ЕС в сфере безопасности и обороны, содержит ряд посвященных космосу тематических блоков и поддерживает нынешнюю космическую деятельность Европы, подтверждая необходимость ее дальнейшей интенсификации, в том числе, за счет развития новых возможностей и технологий. Помимо этого стратегического документа, заявления о целесообразности дальнейшей интеграции космоса в повестку безопасности и обороны содержит Декларация, принятая Европой по случаю украинского конфликта (Версаль, март).

Новая обстановка порождает новые вопросы и ожидания. Во-первых, наиболее вероятно, что военное измерение (вопросы безопасности и обороны) Космической программы ЕС получит дополнительный импульс в ближайшие месяцы, что соответствует опубликованному в феврале намерению Европейской Комиссии вносить больший вклад в общую безопасность. Так, уже звучали мнения о необходимости повышения военной значимости программы «Коперникус», в том числе, за счет создания специального сервиса, сопоставимого с сервисом по предоставлению данных системы «Галилео» для авторизованных правительством пользователей («Галилео ПРС»). Схожим образом ожидается, что в рамках Инициативы ЕС по безопасной взаимосвязанности космические аппараты будут использоваться в целях разведки, антикризисного управления, а также для интеграции и защиты критической инфраструктуры. Во-вторых, до сих пор неочевиден ответ Европы в случае атаки на один из европейских спутников, а также тип операторов, которые могли бы остаться в выигрыше от действий Европы. Наряду с этим, на повестке дня стоит вопрос о повышении устойчивости, так как имевшие место кибератаки на спутники и (критическую) инфраструктуру обнажили европейскую уязвимость в данной области.

В этом контексте Стратегия европейской космической безопасности и обороны, публикация которой ожидается в 2023 г., согласно «Стратегическому компасу», представляется краеугольным моментом для ЕС и его государств-членов, возможностью транслировать собственную позицию по указанным вопросам и сформировать четкий план действий. Принципиально необходимо артикулировать видение будущей системы управления космическими делами: Стратегия должна разъяснить процедуры и компетенции отдельных акторов по обеспечению защиты и устойчивости европейских космических активов в условиях кризиса. Безусловно, переплетение задач на уровне государств-членов и ЕС создает определенные сложности и приводит к потере эффективности, что обязательно следует учесть и урегулировать. Хотя в планы Комиссии входит расширение механизма реагирования на угрозы в рамках системы «Галилео» системами и услугами, подпадающими под другие задачи Космической программы ЕС, это намерение еще только предстоит утвердить на уровне государств-членов ЕС. Параллельно следует скорректировать усилия ЕКА в области безопасности так, чтобы они соответствовали новому политическому ландшафту и дополняли инициативы, принимаемые на уровне государств-членов и ЕС.

3. Кризис, вынудивший Европу взглянуть на космос с политической точки зрения

Ранее европейские космические усилия фокусировались большей частью на гражданской и коммерческой деятельности, на международной торговле и кооперации. Сообразно такой позиции европейцы старались изолировать космическую повестку от геополитики, ставя в приоритет возможные благоприятные последствия и бонусы от синергии космических программ. Текущая ситуация резко контрастирует с таким подходом. В целом переплетение череды новых факторов подрывает ряд «исторических» позиций Европы по вопросам космической деятельности. Наступление эры «космической экономики» и ее последствия для космического предпринимательства, равно как и текущий кризис знаменуют собой новую веху, в ответ на которую европейским стейкхолдерам следует пересмотреть образ политического мышления и направления космической деятельности (в том числе, направленной вовне). Действительно, европейские лица, принимающие решения, продемонстрировали готовность использовать космос в качестве инструмента геополитики – космос приравняли к другим политическим плацдармам (доменам). Вследствие этого взаимозависимость с другими стейкхолдерами в космическом секторе может использоваться государствами для оказания давления и активного продвижения их собственных стратегических интересов. Такой образ мысли, которому на протяжении многих лет следовало большинство космических держав, до сих пор не является мейнстримом в Европе. Однако, именно он должен лечь в основу будущего международного сотрудничества Европы в космосе, особенно в части проработки модальностей дальнейшей зависимости Европы от внешних поставок в условиях крайне неопределенной космической обстановки.

* Название аналитической записки изменено в целях выполнения требований Законодательства РФ.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся