Блог Евгении Дрожащих

Пинг-понг «по-вишеградски»

3 Июля 2015
Распечатать

30 июня на базе Российского совета по международным делам был проведен круглый стол, посвященный проблеме отношений России со странами Вишеградской четверки[1].

 

Несмотря на отмеченный как российскими, так и западными экспертами, настрой, если не на позитивный лад, то, как минимум, прагматичное сотрудничество, в воздухе время от времени витал дух очевидного несогласия с позицией противоположной стороны. Что, пожалуй, можно объяснить озвученным (и, как показалось, изобретенным) доктором экономических наук А. Дрыночкиным словом «аберрационность»[2], удачно вписавшимся в развернувшуюся дискуссию.

 

За основу для обсуждения был взят подготовленный для РСМД экспертами отдела Восточноевропейских исследований Института Европы РАН доклад «Отношения России и стран Вишеградской группы: испытание Украиной», написанный под руководством Л. Шишелиной, заведующей отделом восточноевропейских исследований ИЕ РАН. Обозначенные Любовью Николаевной «треки» формирования отношений Вишеградской группы вызвали обоюдный интерес европейских и российских коллег, обусловивший «живость» и «откровенность» последовавшего диалога ─ то, к чему изначально призывал модератор встречи генеральный директор РСМД А. Кортунов.

 

Открытое выражение мнений сторон, словно по шкале термометра, то повышало, то понижало градус напряженности в зале: каждое утверждение находило как оппонентов, так и ожидаемых противников. В качестве иллюстрации рассмотрим несколько соображений, вызвавших неоднозначную реакцию экспертов.

 

 

Во-первых, дифференциация мнений была обозначена уже при анализе видимых целей создания объединения. В то время как российские специалисты подошли к рассмотрению Вишеградской группы как фактора геополитического сплочения и в определенной мере противостояния российскому влиянию, западные коллеги акцентировали внимание на отсутствии идеи быть «против кого-либо». Четверка, на их взгляд, не что иное, как результат общего «шестивекового» прошлого, стремления поделиться успешными практиками распространения демократических ценностей, идеалов, а также идеями возможного энергетического и промышленного сотрудничества (при этом проект «Энергетического союза Европы» был назван «детищем» V4).

 

Во-вторых, высказывание директора Института Европы РАН А. Громыко о том, что консолидацию позиций стран ЕС, а именно представителей Вишеградской группы, не стоит преувеличивать, было опровергнуто представителем посольства Польши в Москве. Последний подчеркнул достижение объединением «common assessment of all reсent events». Однако возникает вопрос: в чем же именно заключается «общая оценка событий», или в каких отдельно взятых вопросах она прослеживается, если в рамках группы не раз наблюдались неурегулированные этно-территориальные споры, различное отношение к (не)признанию независимости государств или подписанию ключевых документов ЕС[3]? Или же ключевым было слово «недавние», что указывает лишь на «кейс Украины»?

 

В-третьих, западные эксперты единым фронтом выступили за оказание помощи Украине в сложной кризисной ситуации. Предлагаемое стране гуманитарное сотрудничество, наряду с выделением финансовых средств из Вишеградского Фонда, видится странами V4 своеобразной миссией. Миссией по привнесению демократических ценностей и европейских стандартов в еще не окрепшее в силу внешних факторов государство. В свою очередь, научно-исследовательские круги России рассматривают происходящее как желание европейских коллег, преследующих сугубо геополитические цели, максимального приблизить Украину при одновременном дистанцировании ее от себя. «Пучина» обещаний представителей ЕС о гуманитарном сотрудничестве интерпретируется украинским народом как одобрение идеи членства Украины в Союзе, однако высокие ожидания резонно ставятся под сомнение российскими аналитиками.

 

Более того, как отметил программный директор РСМД И. Тимофеев, скептическая «тенденция мысли» становится ощутимой даже в кругах антироссийски настроенных украинцев, «не получающих достойной поддержки от ЕС» и теряющих веру во всесильность европейских партнеров. Другими словами, если, по мнению Запада, Украина получает «лотерейный билет», то, по мнению отечественных специалистов, государство «покупает билет на Титаник» (Л. Шишелина).

 

В-четвертых, пока российские представители с сожалением говорили о том, что на данный момент механизм более гибкого и глубокого сотрудничества со странами Вишеградской группы не налажен, представитель Словакии со значительной долей убежденности в голосе поделился мыслью о готовности европейских коллег активно идти на контакт. Нужен лишь шаг навстречу со стороны России! Но не прошло и несколько минут, как представитель посольства Венгрии посетовал на отсутствие благоприятных условий для установления связей, в частности, в рамках возможного диалога V4 ─ ЕАЭС. Европейская идея не прошла европейскую цензуру.

 

Таким образом, реплика за репликой, комментарий за комментарием вырисовывались проблемы в восприятии обеими сторонами внешнеполитических линий друг друга.

 

 

Тем не менее надо отдать должное выступавшим спикерам: при максимально уважительном отношении к ответам коллег они не поддались царящему на других международных площадках «духу враждебности/ войны» (И. Тимофеев). Особенное одобрение вызвало стремление европейских экспертов не разделять события на черное/белое (антироссийское/пророссийское) ─ каждую ситуацию необходимо рассматривать в конкретном контексте. И обсуждать, и делиться мнениями, и еще раз обсуждать с другими акторами международных отношений.

 

Счет раунда – ничья. Каждый слушал и был услышан.

 

 


[1] Вишеградская группа (Вишеградская четверка/ V4) – неформальное объединение четырех центральноевропейских государств (Польши, Чехии, Словакии, Венгрии), существующее с 1991 года и обладающее единственным институтом с постоянным представительством – Вишеградским Фондом. (Стоит отметить: несмотря на декларируемую группой приверженность Европейскому союзу, Фонд получает средства от таких не входящих в ЕС спонсоров, как Норвегия, Израиль, США и др.). Вишеградская группа активно сотрудничает со странами, участвующими в программе «Восточное партнерство» ЕС (ранее – Европейская политика соседства), призывая соседние, в частности, постсоветские государства к принятию европейских ценностей.

 

[2] Искаженное восприятие

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся