Блог Виктории Иванченко

Северо-балтийские государства и Россия: есть ли общие точки соприкосновения?

15 ноября 2015
Распечатать

Статья по итогам Baltic-Russia Youth Forum 2015 при поддержке НАТО, который проходил 3-6 ноября в столице Эстонии – Таллине. В форуме принимали участие представители государств Балтии, Скандинавии, Восточного партнерства и России. Помимо заявленных государств, среди докладчиков были эксперты, политические деятели и дипломаты с Германии, Бельгии, США, Великобритании и в целом структур НАТО и ЕС.

Северо-Балтийский регион (по аналогии с Nordic-Baltic region - регион Северной Европы и Балтии) не является ключевым для России с точки зрения национальных интересов, несмотря на близкое географическое расположение и соседство с некоторыми из них, а также общую историю. Впрочем, сама история (особенно интерпретация событий Великой Отечественной войны и Второй мировой в целом, а также советский период) является одной из болевых точек в вопросе взаимоотношений данных государств. С другой стороны, вопросы безопасности и отношений по линии Россия-НАТО особенно остро обнажаются именно в этом регионе, в частности в странах Балтии.

Анализируя выступление министра иностранных дел Эстонской Республики Марины Кальюранд, можно отметить следующие пункты актуальной для региона повестки дня:

1. Демократизация стран Восточной Европы (участников программы Восточного партнерства) и содействие усилению их независимости от России с перспективой дальнейшей интеграции в евроатлантическое сообщество (по примеру Эстонии). Важный акцент был сделан на необходимости разделять общие ценности со всеми участниками интеграционных процессов ЕС и НАТО. Однако стоит отметить, что вопрос расширения НАТО сегодня находится в полузамороженном состоянии, за исключением возможности присоединения Швеции и Финляндии к Организации Североатлантического договора. Вопрос этот рассматривается в ключе "опасности" со стороны России и дисбаланса в Европе. Украина вынесена за скобки, Грузия имеет больше шансов, однако ни в самой Европе, ни в Грузии нет консенсуса по поводу членства Грузии в НАТО. Внутренняя дискуссия в Грузии ставит вопрос о целесообразности ее принятия в НАТО и среди самих членов организации.

2. Так называемая «агрессия» России и необходимость обезопасить себя от возможной территориальной экспансии. Отмечая общие настроения последующих выступлений официальных лиц и экспертов, стоит отметить, что в странах Балтии постоянно остро ставится вопрос угрозы вмешательства России во внутренние дела или непосредственно российская военная интервенция. Помимо территориальной экспансии угроза России рассматривается шире – как угроза «ревизионизма» мирового порядка, пересмотра правил о нерушимости границ государств, что может в итоге касаться даже нейтральных государств Скандинавии.

С этой целью Эстония находит целесообразным ужесточить санкции и принять иные жесткие меры, дабы «подтолкнуть Россию в правильном направлении» - т.е. изменить внешнюю политику России и подход к существующим проблемам, в частности на европейском континенте.

3. Сирия и Асад. Тема Сирии, и особенно политического режима Асада, снова актуальна в Европе ввиду кризиса беженцев и военной операции России в Сирии против ИГ (Исламского государства - организация запрещена в России). Бескомпромиссная риторика также не меняется: с Асадом нет и не может быть никакого будущего ни для Сирии, ни для Ближнего Востока.

Министр иностранных дел Эстонии упомянула ситуацию в Ливии (возможно, как пример государства, где авторитарный лидер был «успешно» смещен в ключе событий «арабской весны») и необходимость установления эффективного демократического правительства внутри. Однако, осталось неясным, как это возможно в ситуации затянувшейся гражданской войны и анархии.

Чиновники и эксперты из европейских стран также сделали немало интересных (пусть и частных) заявлений, которые могут помочь лучше объяснить западное восприятие отношений России с Западом (конкретно: ЕС и НАТО) через призму текущих кризисов.

Вопрос Турции.

В связи с миграционным кризисом и проблемой открытого канала для миграции беженцев через Турцию в страны Европейского союза, заявления о перспективе Турции как члена ЕС, да и просто европейского (в цивилизационном смысле) государства, смягчились – так, например, представителем Брюсселя Турция была названа "важной страной" для Европейского союза. Основной причиной заморозки интеграции является «непонимание Турции», и поэтому - страх перед ней внутри ЕС. Расширение Европейского союза не исключено, хотя и не в ближайшем будущем и при условии принятия европейских и демократических ценностей и адаптации к ним всей государственной машины стран-кандидатов, хотя пока вопрос расширения всерьез не обсуждается в силу многих кризисов в самом ЕС.

Тем не менее, было упомянуто, что расширение ЕС необходимо, если Европейский союз хочет и далее продвигать и укреплять свою политическую и социальную модель, поэтому важно сохранить Турцию и Украину в орбите влияния и привлекательности европейских ценностей.

Хельсинки-75 и «ревизионизм».

Профессор Хельсинского университета и Университета Джона Хопкинса в США Майкл Хальтцель (бывший советник Джо Байдена по вопросам внешней политики) в своем выступлении особо подчеркнул недопустимость для Запада ревизии международного порядка Россией и правил взаимодействия (на международно-правовом уровне), которые были выработаны и закреплены в Хельсинских соглашениях 1975 года. О новом подобном договоре речи пока быть не может, независимо от изменений в мире в целом и неэффективности существующих правил. Профессор также настаивал, что Европа не должна быть всецело открыта России при условии, если российская внешняя политика и действия России не будут пересмотрены – т.е. если Россия не откажется от Крыма и поддержки Донбасса.

Однако стоит отметить, что объективные перемены в структуре международных отношений и неэффективность закрепленных в Хельсинских соглашениях норм (точнее: их частое несоблюдение, подход «двойных стандартов» при их исполнении) в скором времени могут поставить государства Балтии и Северной Европы перед необходимостью пересмотреть свой внешнеполитический подход к отношениям с Россией. Хотя вряд ли он сможет измениться существенным образом, за исключением варианта чрезвычайно острых и болезненных перемен для всего мира или европейского региона и необходимости нестандартно на них реагировать.

Архитектура европейской безопасности (северо-балтийский взгляд).

В плане собственной безопасности государства Балтии считают наиболее разумным способом делегировать большинство обязанностей по защите региона и собственной страны НАТО, и в целом укреплять позиции организации, увеличивать ее значимость и роль в Европе и мире. Балтийские страны, пожалуй, в большей мере, чем остальные государства, готовы отказаться от суверенитета в вопросах безопасности и не боятся зависимости, находя симбиоз с НАТО и США вполне оправданным и эффективным.

Также начал подниматься вопрос о членстве Швеции в НАТО, учитывая «российскую угрозу», а также низкую обороноспособность Швеции. Однако присоединение Швеции к Организации Североатлантического договора в данном случае завуалировано мнимым поводом, так как голословные утверждения о возможной экспансии России ничем не подкреплены (со Швецией Россия даже не имеет общих границ, не говоря уже о незаинтересованности в подобного рода акциях). Подобные разговоры проходят на фоне утверждений о кризисе всей системы безопасности Европы «после Украины».


Исходя из заявлений и обсуждений Форума, ниже выделим характерные черты поведения и внешнеполитических подходов в текущей международной ситуации северо-балтийских государств, НАТО и Запада в общем, учитывая широкую географию участников:

1) Отсутствие решимости и готовности менять как официальную риторику, так и подход в отношении России. Россия воспринимается как потенциальная угроза для стабильного миропорядка и в целом для статуса-кво в мире, и в связи с этим есть необходимость Россию "наказать" за попытки ревизии миропорядка и нарушение международно-правовых норм.

2) Неготовность адаптироваться к динамичным изменениям в мире целом (новой конфронтации России-Запада, растущей роли Азиатско-тихоокеанского региона), желание унифицировать мировые правила взаимодействия по западному образцу.

3) Непонимание реальных интересов и логики внешнеполитических решений России – объяснение политики России нерациональностью и амбициями политической элиты РФ, привычными штампами империализма и экспансионизма.

4) Отсутствие консенсуса по поводу необходимости расширения НАТО, перспектив членства Турции в ЕС, миграционной политики.

5) Намерение активизировать деятельность НАТО в регионе Балтии и Северной Европы; сохранение актуальности проекта Восточного партнерства.

6) Отсутствие взаимного доверия между европейскими государствами и Россией, в частности по вопросу деятельности НАТО (относительно военных учений, перспектив расширения программ НАТО и принятия новых членов, внешнеполитических целей друг друга).

7) По-прежнему в регионе остро актуален вопрос «противодействия российской пропаганде» и интеграции русского этнического меньшинства в странах Балтии для уменьшения российского влияния внутри общества, которое рассматривается как угроза западным ценностям.

8) Нежелание идти на уступки и диалог с Россией часто сводится к обсуждению внутренних проблем – политических, правовых, социальных, которые существуют в России, – соответственно, Россия не имеет права указывать Западу, что делать или что-либо от него требовать. В иных случаях нежелание идти на конструктивный диалог объясняется нарушением РФ норм международного права и необходимостью изменить поведение на международной арене. При этом не удалось услышать признания какой-либо весомой роли ЕС и НАТО в разрастании и усугублении, например, украинского конфликта (позиция по конфликту в общих чертах широко известна, не будем повторяться).

Тем не менее, следует отметить, что последние трагические события во Франции (теракты в Париже 13 ноября), авиакатастрофа с участием российского самолета над Синаем 31 октября, где вполне небезосновательна версия террористического акта, а также нарастающая угроза для стран Запада и России со стороны Исламского государства могут дать импульс к перемене риторики и попыткам пересмотреть свои отношения в свете угрозы терроризма и экстремизма. Но для этого необходимо поставить во главу угла долгосрочные интересы борьбы с глобальной опасностью терроризма, а не текущие политические и геоэкономические разногласия. Несмотря на то, что Исламское государство неоднократно упоминалось в рамках дискуссий форума, оно все же рассматривалось как более отдаленная проблема, или как один из многих детонаторов кризиса беженцев, нежели как неотложная угроза национальной безопасности государств Евросоюза и НАТО.

Фото: EATA

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju