Блог Вероники Мальчиковой

Санкционная петля

5 Августа 2017
Распечатать
2 августа 2017 года Президент Соединенных Штатов подписал закон: HR 3364, «Противодействие противникам Америки посредством закона о санкциях», который усиливает и расширяет установленные законом санкции в отношении Ирана, России и Северной Кореи.[1] Многие журналисты и политологи сходятся во мнении, что Трампа вынудили подписать данный законопроект, однако если внимательно послушать его официальное заявление, то можно отметить, что он не является ярым противником новых санкций, хотя и подтверждает некую недоработку и несоответствие конституционным нормам, поскольку посягает на полномочия исполнительной ветви власти. Президент открыто заявляет, что «выступает за то, чтобы ясно заявить, что Америка не потерпит вмешательства в демократический процесс; и что мы будем вместе с нашими союзниками и друзьями действовать против российской подрывной деятельности».[2] Отмечается, что именно поэтому он принял новые жесткие санкции в отношении Ирана и Северной Кореи, и ужесточил существующие санкции в отношении России. Данное заявление также подтверждает пресс-секретарь Белого Дома, Сара Сандерс: «Законопроект был улучшен, но Конгресс посягнул на власть президента, и он подписал его в интересах национального единства. Мы очень четко заявили, что поддерживаем жесткие санкции во всех трех странах».[3] Стоит также отметить, что она подчеркнула отсутствие всякого давления на президента; и подписание закона – исключительно его решение. Возможно, Д.Трамп не хочет лишний раз подвергать себя критике со стороны Конгресса, поскольку сложившаяся риторика может спровоцировать начало процедуры импичмента. В таком случае его место успешно займет Майк Пенс, вице-президент США. Новый закон ставит цель, используя политические инструменты, создать конкурентные преимущества для Вашингтона в глобальной экономике. Подобный шантаж, нацеленный на ограничение взаимодействия зарубежных партнеров с Россией, несет в себе угрозу для многих стран и международного бизнеса. В связи с выборами президента Соединенных Штатов в 2017 г. отношения между Берлином и Вашингтоном находятся в некоем подвисшем состоянии, что побуждает Меркель взять инициативу по экономическому развитию ЕС в свои руки. Министр иностранных дел Германии отметил, что «в Берлине не примут нарушающих международное право экстерриториальных санкций…Таким образом Америка хочет высвободить себе место для поставки собственных энергоресурсов в ЕС».[4] Если посмотреть, сколько европейские страны уже потеряли от антироссийских санкций, то становится ясно, что больше всех убытков терпит именно Германия, т.е. около $832 в месяц.[5] Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, комментируя подписанный президентом США Дональдом Трампом закон о санкциях против России, заявил, что ЕК займётся защитой экономических интересов Евросоюза, «в том числе перед США». Также в ходе саммита G7 в Таормине и в ходе саммита G20 в Гамбурге он отметил, что если американцы это сделают, в ЕС готовы в течение нескольких дней дать адекватный ответ.[6] Более того, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) выражает своё несогласие с принятием закона HR 3364. В Ассоциации убеждены, что именно бизнес является одним из важных связующих звеньев между государствами и людьми, и принципы свободной торговли не должны быть подвержены подобным ограничениям. АЕБ призывает главы государств и правительств ЕС, США и России выработать новую линию поведения, которая позволила бы отделить бизнес от политики и найти общее, взаимоприемлемое решение в духе мира и согласия.[7] Однако, стоит отметить, что на «перезагрузку» отношений если и готовы, то лишь немногие страны. Связано это, прежде всего, с тем, что Вашингтон не намерен отказываться от попыток сохранения однополярного мира. Президент Украины Пётр Порошенко заявил на своей странице в Facebook, что глава США Дональд Трамп подписал пакет антироссийских санкций, одобренных конгрессом, как они и договаривались в Вашингтоне».[8] Это еще раз подтверждает тот факт, что президент Соединенных Штатов не был подвержен давлению со стороны конгресса или др. лиц. Антироссийская риторика продолжается не только в связи с украинским кризисом. Немаловажным представляется тот факт, что сжиженный природный газ (СПГ) сильно проигрывает в цене российскому трубопроводному газу. Цены на российский природный газ в Европе упали до самых низких значений с сентября 2004 года и теперь примерно на 20% ниже европейских рыночных цен на газ.[9] Именно поэтому в Вашингтоне решили прибегнуть к неэкономическим методам борьбы за европейский газовый рынок. В официальном заявлении заместителя директора Департамента информации и печати МИД России А.В.Фёдоровой отмечается, что в ход пущены самые циничные методы недобросовестной конкуренции, когда главной задачей ставится очернение конкурента и воздействие на контрагента, в т.ч. посредством санкционного запугивания, с целью заставить его покупать свой более дорогой товар.[10] Нахождение бывшего главы «ExxonMobil» (одной из крупнейших нефтяных компаний мира) Рекса Тиллерсона на посту государственного секретаря США говорит о том, что администрация нацелена на развитие энергетического экспорта. Новый закон включает в себя следующие меры: 1) сокращение максимального срока финансирования компаний ТЭК с 90 до 60 дней. 2) запрет на поставку оборудования и технологий 3) власти США смогут налагать санкции на лиц, вкладывающих в строительство российских экспортных трубопроводов более $5 миллионов за год или $1 миллион «за раз». Как отмечают аналитики информационного агентства «Российская газета», в принятых американскими властями ограничениях есть существенные пробелы, которые позволяют их успешно обходить. По крайней мере, в части разработки наиболее сложных нефтяных месторождений. В частности, норвежская компания «Statoil» объявила, что после введения санкций в 2014 году изменила все релизы на своем сайте, которые касались планов разработки сланцевого горючего в России (конкретно – в Самарской области). Оказалось, что достаточно заменить слово «сланцы» на «известняк», чтобы не попасть под санкционный режим.[11] Что же до новых санкций, то возможности их обойти существуют, поскольку закон HR 3364 не был отправлен президентом США на доработку и включает ряд неконституционных положений. Также в 2014 г. США ввели запрет на сотрудничество практически со всеми предприятиями топливно-энергетического комплекса России, тем самым затруднив «Роснефти» задачу освоения арктического шельфа. Но стоит отметить, что европейцы изначально ограничились санкциями лишь против нашего нефтяного сектора, когда на добычу и транспортировку российского газа запреты не распространялись. Сотрудничество России и Европы в газовой сфере не прекращалось даже в пик «холодной войны». Тогда была придумана специальная программа «Газ-трубы»: европейцы помогали нам построить инфраструктуру для газопроводов, а мы в обмен поставляли им сырьё.[12] Мы также продемонстрировали, что не собираемся оставлять без ответа антироссийскую риторику, включая высылку американскими властями наших дипломатов и захват дипломатической собственности. Естественно, сохраняем за собой право и на другие контрмеры. 28 июля МИД России объявил о первых двух мерах в ответ на принятие Конгрессом законопроекта о санкциях[13]: 1) американской стороне предложено до 1 сентября 2017 г. привести количество сотрудников, работающих в посольстве США в Москве, в генконсульствах в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке, в соответствие с числом российских дипломатов и техсотрудников, которые находятся в США. Таким образом, общее количество персонала американских дипломатических и консульских учреждений в России сокращается на 755 единиц, до 455 человек. Это самая массовая высылка дипломатов в мировой практике; в Вашингтоне столь мощного удара явно не ожидали. 2) с 1 августа 2017 г. запрещается использование посольством США его складов на Дорожной улице в Москве и дачи в Серебряном бору. Указанные шаги являются ответом на меры, принятые предыдущей администрацией США в нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года[14]. Москва тянула со своим ответом, давая администрации Д. Трампа шанс убедить американский политический истеблишмент проявить здравый смысл и отказаться от неоправданного курса на конфронтацию. Этого не произошло. Санкционный режим кодифицирован и будет сохраняться десятилетиями, если не произойдет какое-то чудо. Причем он будет жестче закона Джексона - Вэника, ибо носит всеобъемлющий характер и не может быть отложен специальными распоряжениями президента без согласия Конгресса. Таким образом, задача администрации США заключается в том, чтобы поставить в приоритет экспорт энергетических ресурсов для того, чтобы создать рабочие места для своих граждан и усилить влияние на страны Евросоюза. Поэтому экономические задачи Трампа вполне соответствуют его предвыборным обещаниям.[15] Список использованных источников и литературы: 1. President Donald J. Trump Signs H.R. 3364 into Law // The White House. August 02, 2017. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/08/02/president-donald-j-trump-signs-hr-3364-law 2. Statement by President Donald J. Trump on Signing the “Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act” // The White House. August 02, 2017. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/08/02/statement-president-donald-j-trump-signing-countering-americas 3. Press Briefing by Press Secretary Sarah Sanders and Senior Policy Advisor Stephen Miller, 8/2/2017, #5 // The White House. August 02, 2017. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/08/02/press-briefing-press-secretary-sarah-sanders-and-senior-policy-advisor 4. Statement by Foreign Minister Gabriel on the adoption of US sanction laws against Russia, Iran and North Korea // Federal Foreign office. 28.07.2017. URL:http://www.auswaertiges-amt.de/EN/Infoservice/Presse/Meldungen/2017/170728_BM_Sanktionen.html 5. Убытки Запада от санкций против России оценили в $60 млрд // Forbes. 6 июля,2016. URL: http://www.forbes.ru/news/324349-ubytki-zapada-ot-sanktsii-protiv-rossii-otsenili-v-60-mlrd 6. Юнкер: Брюссель займется защитой экономических интересов ЕС перед США // Russia Today. 2 августа,2017. URL: https://russian.rt.com/world/news/414945-ekonomicheskiy-interes-sankcii-ssha-ek 7. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) выступает против санкций со стороны США // Association of European Businesses. 3 августа, 2017. URL: http://aebrus.ru/upload/iblock/720/rus-03.08.2017-aeb-statement.pdf 8. Порошенко о подписании Трампом антироссийских санкций: как мы договорились в Вашингтоне // Facebook. 2 августа, 2017. URL: https://www.facebook.com/petroporoshenko/posts/1071797832954608:0 9. «Газпром» начал продавать газ в Европе на 20% дешевле рынка // РБК. 9 июня, 2016. URL: http://www.rbc.ru/economics/09/06/2016/575973bc9a7947c723a9d3ae 10. Ответ заместителя директора Департамента информации и печати МИД России А.В.Фёдоровой на вопрос СМИ относительно критики проекта газопровода «Северный поток – 2» // Министерство иностранных дел РФ. 2 августа, 2017. URL: http://www.mid.ru/ru/press_service/spokesman/answers/-/asset_publisher/OyrhusXGz9Lz/content/id/2831657 11. Западные нефтегазовые компании нашли лазейку в санкциях // Российская газета. 2 августа, 2017. URL: https://rg.ru/2017/08/02/zapadnye-neftegazovye-kompanii-nashli-lazejku-v-sankciiah.html 12. Лукьянов Ф., Лабецкая К., Слободин А., Шпаков Ю. Труба в бесконечность. Хроника самой большой сделки в российско-германской истории. URL: http://www.pseudology.org/gazprom/USSR_FRG.htm 13. Заявление Министерства иностранных дел России // МИД. 28 июля, 2017. URL: http://www.mid.ru/ru/press_service/spokesman/official_statement/-/asset_publisher/t2GCdmD8RNIr/content/id/2824435 14. Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вместе с Факультативным протоколом о приобретении гражданства и Факультативным протоколом об обязательном разрешении споров) заключена в г. Вене 18.04.1961 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. N 18, ст. 221. 15. Трамп против истеблишмента: дадут ли новому президенту выполнить предвыборные обещания? // Youtube. 10 ноября, 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iD9C5m2BLxM

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

    Загрязнение окружающей среды  
     474 (59.03%)
    Терроризм и экстремизм  
     390 (48.57%)
    Неравномерность мирового экономического развития  
     337 (41.97%)
    Глобальный системный кризис  
     334 (41.59%)
    Гонка вооружений  
     308 (38.36%)
    Бедность и голод  
     272 (33.87%)
    Изменение климата  
     251 (31.26%)
    Мировая война  
     219 (27.27%)
    Исчерпание природных ресурсов  
     212 (26.40%)
    Деградация человека как биологического вида  
     182 (22.67%)
    Эпидемии  
     158 (19.68%)
    Кибератаки на критическую инфраструктуру  
     152 (18.93%)
    Недружественный искусственный интеллект  
     74 (9.22%)
    Падение астероида  
     17 (2.12%)
    Враждебные инопланетяне  
     16 (1.99%)
    Другое (в комментариях)  
     10 (1.25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся