К вопросу о биологической безопасности стран ОДКБ
2 сентября 2019
0
комментариев
6811
Просмотров
В ридер
Распечатать
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Установившаяся система координат в мировых отношениях всегда подчеркивала особую роль соперничества между державами за обладание передовыми технологиями, которые обеспечивают безопасность и лидерство государства не только в военной, информационной, экономической, но и биологической областях. При этом амбиции одного государства могут поставить под угрозу безопасность другого государства или даже целого ряда стран, которые для обеспечения международной и региональной безопасности нередко объединяются в военно-политические союзы.Концепция коллективной безопасности государств-участников ОДКБ гласит, что неделимость безопасности является ключевым принципом, обеспечивающим защиту интересов, суверенитета и территориальной целостности государств[1]. Одним из основных источников военной опасности государства-участники считают возможность применения оружия массового поражения, находящегося на вооружении ряда государств. Стратегия коллективной безопасности на период до 2025 года[2] подчеркивает проведение совместных действий, направленных на соблюдение и укрепление ряда международно-правовых инструментов, в частности, Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО)[3]. Отметим, что на сегодняшний день обязательный механизм контроля исполнения КБТО отсутствует, а значит на практике не обеспечивается всеобъемлющий режим нераспространения биологического оружия. Более того, по решению Четвёртой обзорной конференции в 1996 г. была образована Специальная группа, которая получила мандат на проведение переговоров с целью разработки юридически обязывающего документа – Протокола, определяющего механизм проверки выполнения требований КБТО[4]. Однако США отвергли проект Протокола на том основании, что он не обеспечивает эффективного контроля и противоречит их национальным интересам, которые заключаются в обеспечении лидерства различными методами и средствами, порой нередко противоречащих нормам международного права. Биологическое преимущество Вашингтон обеспечивает себе путем размещения сети военно-биологических лабораторий в бывших республиках Советского Союза. Как мы отмечали ранее, под видом работ по обеспечению качества сельскохозяйственной продукции и деятельности по улучшению эпидемиологической ситуации в стране могут проводиться угрожающие жизни населения рискованные исследования[5]. Не исключена возможность установления фактического тотального контроля со стороны иностранных ассоциаций и ведомств над ветеринарной и санитарно-эпидемиологической службами той или иной страны.По-прежнему неясно подпадают ли биолаборатории под понятие объектов военной инфраструктуры, которые в соответствии со ст.1 Протокола о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств-членов ОДКБ, можно разместить на своих территориях после проведения неотложных консультаций (согласования) с другими Сторонами и при отсутствии их официальных возражений[6]. Поэтому принципиально важно понимать официальную позицию каждого государства-участника ОДКБ.В п. 19 действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации прямо отмечается, что на территориях соседних с Россией государств расширяется сеть военно-биологических лабораторий США[7]. Как отметил Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев: «В настоящее время США ввели в эксплуатацию более 200 биологических лабораторий по всему миру, в том числе в СНГ, на Украине, в Грузии и в Афганистане. Их деятельность имеет мало общего с мирной наукой. Наибольшую тревогу вызывают факты проведения в них экспериментов над людьми»[8].На состоявшейся в 2018 г. встрече Секретарей Советов безопасности стран СНГ было отмечено, что советскую систему санэпиднадзора полностью заменили контролируемые США биологические лаборатории. В результате - на Украине неблагополучие по полиомиелиту, чрезвычайная ситуация по туберкулезу, дифтерии и кори[9]. При этом Украина оказалась на первой строчке в рейтинге стран Европы по количеству людей, которые заболели корью в 2018 году[10] и темпы роста заболевания, к сожалению, не снижаются, поскольку с начала 2019 года корью заболело 45147 человек[11]. Поэтому функционирование биолабораторий на Украине может угрожать не только России, но и другому члену альянса-Беларуси, на территории которой в 2018 г. было зарегистрировано значительное количество случаев завоза вируса кори преимущественно из Украины[12].Концепция национальной безопасности Беларуси закрепляет в 6 главе незаконный оборот технологий и оборудования двойного назначения, радиоактивных, химических, биологических и других опасных веществ и материалов в качестве одного из основных внешних источников угроз национальной безопасности[13]. В п.15 и п.16 Военной доктрины отмечается, что Республика Беларусь будет считать своим противником любой государственный или негосударственный субъект, деятельность которых представляет военную угрозу[14]. С учетом того, что прямого указания на биолаборатории США в стратегических документах нет, а также принимая во внимание, что вспышки и пандемии легко замаскировать под естественные, очень сложно определить характер возможной угрозы и соответственно отнести к военному виду. Более того, ни Президент Беларуси, ни МИД, ни КГБ, ни Государственный пограничный комитет, а также ни Совет министров, Совет Республики Национального собрания (НС) и Палата представителей НС не представили свою позицию по вопросу деятельности данных лабораторий. Отсутствие какой-либо оценки по данному вопросу и растущая протестная активность в Республике при этом может быть использована как инструмент давления на Минск с целью открытия биолабораторий на территории Беларуси[15]. Для поддержания стабильности собственного государства и обеспечении военной безопасности официальному руководству страны необходимо взять курс на укрепление общей безопасности в рамках ОДКБ.




Примечания:
[1]. Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года // ОДКБ. Официальный сайт. URL:https://odkb-csto.org/documents/documents/kontseptsiya_kollektivnoy_bezopasnosti_gosudarstv_uchastnikov_dogovora_o_kollektivnoy_bezopasnosti/ (дата обращения 08.05.2019)
[2]. Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года // ОДКБ. Официальный сайт. URL:https://odkb-csto.org/documents/documents/strategiya_kollektivnoy_bezopasnosti_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_bezopasnosti_na_period_do_/?sphrase_id=60615 (дата обращения 08.05.2019)
[3]. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении заключена 16.12.1971 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI. - М., 1977. С. 58 - 61.
[4]. Конвенция о запрещении биологического и токсинного оружия // МИД РФ. – 2016. – 5 июля. – URL: http://www.mid.ru/drugie-vidy-omu/-/asset_publisher/JBSvkVAIGJSS/content/id/80410 (дата обращения 08.05.2019).
[5]. Биолаборатории США на пространстве СНГ: угроза нарастает // Военно-политическая аналитика. -2017. - 22 сентября. – URL: http://vpoanalytics.com/2017/09/22/biolaboratorii-ssha-na-prostranstve-sng-ugroza-narastaet/ (дата обращения 08.05.2019).
[6]. Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности // ОДКБ. Официальный сайт. -URL: https://odkb-csto.org/documents/documents/protokol_o_razmeshchenii_obektov_voennoy_infrastruktury_na_territoriyakh_gosudarstv_chlenov_organiza/?sphrase_id=60624 (дата обращения 08.05.2019).
[7]. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – N 1 (часть II), ст. 212.
[8]. Интервью Секретаря Совета безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушева «Российской газете» // Совет Безопасности РФ. Официальный сайт. -2019. -16января. -URL: http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/2526/ (дата обращения 08.05.2019).
[9]. Секретарь Совета Безопасности РФ Н. П. Патрушев прокомментировал корреспонденту еженедельника «Аргументы и факты» инцидент с участием кораблей ВМС Украины, а также сложившуюся общественно-политическую ситуацию в этой стране // // Совет Безопасности РФ. Официальный сайт. -2018. -27 ноября. -URL: http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/2509/ (дата обращения 08.05.2019).
[10]. Украина среди лидеров по заболеваемости корью в Европе // РБК-Украина. -2019. -8февраля. -URL: https://www.rbc.ua/rus/news/ukraina-sredi-liderov-zabolevaemosti-koryu-1549596831.html (дата обращения 08.05.2019).
[11]. З початку року на кір захворіло більше 45 тисяч українців. Єдиний надійний захист- вакцинація // Міністерство охорони здоров’я. -2019. -6мая. -URL: http://moz.gov.ua/article/news/z-pochatku-roku-na-kir-zahvorilo-bilshe-45-tisjach-ukrainciv-edinij-nadijnij-zahist---vakcinacija (дата обращения 08.05.2019).
[12]. Информация о ситуации по кори в мире и Республике Беларусь // ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии». -2019. -25 января. -URL: http://www.rcheph.by/upload/iblock/643/informatsiya-po-kori.pdf (дата обращения 08.05.2019).
[13]. Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 621 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 1/13223.
[14]. Закон Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 412-З «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 26 июля 2016 года, 2/2410.
[15]. Республика Беларусь – на пороге биологической угрозы // Военно-политическая аналитика. -2018. -3 сентября. -URL: http://vpoanalytics.com/2018/09/03/respublika-belarus-na-poroge-biologicheskoj-ugrozy/ (дата обращения 08.05.2019).
[16]. Военная доктрина Республики Армения // Объединённый штаб ОДКБ. Официальный сайт. -URL: https://www.jscsto.org/upload/iblock/17f/17fe9ea0a845818ec94168efdc10e83d.pdf (дата обращения 27.05.2019)
[17]. Секретарь Совбеза РА Армен Григорян присутствовал на ежегодной 6-й встрече Секретарей Советов безопасности государств-членов СНГ в Москве // Совет безопасности РА. Официальный сайт. -2018. -21 ноября. -URL: http://www.seco.am/information/press_releases/102?lang=ru (дата обращения 27.05.2019)
[18]. Основные проекты НИОКР // Институт молекулярной биологии Национальной академии наук Армении. -URL: http://molbiol.sci.am/rdprojects (дата обращения 27.05.2019)
[19]. Интервью Министра иностранных дел России С. В. Лаврова радио «Комсомольская правда», Москва, 17 декабря 2018 года // МИД РФ. Официальный сайт. -2018. -17 декабря. -URL: http://www.mid.ru/web/guest/meropriyatiya_s_uchastiem_ministra/-/asset_publisher/xK1BhB2bUjd3/content/id/3448023 (дата обращения 27.05.2019)
[20]. Н. Пашинян заявил, что допустил специалистов из РФ к американским биолабораториям в Армении // Посольство РФ в Республике Армения. -2018. -10 сентября. -URL: https://armenia.mid.ru/-/n-pasinan-zaavil-cto-dopustil-specialistov-iz-rf-k-amerikanskim-biolaboratoriam-v-armenii?redirect=https%3A%2F%2Farmenia.mid.ru%3A443%2Fdelo-skripalej%3Fp_p_id%3D3%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dmaximized%26p_p_mode%3Dview%26_3_groupId%3D22542547%26_3_keywords%3D%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B8%26_3_struts_action%3D%252Fsearch%252Fsearch&inheritRedirect=true (дата обращения 27.05.2019)
[21]. "Мы этот вопрос не обсуждали": Пашинян о словах Лаврова по биолабораториям // Спутник Армения. -2018. -19 декабря. -URL: https://ru.armeniasputnik.am/politics/20181219/16331630/My-etot-vopros-ne-obsuzhdali-Pashinyan-o-slovakh-Lavrova-po-biolaboratoriyam.html (дата обращения 27.05.2019)
[22]. Об открытии курсов для специалистов из стран СНГ // Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб». -2018. -11 декабря. -URL: http://microbe.ru/news/kdec18_1/ (дата обращения 27.05.2019)
[23]. Военная доктрина Республики Казахстан // Министерство обороны Республики Казахстан. Официальный сайт. -URL: https://mod.gov.kz/rus/dokumenty/voennaya_doktrina (дата обращения 28.05.2019)
[24]. Постановление Правительства Республики Казахстан от «22» января 2018 года № 24 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения Республики Казахстан» // Правительство Республики Казахстан. Официальный сайт. -URL: http://www.government.kz/ru/postanovleniya/postanovleniya-pravitelstva-rk-za-yanvar-2018-goda/1013576-o-nekotorykh-voprosakh-ministerstva-zdravookhraneniya-respubliki-kazakhstan.html (дата обращения 28.05.2019)
[25]. Казахстан и Россия обсудили проблемы биобезопасности // МИД Казахстана. Официальный сайт. -2017. -31 мая. -URL: http://www.mfa.kz/ru/content-view/kazahstan-i-rossia-obsudili-problemy-biobezopasnosti (дата обращения 28.05.2019)
[26]. Иностранные дипломаты посетили Центральную референтную лабораторию в Алматы // МИД Казахстана. Официальный сайт. -2018. -23 мая. -URL: http://www.mfa.kz/ru/content-view/inostrannye-diplomaty-ministerstva-inostrannyh-del-respubliki-kazahstan-posetili-centralnuu-referentnuu-laboratoriu-v-almaty (дата обращения 28.05.2019)
[27]. Несекретная лаборатория Пентагона открывается в Алматы // Youtube. -2016. -20 ноября. -URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=41&v=graiRo_Ow_4 (дата обращения 28.05.2019)
[28]. Международное сотрудничество // Научный центр карантинных и зоонозных инфекций (КНЦКЗИ) имени Масгута Айкимбаева. -URL: http://crl.org.kz/index.php/o-nas/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo (дата обращения 28.05.2019)
Поделиться статьей
Автор
Вероника Мальчикова
Аспирант Российско-Армянского (Славянского) Университета
Блог: Блог Вероники Мальчиковой
Рейтинг: 5
ДРУГИЕ ЗАПИСИ
Угроза нарастания биологической войны
10 января 2018
Вероника Мальчикова