Блог Вадима Борисова

Израиль и Индонезия: возможна ли нормализация?

6 октября 2025
Распечатать

Неожиданный финал публичного выступления президента Индонезии в ходе юбилейной сессии Генассамблеи ООН дал повод для оптимизма израильтян относительно возможностей установления полноформатных дипломатических отношений с ведущей экономикой Юго-Восточной Азии и крупнейшей мусульманской страной. Тем не менее, в ближайшей перспективе вероятность подобного сценария не видится очень высокой.

Индонезийский лидер Прабово Субианто, выступая с трибуны ГА ООН, заявил о готовности признать Государство Израиль в том случае, если Западный Иерусалим сделает аналогичный шаг в отношении государственности Палестины, подчеркнув при этом, что установление подлинного мира невозможно без признания и гарантий права израильтян на безопасность. Символическим жестом с его стороны стало произнесение в конце речи слова «мир» на иврите. В контексте процесса нормализации между Израилем и арабским (шире — исламским) миром потенциальное изменение позиции Джакарты может стать важным сигналом для сдвигов ближневосточной политики других государств-членов ОИС, возможно, сопоставимым с вероятным установлением официальных отношений между Израилем и Саудовской Аравией. В то же время мотивы относительно умеренной риторики в отношении Израиля со стороны Индонезии носят комплексный характер.

Y7TZ3DUIRNIMXDDJHBRRG7FGOE.jpg

Источник: Reuters

Прежде всего, следует отметить, что палестинский вопрос десятилетиями являлся камнем преткновения в отношениях двух стран: сама идея и контекст получения Индонезией независимости выдвигали на первый план идеи борьбы против колониализма и права народов на самоопределение, которые были законодательно закреплены в конституции, принятой в 1945 г. Отсюда, в частности, проистекает и последовательная поддержка чаяний палестинцев в деле создания собственного государства. При этом прямое оказание помощи Палестине было практически невозможно реализовать без взаимодействия с Израилем. Так, например, в августе этого года появилась информация о том, что Джакарта приступила к сбросу гуманитарных грузов с воздуха на территорию сектора Газа с одобрения израильской стороны. Также индонезийцы выразили готовность принять на своей территории раненых жителей эксклава. Реализация данных шагов была бы невозможна без координации с Западным Иерусалимом, осуществляющим военный контроль за сухопутным, воздушным и морским доступом в сектор, что свидетельствует о наличии установленных и функционирующих каналов взаимодействия. Впрочем, общий контекст развития отношений между двумя странами существенно шире, о чем будет сказано ниже.

Проблемным аспектом для индонезийской внешней политики является дилемма между новыми возможностями экономического роста, которые потенциально откроет нормализация с Израилем, и устоявшимся курсом на солидаризацию с палестинским движением, резкий отказ от которого может вызвать непонимание гражданского общества — выбор, с которым сталкиваются на фоне войны в Газе и арабские страны. Некоторая дихотомия в случае Джакарты проистекает из нескольких мотивов, связанных с экономическим развитием и безопасностью.

Весной 2024 г. появились сообщения, что Индонезия ведет тайные переговоры с Израилем об установлении полноформатных отношений в связи с возможностью вступления в ОЭСР, что открыло бы новые возможности для торговли и инвестиций. Поскольку без консенсусного решения принятие новых членов в Организацию невозможно, требовалось заручиться поддержкой также со стороны Западного Иерусалима, однако, очевидно, в условиях масштабных разрушений в секторе Газа и гибели множества мирных жителей Джакарта решила не отходить от давних политических принципов. Присоединение к БРИКС в определенном смысле компенсировало невступление Индонезии в ОЭСР, однако нельзя с уверенностью утверждать, что руководство Республики полностью отказывается от планов вступить также и в это объединение, с чем и связана сдержанная риторика в адрес Израиля.

Также со счетов не следует сбрасывать пресловутый фактор США — тарифные войны администрации Д. Трампа затронули и экономического гиганта Юго-Восточной Азии. Приблизительно за два месяца до символического выступления П. Субианто в ООН на официальном сайте Белого дома было опубликовано совместное американо-индонезийское заявление о рамках подготовки соглашения по торговым ограничениям. Судя по его положениям, Джакарта была вынуждена снять 99% всех прямых тарифных барьеров, в то время как Вашингтон — только 17%. При этом США занимают 2-е после КНР место в числе партнеров Индонезии в сфере внешней торговли (почти 10%). Исходя из этих данных, можно предположить, что определенное «потепление» индонезийской риторики в отношении Израиля призвано также создать более благоприятное восприятие Республики в глазах крайне произраильской республиканской администрации. Кроме того, как полагают сами израильские эксперты, возможное присоединение Индонезии к «Соглашениям Авраама» позволит ей рассчитывать на поддержку со стороны Соединенных Штатов ее членства в ОЭСР, помощь в сфере экономики и безопасности. Этим отчасти объясняется и одобрение Джакартой плана Д. Трампа по окончанию войны в секторе Газа (Израиль на словах его также принял).

Наконец, не следует забывать и о потенциале развития непосредственно индонезийско-израильских отношений. Модель взаимодействия Западного Иерусалима с арабскими государствами с опорой на сферы безопасности, ИКТ, инвестиций и экологии может быть задействована и в регионе Юго-Восточной Азии. Израильские инновации в области IT, сельского хозяйства и водного обеспечения способны стать важным драйвером развития экономики Республики и повысить ее конкурентоспособность на региональном и глобальном уровне. Кроме того, координация с израильскими службами безопасности и использование их опыта позволит более эффективно бороться с радикальными и криминальными группами, действующими на территории самой Индонезии. Перспективы двухстороннего взаимодействия, таким образом, выглядят весьма впечатляющими.

Дипломатические маневры Джакарты в силу вышеперечисленных причин выглядят вполне объяснимыми, однако делать окончательный вывод о скорейшем установлении официальных отношений с Израилем преждевременно. Непременным условием для этого, по словам самого президента Индонезии, является признание государственности Палестины со стороны израильского руководства, на что рассчитывать не приходится. Существует определенная вероятность, что Джакарта согласится на нормализацию при реализации Западным Иерусалимом, по крайней мере, действенных уступок в отношении палестинцев, и тогда возобновление переговоров станет возможным. Стоит также предположить, что существенную роль в позиции Индонезии будут играть дальнейшие шаги Саудовской Аравии и других мусульманских стран на израильском направлении.


Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся