Обновленная Арктическая стратегия Норвегии
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В апреле 2017 года правительство Норвегии обновила национальную арктическую стратегию – «Арктическая стратегия Норвегии – между геополитикой и социальным развитием». Арктический регион является важнейшим приоритетом как внутренней, так и внешней политики Норвегии. Правительство выделяет огромные средства для реализации проектов на Крайнем Севере. Так, например, в 2016 году было выделено 2,7 млрд. норвежских крон; значительная часть отводилась на проведение исследований[1].
Еще в 2006 году Министерство иностранных дел страны обнародовало Стратегию правительства Норвегии в северных регионах. Впервые подобный документ был опубликован под названием «стратегия», и в какой-то мере послужил примером для других государств в формировании собственной арктической политики. Правительство признало «северные регионы как наиболее важную в стратегическом плане сферу, в которую будут направляться усилия Норвегии в наступающие годы»[2]. Ключевыми словами первой стратегии стали «присутствие», «активность» и «знания». В области международного сотрудничества акцент делался на усиление партнерства с Россией. В марте 2009 года появилась обновленная версия стратегии под названием «Новые структурные элементы на Севере», которая включала основные направления политики ее предшественницы, но с акцентом на развитие бизнеса и знания об окружающей среде. В стратегии изложены семь основных политических приоритетов Норвегии в Арктике:
1. Развитие знаний о климате и окружающей среде на Крайнем Севере.
2. Совершенствование системы контроля, реагирования на чрезвычайные ситуации и безопасность морского судоходства в северных водах.
3. Содействие устойчивому развитию морских нефтяных месторождений и возобновляемых морских ресурсов.
4. Содействие развитию наземного бизнеса.
5. Дальнейшее развитие инфраструктуры на Севере.
6. Сохранение суверенитета и укрепление трансграничного сотрудничества.
7. Сохранение культуры и обеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов[3].
Обновленная стратегия Норвегии «Арктическая стратегия Норвегии – между геополитикой и социальным развитием» была принята в апреле 2017 года. Основная цель декларируемая правительства на ближайшие годы сделать северные территории Норвегии самым инновационным и устойчивым регионом в стране. Данный документ закрепил пять приоритетных направлений: международное сотрудничество, развитие бизнеса, развитие знаний, инфраструктура, защита окружающей среды и обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям[4].
В области международного сотрудничества правительство Норвегии считает необходимым продолжать взаимодействие в рамках Арктического совета и работать над тем, чтобы АС оставался важнейшим межправительственным органом по вопросам сотрудничества в Арктике. Также Норвегия отдает предпочтение таким организациям как СБЕР и Северное измерение. Сотрудничество с Россией также остается в числе ключевых тем. В Стратегии 2017 года упоминается: « несмотря на те нормы международного права, которые Россия нарушила на Украине, и ответ Норвегии на эти события, крайне важно, чтобы Россия и Норвегия продолжили работу над решением ключевых задач на севере. Наши отношения с Россией останутся неизменными и являются важным элементом Арктической политики Норвегии »[5]. В то же время, норвежское правительство крайне обеспокоено тем, что военная активность России в Арктике за последние десять лет заметно возросла, поэтому членство Норвегии в НАТО и трансатлантическом сообществе безопасности является краеугольным камнем политики безопасности этой страны. Существующие разногласия в Арктике Норвегия намерена решать исключительно в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.
Что касается позиции России по поводу сотрудничества с Норвегией, РФ предпочитает акцентировать внимание не на разногласиях, которые, несомненно, имеются, а на общих проблемах и вызовах, стоящих перед обоими государствами. Так, директор представительства Норвежского Баренцева секретариата в России, почетный консул Норвегии в Архангельске Андрей Шалёв считает, что «несмотря на разногласия в некоторых принципиальных вопросах, взаимодействие между двумя соседними странами на уровне экспертов и высших государственных чинов и ведомств все время продолжало идти в рабочем режиме, поскольку решение многих задач зависит от того, насколько слаженно будет взаимодействие всех сторон. Речь идет, например, о рыболовном промысле, сохранении биоресурсов и экологии арктической акватории »[6].
Другим важным направлением является устойчивое развитие бизнеса в Арктике. Сейчас Норвегия возлагает большие надежды на новые виды деятельности такие как, морская биотехнология, энергетика, разработка полезных ископаемых морского дна, морские перевозки и туризм. Основными действиями правительства в этом направлении являются: усовершенствование системы поставок на севере Норвегии; содействие тесному и своевременному диалогу между отраслями промышленности, представителями саамов, местными властями и местными общинами; укрепление связей между научно-исследовательским сообществом и предпринимательским сектором на севере Норвегии[7].
Третьим приоритетным направлением является развитие знаний. В этой области Норвегия ставит следующие цели:
1. Приложить все возможные усилия для того, чтобы Норвегия занимала ведущие позиции в области знаний, касающихся Арктики.
2. Улучшить качество образования и доступ к знаниям и навыкам в целях повышения инновационной способности и создания бизнес-сектора на севере.
3. Улучшить качество образования на всех ступенях – от начального до высшего.
Правительство Норвегии стремится к тому, чтобы управление окружающей средой и природными ресурсами, предпринимательская деятельность и социальное развитие основывались на надежных научных знаниях[8].
Настоящим прорывом в области научных исследований можно считать приобретение Норвегией высокотехнологичного научно-исследовательского судна «Кронпринц Хокон», котороей может круглогодично работать во льдах. Ранее Норвегия не имела ледоколов для плавания в арктических морях. Строительство с бюджетом 1,4 млрд. норвежских крон финансируется государством. Ледокол будет оборудован по последнему слову техники, будет иметь днищевую шахту, телеуправляемый и автономный подводные аппараты. На палубе есть место для размещения одного-двух вертолётов[9].
Четвертое приоритетное направление – развитие инфраструктуры. В качестве главной задачи в этом вопросе правительство Норвегии определяет развитие безопасной транспортной системы. В рамках Национального транспортного плана 2018-2029 гг. предпочтение отдается проектам на севере. Также, правительство будет работать над тем, чтобы вся страна имела доступ к надёжной и функциональной цифровой инфраструктуре. Такие технологии как спутниковая навигация, средства связи и система наблюдения крайне необходимы для поисково-спасательных работ, мониторинга и наблюдения за климатом и окружающей средой[10].
Традиционным направлением остается защита окружающей среды. В этом отношении Норвегия готовит ряд амбициозных проектов. Например, в стратегии упоминается о создании центра по обеспечению готовности к разливам нефти и реагированию на них, а также сбору пластмассового мусора. Норвегия возлагает большую надежду на вклад арктических государств в развитие всемирного семенохранилища на о. Шпицберген с целью сохранения генетического разнообразия и содействия глобальной продовольственной безопасности[11].
По мнению некоторых российских и зарубежных экспертов, Арктическая стратегия Норвегии по праву может считаться самой «умной». Правительство делает акцент на развитие знаний и инноваций. «Норвегия, как представляется, это единственная из основных приарктических государств, активно готовящаяся использовать в борьбе за свои интересы в Арктике так называемую «мягкую» силу, не снимая, однако, с повести дня и развитие силы «жесткой»»[12].
Норвежская стратегия обладает рядом особенностей: во-первых, Норвегия стремится занять ведущее место в области знаний и научных исследований в Арктике; во-вторых, одним из основных приоритетов норвежцы признают необходимость тесного сотрудничества с Россией, что отличает их от других арктических государств; в-третьих, Норвегия, как упоминалось ранее, стала первой страной, которая разработала Арктическую стратегию, и на сегодняшний день является пока единственным государством, которое обновило свой основной документ по Арктике.
Анастасия Кобызева
Студентка 2 курса магистратуры
«Арктическое регионоведение» СВФУ
[1] Пилясов, А., Замятина, Н. Рабочие тетради. Выпуск 1. Арктическое право России: Каким ему быть? – М.: Ridero, 2017. С 753
[3] New Building Blocks in the North. The next Step in the Government’s High North Strategy https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/ud/vedlegg/nordomradene/new_building_blocks_in_the_north.pdf
href="/C:/Users/M-video/Downloads/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%A0%D0%A1%D0%9C%D0%94%20(%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9)%20(1).docx#_ftnref4" name="_ftn4" >[4] Norway’s Arctic Strategy – between geopolitics and social development https://www.regjeringen.no/contentassets/fad46f0404e14b2a9b551ca7359c1000/arctic-strategy.pdf
[5] См 4.
[7] См 4.
[8] См 4.
[9]Норвегия представляет самое современное полярное научно-исследовательское судно. https://thebarentsobserver.com/ru/arktika/2017/02/norvegiya-predstavlyaet-samoe-sovremennoe-polyarnoe-nauchno-issledovatelskoe-sudno
[11] См 4.
[12] Комлёва Н.А. Арктические стратегии приарктических государств: общее и особенное. Арктика и Север. - 2011. - №2.
Экспертные комментарии и статьи исследователей СВФУ
Блог: Арктика и мир
Рейтинг: 0