Болгария: 100 дней протестов
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Прямо напротив здания болгарского парламента расположен конный памятник царю-освободителю – здесь, как и в России, таковым почитают императора Александра II, благодаря которому в 1878 г. страна смогла добиться независимости от Османской империи. Последние три месяца вокруг него разбиты палатки, стоят металлические заграждения, а сам памятник украшают многочисленные лозунги, призывающие правительство уйти в отставку. За этим должны последовать парламентские выборы. Именно выборы, а не «новое 9 сентября», – уточняет один из плакатов: это намек на события 1944 г., когда в результате переворота к власти в Болгарии пришли коммунисты.
Днем только по этим лозунгам и палаткам на площади Народного собрания и можно понять, что в Болгарии идут протесты. Вечером, когда здесь собираются люди, это становится более очевидным. Между тем протесты, как шутят их организаторы, пора заносить в книгу рекордов Гиннесса – ведь 21 сентября с их начала исполнилось 100 дней. В целом, все проходит довольно мирно, хотя и не всегда – 24 июля дело даже дошло до блокады парламента демонстрантами и столкновений с полицией.
Чем вызваны эти протесты? Надо сказать, что политическая ситуация в стране весьма запутана. В марте этого года правительство, сформированное в 2009 г. партией «Граждане за европейское развитие Болгарией» (ГЕРБ), ушло в отставку из-за массовых протестов против повышения цен на электроэнергию, которое, по мнению демонстрантов, было обусловлено тесными связями премьера Бойко Борисова и его министров с иностранными компаниями, располагавшими монопольным положением на болгарском топливном рынке. Досрочные выборы, состоявшиеся 12 мая, не дали преимущества ни одной из четырех партий, преодолевших 4-процентный барьер. Расклад сил оказался таким: ГЕРБ набрала 30,5% голосов; Болгарская социалистическая партия (БСП, наследница Коммунистической партии, руководившей страной почти полвека – с 1944 по 1990 гг.) – 26,6%; Движение за права и свободы (ДПС), выражающее интересы турецкого меньшинства, – 11,3%; националистическая партия Атака – 7,3%. ГЕРБ не имела достаточного количества мест в парламенте для того, чтобы самостоятельно сформировать правительство, а вступать в коалицию с ней никто не хотел, особенно после того, как в день выборов было обнаружено 300 тыс. бюллетеней (это составляет почти 9% от общего числа граждан, принявших участие в голосовании) с уже проставленными за ГЕРБ крестиками, которые должны были вбросить в избирательные урны.
Остальные три партии, прошедшие в парламент, напоминали скорее лебедя, рака и щуку, чем возможных партнеров по коалиции – как можно было представить, что в одном кабинете окажутся представители турецкого меньшинства и болгарские националисты, выступающие за запрещение всех этнических партий? Если их что-то и могло объединить, то только неприязнь к ГЕРБ. Сформировать же правительство без участия националистов БСП и ДСП не могли, поскольку им не хватало 2 мест в парламенте для получения необходимого большинства (121 место из 240).
Компромиссным решением стало создание так называемого «правительства экспертов» под руководством экономиста Пламена Орешарского, который был министром финансов социалистического правительства в 2005-2009 гг. «Лебедь», «рак» и «щука», несмотря на все разногласия, поддержали новое правительство, а ГЕРБ перешла в оппозицию.
То, что Орешарскому и его министрам легкой жизни ждать не стоит, было ясно с самого начала. Любая ошибка грозила серьезными политическими последствиями. И вот 14 июня главой болгарского Агентства национальной безопасности назначают молодого политика из ДПС Деляна Пеевского, фигуру крайне неоднозначную. В свои 32 года он успел побывать следователем в следственном комитете Софии, заместителем министра по чрезвычайным ситуациям, депутатом и членом парламентской комиссии по вопросам внутренней безопасности и общественного порядка, а также парламентской комиссии по юридическим вопросам. Но это еще не все – Пеевски и его мать Ирена Крастева являются весомыми фигурами в мире болгарских СМИ, поскольку владеют несколькими печатными изданиями, двумя телеканалами и крупнейшим в стране издательским домом «Родина». Пеевскому также принадлежат несколько квартир в Софии, которые он купил в 2000-е гг. Изюминка заключается в том, что в своей налоговой декларации Пеевски указывал, что живет на скромную зарплату государственного служащего, которой явно не достаточно для поддержания свойственного ему образа жизни. Кроме того, он оказался замешан в целом ряде скандалов, крупнейшим из которых стала приватизация двух спортивных комплексов в Золотых Песках.
Назначение Пеевского было воспринято многими как очередное подтверждение засилья коррупции в стране в целом и в высших эшелонах власти в частности. С этой проблемой Болгария не может справиться уже не первый год. В Индексе восприятия коррупции она занимает второе место среди стран Евросоюза, уступая лишь Греции. В политической и экономической жизни страны по-прежнему значительную роль играет организованная преступность. При этом по уровню жизни Болгария занимает предпоследнее место в ЕС (хуже только Румыния), безработица в годы кризиса выросла в 2 раза и сегодня составляет 12,7% от экономически активного населения, а объем ВВП до сих пор не достиг докризисного уровня. Политика урезания бюджетных расходов, проводившаяся правительством Борисова, ощутимых результатов так и не принесла.
С одной стороны, протестующих можно понять – болгары устали от криминала и коррупции. С другой – новому правительству просто пока еще не хватило времени, чтобы проявить себя с лучшей стороны, а кредит доверия у него оказался столь малым, что первая же ошибка чуть не погубила его. Осложняет ситуацию еще и то, что, за исключением требования немедленной отставки правительства, у протестующих нет сколько-нибудь ясной программы действий. Нет у них и явных лидеров. Поговаривают, что за ними стоит либо ГЕРБ, утратившая статус правящей партии, либо те партии, которые на выборах 12 мая впервые за время, прошедшее с падения коммунистического режима, не сумели набрать достаточное количество голосов для того, чтобы пройти в парламент. Однако ни ГЕРБ, ни прочие партии, имеющие основания быть недовольными исходом майских выборов, не хотят возглавлять протест и выступать от имени демонстрантов. Их тактика скорее заключается в том, чтобы дождаться-таки отставки технического правительства и попытаться поправить свое положение на следующих выборах. Однако, если верить социологическим опросам, новые выборы, которые неизбежно последуют за отставкой правительства, вряд ли улучшат положение недовольных партий. Немедленная отставка лишь усугубит политический кризис. Правительству нужно дать время для проведения необходимых реформ и для подготовки новых выборов, которые внесут ясность в расклад политических сил в стране.
К.и.н., внештатный эксперт Центра проблем безопасности и развития
Блог: Южная Европа: политика, экономика, общество
Рейтинг: 0